• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регионы: образовательный ландшафт

Высшая школа экономики открывает серию семинаров "Современное российское образование — региональный контекст". Первый из них состоялся в Пермском филиале ГУ-ВШЭ.

Чем, как и на что живут сельские учителя, директора нестоличных школ и региональные чиновники? Новый цикл семинаров ВШЭ как раз и призван исследовать особенности образовательной среды, как сказали бы раньше, в провинции, а, следуя духу времени, говорят — в регионах. Первый семинар "Проблемы модернизации школьного образования" состоялся 10 февраля в Пермском филиале ГУ-ВШЭ. Его ведущим выступил специальный обозреватель "Полит.Ру", сотрудник ГУ-ВШЭ Леонид Клейн.

До семинара Леонид Клейн взял интервью у министра образования Пермского края Николая Карпушина, а после семинара уже к нему самому за комментариями обратилась Новостная служба портала.

— Леонид, почему именно Высшая школа экономики возложила на себя задачу исследовать региональный контекст отечественного образования?

— Мы работаем на Россию — так сказала Галина Емельяновна Володина, директор Пермского филиала Высшей школы экономики. И я могу подтвердить, что это не пустые слова. Потому что после семинара к нам подошли все участники и сказали, что им было очень интересно. Ведь судите сами — кто их собирает? Они сидят по своим школам и видят только директора, ближайшее начальство, детей, коллег, и все! Им, простым учителям, работающим в школах маленьких городов, и особенно сельским учителям, безусловно, нужна какая-то площадка для общения, для обмена информацией и мнениями.

И в этом смысле мы решаем очень важную задачу, которая связана уже не только с образованием, но и вообще с социальным пейзажем. Учителей пригласили пообщаться на профессиональные темы, у них появилась возможность сформулировать свои проблемы и озвучить их на уровне министра — это же чрезвычайно важно! И то, что именно Вышка этим занимается, мне кажется на самом деле замечательным. Конечно, ГУ-ВШЭ — высшее учебное заведение, но без знания общих социальных реалий страны невозможно никого ничему учить.

— Какие основные задачи вы ставили перед собой, организовывая этот семинар?

— Главная задача, конечно, — это зафиксировать проблемы современной системы образования с точки зрения непосредственно носителей профессионального и социального опыта.

Семинаром, который состоялся в Перми, мы открываем серию таких серьезных встреч. Серьезных, потому что мы пытаемся детально изучить носителей вот этой образовательной практики не просто на основе статей, фактов, цифр, но и на основе трансляции их социального и профессионального опыта. Суть семинаров проста — определяем проблему, собираем людей, носителей этого самого социального и профессионального опыта: преподавателей, директоров школ, вузовских преподавателей — и разговариваем с ними.

— Как бы вы сами определили формат семинара?

— Формат представляет собой открытую дискуссионную площадку, объединяющую экспертов Высшей школы экономики, региональных работников образования и заинтересованных чиновников. Я бы лично определил этот жанр как средний между журналистским и исследовательским. Звучат разные мнения, идет живой разговор. Это точно не конференция с программными докладами, и не интервью, и не социологическое исследование.

— Почему первым делом вы поехали в Пермь?

— Пермь — достаточно продвинутый край в плане образования, вообще довольно интересный регион, при этом он удален от Москвы и в этом смысле показателен для России.

Это регион, который недавно выиграл конкурс на проведение комплексной программы модернизации образования, там действительно многое делается. Они переходят на новую форму оплаты труда сотрудников, вводят управляющие советы при школах. У них реализуются концепции оптимизации сельских школ, причем это довольно серьезный, болезненный вопрос. С одной стороны, село умирает, если школы нет. С другой стороны, качество образования в маленькой школе не соответствует современным стандартам, и с этим нужно что-то делать.

— Согласна, это серьезная тема. Но как она связана с Вышкой?

— Семинар проходил непосредственно в помещении Вышки, но важно также понять, что Пермский филиал Вышки чрезвычайно много делает для школ. Директор Пермского филиала ГУ-ВШЭ Галина Володина прямо говорит, что им, то есть нам, нужны абитуриенты качественные, а качественных абитуриентов невозможно получить без качественных школ, но качественная школа — это качественные преподаватели.

Пермский филиал организует олимпиады для учителей. Это вообще очень интересно. Пригласили преподавателей и дали им тесты наподобие тестов ЕГЭ. Во-первых, многие преподаватели откровенно завалили тесты, но, во-вторых, сама ситуация, когда преподаватель решает задачу, уже нестандартна, ведь школьный учитель привык учить, он не привык учиться.

Система повышения квалификации в стране совершенно обветшалая. И Вышка фактически занимается реальным повышением квалификации, повышением социального и профессионального статуса учителя. И, кстати говоря, наш семинар был нацелен на это же.

Там был любопытный момент. Например, министр говорил, что по новой системе оплате труда преподаватель не может брать больше 17-ти часов, он не может добирать нагрузкой. Но на семинаре выясняется, что все преподаватели работают на износ, что у кого-то по 36 часов в некоторых школах, а потом они еще в субботу и воскресенье устраивают какие-то мероприятия в детском саду, а на каникулы еще что-то, и, в общем, никто не отдыхает. Реальная картина вот такая. А почему? Потому что средняя зарплата преподавателя в пермской сельской школе — 7,5 тысяч рублей.

— И им негде больше подработать?

— И им, конечно, больше негде подработать. И когда, например, говорят об оптимизации количества школ, здесь мы какую задачу решаем? Мы решаем задачу спасения детей, которые не получают качественное образование в маленькой школе, или мы спасаем преподавателей, которым негде будет работать?

— И кого же на самом деле вы спасаете?

— Скажем так: мы формулируем проблему. Но, конечно, нам интересны прежде всего дети. И дальше еще одна проблема: вот говорят, что в школе никто не хочет работать. А в школе на самом деле свободных ставок нет, потому что пенсионеры не уходят…

— Это там, на селе?

— Это везде. Но особенно, конечно, там. В Москве сейчас неплохо платят и в расчете на одну ставку. А там все занято. Если мы хотим получать качественных абитуриентов, здесь тоже надо как-то "расшивать" ситуацию.

— Какие вопросы были вынесены на обсуждение учителей и министра?

— Три главных:

  1. как сельская школа включена в программу модернизации образования;
  2. проблема педагогических кадров для общеобразовательной школы;
  3. опыт создания базовых школ и опыт сотрудничества ГУ-ВШЭ с общеобразовательными школами.

— А если не секрет, о чем вы говорили с министром Карпушиным?

— Нам всем было любопытно, как то, что он рассказывал, будет потом соответствовать (или не соответствовать) тому, что говорят преподаватели. Министр присутствовал на семинаре. И даже если учесть, что учителя в присутствии высокого начальства не были уж вовсе раскованны, многое сошлось. Это был вообще любопытный опыт. Люди в целом говорили достаточно свободно, не боялись затрагивать свои проблемы, говорить о зарплатах, о проблемах ЕГЭ, о том, что сложилась в некотором смысле катастрофическая ситуация с кадрами.

Представительница сельской школы рассказала, что уже около года они не могут найти преподавателя английского с высшим образованием. Его просто не существует в природе, то есть он, конечно, где-то есть, но на тех условиях и в том месте, где нужен, он работать не может. Здесь же целая цепочка проблем возникает. А нужен ли там преподаватель английского языка? Если он нужен, то сколько ему нужно платить, чтобы он туда поехал?

Дальше — больше: даже если они и смогут платить ему какую-то зарплату, которая не ниже, а может быть, даже и выше средней "женской" зарплаты по региону в бюджете, то все равно ему негде жить. И вот еще одна проблема: школе не разрешают снимать для этого преподавателя помещение, квартиру, потому что нет такой строки в бюджете, государственная школа не имеет права. Возникает целый веер социально-экономических и культурных вопросов, а это лишь одна из тем, представленных на этом семинаре.

Подробнее с некоторыми итогами семинара можно ознакомиться на аналитическом портале "Полит.ру":

— Ну и последний вопрос, традиционный: где и когда будет следующий семинар?

— 3 марта в Нижнем Новгороде, разумеется, в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ.

— Какова будет его тематика?

— Главная тема, заявленная в названии, — "Переход на ЕГЭ и реальная практика образовательного процесса". Дело в том, что Нижний Новгород в этом году вводит систему ЕГЭ, и мы будем говорить о том, как с одних рельсов они переходят на другие. Будут обсуждаться следующие вопросы:

  • переподготовка учителей и администрации школ в связи с переходом на ЕГЭ;
  • необходимость перехода на ЕГЭ, его последствия;
  • ситуация с учебниками, методическими материалами и другое.

Ожидается, что в семинаре примут участие представители Нижегородского, Московского и Санкт-Петербургского филиалов ГУ-ВШЭ, а также департамента образования Нижегородской области, и приглашен министр образования Нижегородской области С.В. Наумов.

Приглашаем и представителей других заинтересованных организаций принять участие в семинаре, который состоится 3 марта в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ. Просьба присылать заявки с указанием ФИО, названия организации, контактов на e-mail: lbalabanova@hse.ru

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ