• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа исследователей гражданского общества

В этом году прошла первая Летняя школа исследователей гражданского общества, организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. О работе школы рассказывает директор Центра Ирина Мерсиянова.

— Ирина Владимировна, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ проводил Летнюю школу впервые. Почему она стала необходима, какой была главная цель школы?

— Действительно, мы провели в этом году первую Летнюю школу, но уже давно готовились к этому событию. С 2008 года в нашем Центре реализуется программа содействия формированию профессионального сообщества исследователей гражданского общества. И Летняя школа, на наш взгляд, — вполне логичное продолжение этой работы. Мы постепенно стали своеобразным центром притяжения для региональных исследователей, которые занимаются вопросами гражданского общества в нашей стране. И, конечно, давно хотели провести такую школу для обмена опытом и обучения региональных исследователей.

Гражданское общество, как известно, является объектом изучения многих наук, и мы стремились первую школу провести в междисциплинарном ключе, важно было собрать вместе социологов, психологов, юристов, политологов, экономистов, историков и так далее, чтобы эффективнее учиться видению гражданского общества с разных научных перспектив.

— Кто участвовал в работе школы в качестве слушателей и лекторов?

— Участников школы мы отбирали по конкурсу на основе присланных описаний исследовательских проектов и мотивационных писем. Поступило более 70 заявок. Причем мы позиционировали Летнюю школу как мероприятие для молодых исследователей гражданского общества. А в результате мы получили заявки как от студентов, так и от докторантов. Впрочем, «скидок» при отборе не было ни для кого. Появились очень сильные студенческие работы. Из числа полученных заявок было отобрано 35 из 16 регионов России, а также из ближнего зарубежья: Украины, Молдовы, Грузии, Южной Осетии.

Многие занятия проводились сотрудниками нашего Центра. Кроме того, к проведению занятий привлекались преподаватели Высшей школы экономики, а также российские и международные эксперты в области исследований гражданского общества. Спикерами стали ведущие научные сотрудники нашего Центра и известные эксперты федерального уровня по различным аспектам гражданского общества и некоммерческого сектора. Скажем, Элла Александровна Памфилова, научный сотрудник нашего Центра, бывший председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека на своей лекции «Гражданское общество и политические процессы» рассказала о проблемах становления и развития российского гражданского общества. А в развернувшейся после лекции дискуссии принял участие научный руководитель нашего Центра Лев Ильич Якобсон.

Свои сессии провели ведущие научные сотрудники Центра Алла Борисовна Купрейченко и Анастасия Сергеевна Туманова — это были, соответственно, «Психологические факторы альтруистического и просоциального поведения» и «Гражданское общество в России: исторический и теоретический аспекты проблемы». Из названий сессий следует, что на них эксперты уделили внимание психологическим и историко-теоретическим аспектам исследований гражданского общества.

Также у нас провели свои занятия ординарный профессор ВШЭ Елена Сергеевна Шомина, которая является одним из самых известных экспертов по местному самоуправлению России. По вопросам взаимодействия церкви и общества экспертом выступил доцент кафедры истории философии ВШЭ Борис Кириллович Кнорре. Из внешних экспертов мы приглашали Ирину Ганжу, которая осветила практические вопросы роли информационных технологий в процессе самоорганизации населения. Был и зарубежный эксперт — Чарльз Бакстон, который с участниками школы обсуждал приоритетные направления исследований гражданского общества, а такие частные вопросы, как, например, причины и последствия «цветных революций».

— Как вы оцениваете результаты работы школы? Что получилось, а что, возможно, не вполне?

— Краткосрочные результаты работы школы оцениваю позитивно. Нам удалось организовать работу участников в разных форматах. В учебном плане Летней школы были лекции, круглые столы, практические занятия, семинары и групповая проектная работа участников, которая часто завершалась глубокой ночью. Но мы ставили несколько задач, причем таких, которые за короткое время не решишь. Это, в первую очередь, задача способствовать формированию исследовательского поля гражданского общества в разнообразии его аспектов; создавать условия для осмысления и разработки актуальных методологических концепций в сфере исследований гражданского общества широким кругом молодых исследователей; формировать научно-исследовательскую культуру молодых участников. Также мы хотели способствовать позиционированию и продвижению НИУ ВШЭ как лидера в подготовке и становлении молодых исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора. Старались привлечь внимание молодых, инициативных и перспективных кандидатов к специализациям по тематике некоммерческого сектора в рамках будущей магистерской программы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Так что еще предстоит много работать, чтобы добиться всего намеченного в полной мере.

— Планируется ли проведение Летней школы в дальнейшем?

— Да, мы планируем проводить их и впредь. Возможно, не только летом, но и зимой, не только в Москве, но и в регионах. Мы уже сейчас начали готовиться к Зимней школе, которую хотели бы провести в одном из сибирских городов.

— Как результаты работы школы будут воплощены материально: в виде публикаций, сотрудничества с регионами и организациями?

— Во-первых, все материалы о работе школы — презентации участников и лекторов, репортажи о лекциях и круглых столах — уже опубликованы на сайте школы. Во-вторых, на сайте Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ всегда можно найти актуальные публикации по данной тематике. Мы ожидаем также, что участники первой Летней школы продолжат общение между собой при помощи сети. Что же касается конкретных проектов, связанных с сотрудничеством с региональными вузами, о них пока мы не говорим — всему свое время.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ