• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

© Коллекция Signature/ iStock

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Дискуссия об этих документах продолжается в профессиональном сообществе в последние недели и до конца месяца будет завершена. Педагоги, которым предстоит работать по обновленным стандартам, оставляют отзывы на краудсорсинговой платформе «Преобразование».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения были приняты в 2009-2012 годах, и с 2014 года президент России дал несколько поручений по их доработке, рассказала профессор Института образования НИУ ВШЭ Елена Чернобай. Речь идет об определении в стандартах базового содержания обязательной части основных образовательных программ, обновлении содержания образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки.

Главное новшество представленных на обсуждение проектов стандартов — конкретизация образовательных результатов: подробно описывается, что должен уметь ученик по окончании того или иного класса.

По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, представители разных предметов школьной программы по-разному подошли к описанию результатов.

В одних случаях эти результаты максимально конкретизированы, как по литературе, где указаны списки обязательных для изучения произведений. В других случаях разработчики ФГОС оставляют учителю свободу выбора — например, по биологии стандарт не обязывает осваивать теорию эволюции на примере ланцетника, эвглены зеленой или инфузории-туфельки. Достичь результатов можно, изучая любых других представителей животного мира — например, гребневика или медузу, и это не просто позитивный сдвиг, а «супер-мега-прорыв», считает ректор. В противном случае возникает перегрузка учеников, как, например, по древней истории.

500 дат из курса древней истории, которые должен заучить пятиклассник, точно никто не запомнит

О рисках перегрузки сказали и другие эксперты. По оценке Олега Федорова, руководителя магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ, невозможно достичь заданных образовательных результатов предметной области «Общественные науки» за отведенное количество часов — например, на каждом уроке истории в 6 классе придется изучать около 12 дидактических единиц, «осветить события Столетней войны только в назывном порядке». «Образование работает по затратному принципу, — заявил академик РАН и РАО Алексей Семенов. — Мы считаем количество часов, потраченных учителем, и игнорируем временные затраты учеников».

Эксперт группы компаний «Просвещение» Ольга Логинова привела пример, когда гроссмейстера попросили посмотреть на шахматную доску и затем воспроизвести расположение фигур. Он ответил, что не может этого сделать, но помнит: если белые начинают, то ставят мат в три хода.

Так и школьные стандарты должны формировать функциональную грамотность — чтобы дети умели оценивать ситуацию и делать выводы

Для этого нужно обладать достаточными знаниями, богатым понятийным аппаратом и пройти практику успешных действий.

Новые проекты стандартов помогают в формировании функциональной грамотности, считает Ольга Логинова (именно функциональная грамотность проверяется в международном исследовании качества образования PISA). Но одновременно велик контроль за тем, на каком материале эта грамотность формируется. В результате второстепенные знания оказываются во главе угла.


Исак Фрумин, 
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Представленные стандарты — это шаг вперед. В них сделана попытка определить результаты обучения в деятельной форме, а не организовать «прохождение тем». Однако некоторые результаты сформулированы хорошо, а другие — будто по «разработкам из библиотеки Академии педагогических наук СССР».

Фиксировать достижения школьников нужно не по годам обучения, а по двухлетнему периоду, как это делается в Австралии. «Страшная беда» этого стандарта и вообще российского образования — перегрузка, так что содержание нуждается в оптимизации. «Складывается впечатление, что это стандарт нецифровой эпохи — там нет ни одного умения для деятельности в цифровой среде».