• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»

Кирилл Головкин и Соня Сулейманова на презентации книги «Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении» в ЦДХ

Кирилл Головкин и Соня Сулейманова на презентации книги «Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении» в ЦДХ
Фото: Лазарина Кучменова

Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.

Как я поступил?

В январе 2016 года я сходил на зимнюю школу программы «Медиапроизводство в креативных индустриях», в феврале написал олимпиадное эссе. Его текст опубликован у меня в «Фейсбуке». Мне поставили 92 балла, на нашей программе это была самая высокая оценка. Летом я привез диплом специалиста в приемную комиссию и поступил без экзаменов.

Наш выпуск — последний для программы «Медиапроизводство в креативных индустриях». С прошлого года студенты поступают на «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Преподаватели там те же, руководители (Анна Новикова и Александр Архангельский) те же, курсы вроде похожие, так что мой опыт пригодится и новым студентам.

Чему нас учили?

Давайте я перескажу вам типичный диалог со студентом нашей программы:

— Как называется твоя магистратура?

— «Медиапроизводство в креативных индустриях».

— Хм, звучит не очень понятно.

— Да, есть такое.

— И на кого ты там учишься?

— На продюсера.

— На продюсера чего?

— …

Вот что мы с ребятами делали в течение этих двух лет: выпускали электронную книгу, снимали новостной репортаж, снимали видеоэтюд, придумывали форматы для ТВ и для YouTube, делали выпуск телешоу, снова придумывали форматы, анализировали любимые компьютерные игры, учились брифовать мультимедийные проекты, разрабатывали цифровые расширения для музеев, писали рецензии на сериалы и фильмы.

Какой-то специализации не подразумевалось, и ответить на вопрос: «Продюсер чего?», — было невозможно. Всего.

Студенты нынешней программы могут сказать «продюсер трансмедийных проектов», но это может вызвать еще больше вопросов («Каких-каких проектов?»). Короче, абитуриентам я советую заранее придумать адекватный ответ, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

Университет VS работа

Преподаватели хотят, чтобы вы жили учебой, вовремя сдавали экзамены и готовили классные проекты. Работа однозначно мешает и учиться, и получать от образования удовольствие.

Тем не менее, в нашей группе было несколько человек, которые работали full-time и приходили на занятия раз в пару месяцев. Многие совмещали учебу с фрилансом.

Если вам не надо платить за съемную квартиру и у вас есть деньги на еду, постарайтесь первый курс посвятить университету. Пары будут каждый день, и придется делать много медиапроектов. К тому же программа подразумевает постоянную работу в команде. Людей, которые забивают на групповые задания и подводят однокурсников, никто не любит.

О командах

Наша магистратура считается творческой. Было сравнительно мало теории и много проектных заданий. Большинство из них приходилось делать в группах по 3-5 человек. Постепенно это начинает подбешивать, но командная работа — один из принципов нынешнего образования, и от нее никуда не деться.

К концу года на курсе сложилось несколько творческих коллективов, которые так и работали вместе до конца учебы. Это очень удобно. Главное — оставаться друзьями

Набор на программу нашего года насчитывал 40 человек. В первом семестре мы знакомились, притирались, пробовали работать со всеми подряд. К концу года на курсе сложилось несколько творческих коллективов, которые так и работали вместе до конца учебы. 

Это очень удобно. Главное — оставаться друзьями. Не надо торговаться, спорить из-за вклада в решение задач и конкурировать внутри своей команды. Пусть каждый делает то, что может и когда может. Как минимум один проект я сделал полностью сам и сдал его от лица нашей дримтим на отлично. Минимум в одном не сделал вообще ничего, и мне никто это не припоминает.

Постоянными членами нашей компашки были студенты Головкин (это я), Осипов, Дингес и Суслова. Проекты мы сдавали под брендами GODS или DOGS в зависимости от настроения. Когда из заграничной стажировки вернулся наш товарищ Юрие Токмаш, название расширилось до GODS-Team.


Защита концепции видеопроекта на курсе Татьяны Рахмановой. Фото: Лора Суслова

Какие мы делали проекты

Не знаю, чем именно занимаются студенты новой трансмедийной программы, но мы в основном что-то снимали или придумывали форматы телепрограмм. Но и не только.

Книга

В первом модуле мы делали книги на платформе Ridero. Их презентация обычно проходит на ярмарке Non/fiction. Мне достался сборник статей Ирины Петровской — медиакритика из «Новой газеты». Чуть позже она читала у нас лекции. За полтора года книгу «Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении» купили около 200 человек (включая меня).

Пахом

Для короткого курса монтажа я навернул несколько кругов по Тверской с Сергеем Пахомовым, который 4 ноября отмечал свой юбилей и ходил туда-сюда по улице с тростью в руке. Результат очень понравился преподавателю Юрию Бурцеву. Недавно вышел документальный фильм «50» об этом событии, там несколько раз видно мою спину.

Летов-мем. 10 лет без «Гражданской обороны»

Проект, который остался на этапе концепции. Мне чертовски жаль, что мы не реализовали его полностью, потому что он был бы актуален только один раз в жизни — 19 февраля 2018 года, в годовщину смерти музыканта. По задумке это был лонгрид, в котором исследовался феномен Егора Летова как героя интернет-мемов, которым он стал после гибели. Там были бы подборки картинок, рассказ о творчестве, интервьюшки с админами пабликов и беседы с товарищами Игоря Федоровича типа Манагера и Кузи УО. Для зачета было достаточно создать бриф и ТЗ, чем мы, к сожалению, и ограничились.

Бичпакет для «Лентача»

На мой взгляд, это лучшее, в чем я принимал участие за эти два года. Знаменитый паблик «Лентач» регулярно измеряет различные государственные траты в ролтоновских пакетах с лапшой. На курсе по медиабендингу Виктора Майклсона мы запилили брендовый бичпакет.

Карта «Вокруг Вышки за 40 минут»

Моя гордость. Эту курсовую работу мы делали вместе со студентками-дизайнерами. Я выдумал маршруты и написал тексты о достопримечательностях, а коллеги из Школы дизайна все это отрисовали (руководители проекта: Наталья Логутова, Александр Ларцев). К сожалению, в финальный вариант не попало здание бывшей конюшни в одном из дворов Покровки. Но знайте, что оно там есть. Эта карта до сих пор висит перед турникетами на Мясницкой, 20. Почитать про нее подробно можно на портале и в студенческом портфолио Школы дизайна.

Об упущенном

Если не считать проекта о Егоре Летове, то жалею я только об одном. Мне стоило записать на диктофон каждую лекцию каждого человека, связанного с телевидением. Люди приходили самые разные, среди них были шеф-редактор программы «Время покажет» с Артемом Шейниным Наталья Стельмак, Вадим Такменев, критик Ирина Петровская, директор дирекции креативного планирования «Первого канала» Елена Афанасьева, легендарная Светлана Сорокина, один из руководителей нашей магистратуры Александр Архангельский и кастинг-продюсер Ольга Стеблева.

Стал ли я продюсером за это время? Думаю, пока нет. Но я получил кучу новых знаний по драматургии, по монтажу, по сторителлингу, по работе с идеями

Они говорили много всего важного, интересного, полезного, неприятного и удивительного. Мысль о том, что сказанное ими нужно фиксировать, пришла в голову слишком поздно, в конце второго семестра. А мог бы получиться потрясающий (и ужасающий) срез нынешнего состояния российского телевидения. Я бы просто вытащил из каждой лекции несколько крутых цитат и собрал бы из них статью. Надеюсь, кто-то из следующего поколения магистрантов додумается сделать это.

Что в итоге

Я ни капли не жалею, что воспользовался шансом поступить без экзаменов и отучился эти два года на Хитре. Было здорово вернуться в академию после нескольких лет в офисах.

Мем «А ты точно продюсер?» — это про меня. Стал ли я продюсером за это время? Думаю, пока нет. Но я получил кучу новых знаний по драматургии, по монтажу, по сторителлингу, по работе с идеями. Еще у меня появились новые друзья, а это дорогого стоит. Чем старше становишься, тем сложнее их находить.

Пока я учился, меня раз сто спросили, кем я вижу себя в будущем и чем планирую заниматься. Каждый раз я выдумывал что-нибудь новенькое, потому что ясного плана у меня не было.

А пока люди задавали мне эти вопросы, я погружался в Город: писал для Strelka Mag, готовил эссе и доклады про районную идентичность и историю Беляева, ездил в Воронеж на урбанистический форум, выдумывал архитектурные медиапроекты, до которых еще дойдут руки. Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу.

В конце концов, я просто осуществил давнюю мечту и стал выпускником Высшей школы экономики! Здорово, правда?

Полную версию рассказа Кирилла Головкина об учебе в Вышке читайте в его блоге