• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Главный фокус — развитие»

О работе Проектно-учебной лаборатории ГУ-ВШЭ «Развитие университетов» рассказывает ее научный руководитель, исполняющий обязанности проректора Высшей школы экономики Исак Фрумин.

— Исак Давидович, какие задачи вы ставили перед собой, создавая эту лабораторию?

— Главное — нам хотелось бы привлечь к очень интересной теоретической и практической теме студентов, которые нередко «болтаются без дела». Начну с того, что лаборатория «Развитие университетов» создавалась как пространство научной коммуникации для обсуждения проблем в сфере высшего образования. К моменту создания лаборатории накопилась некая критическая масса исследовательских проектов по этой тематике. Среди них, к примеру, проект «Разработка Программы формирования научно-образовательного центра мирового уровня на базе Томского научно-образовательного комплекса», проект по инженерному образованию — «Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний», инициативные проекты по анализу сайтов университетов, проект по изучению ЕГЭ (поведение абитуриентов и выбор вуза). Проводились полевые исследования, писались научные отчеты, но на определенной стадии стало не хватать общего интеллектуального пространства, где мы могли бы обсуждать теоретические, исторические, практические и любые другие вопросы, касающиеся сферы высшего образования, где можно было бы обмениваться практическим опытом, приглашать экспертов в области образования, изучать их опыт.

Далее, пока еще российские университеты не выпускают специалистов, которые могли бы заниматься развитием сложных образовательных систем — университетов, инновационных кластеров. Поэтому одной из задач Лаборатории является воспитание квалифицированных аналитиков и консультантов из числа нынешних студентов, которые впоследствии, возможно, станут профессионалами в области управления и развития университетов. Студентов стали привлекать к работе значительно раньше, чем возникла сама Лаборатория, а первый семинар с участием студентов прошел 11 ноября 2009 года. По сути, от момента проведения первого семинара до момента институционализации Лаборатории как структурного подразделения ВШЭ прошло около полугода.

— Какие механизмы привлечения студентов в Лабораторию вы используете?

— Пока был только один набор прошлой осенью, мы разместили вакансии на интернет-портале ГУ-ВШЭ, поступило много заявок, мы взяли около половины из тех, кто подал заявки. Ребят попросили прислать свой лучший, по их мнению, аналитический текст — на любую тему. С каждым претендентом проводилось собеседование.

— В чем специфика деятельности вашей Лаборатории, ведь в Вышке в сфере образования ведут исследования несколько научных подразделений?

— Главный фокус Лаборатории — развитие университетов, что подразумевает не только научную, но и консультационную, проектную деятельность, для которой недостаточно только исследовательских навыков. Деятельность по развитию университетов специфична, заказчиками могут выступать как непосредственно университеты, так и внешние по отношению к ним структуры. Независимо от того, кто является заказчиком, вести коммуникацию с университетскими руководителями по поводу развития — это тяжелая задача, так как они очень часто критично настроены и консервативны. Поэтому навыки для осуществления контактов с заказчиком необходимо специально развивать, они включают в себя собственно коммуникативные навыки, понимание целей заказчика, умение переводить требования и просьбы заказчика в исследовательские и аналитические процедуры, а потом в рекомендации заказчику на его языке.

— А если подробнее, какие еще компетенции получают студенты в процессе работы в Лаборатории?

— В первую очередь, это способность анализировать комплексные и сложные объекты. Университет, как пирог, имеет много разных слоев, и все они друг с другом взаимосвязаны, изучая его, исследователь вырабатывает умение учитывать комплексность факторов. Что еще может пригодиться — это умение проводить исследования. Для многих студентов Лаборатория становится первой площадкой практического применения исследовательских навыков и работы в «поле». К примеру, в рамках семинара мы организовали выезд со студентами в социологическую экспедицию в Тверской государственный университет.

Мы разбились на три группы, вооружились списком исследовательских вопросов и четкими заданиями. Были разработаны интересные легенды для каждого участника проекта: кто-то переводится в университет, кто-то поступает в магистратуру, кто-то собирается наниматься преподавателем, то есть мы играли роли людей, которые еще не включены, но собираются включиться в жизнь вуза. В итоге посетили лекции и семинары по различным предметам, поговорили со студентами, побывали в общежитиях. Для ребят это был первый опыт так называемого включенного наблюдения, а нам было интересно посмотреть, как они в него вживаются, как определяют для себя приоритетность подобного рода деятельности.

— Кроме подобных экспедиций, какие еще форматы работы используются в лаборатории?

— Основная активность в лаборатории приходится на работу в проектах. Не менее важен, однако, еженедельный семинар, который предполагает три вида деятельности. Первый — работа с текстами: мы читаем тексты по истории университетов, философские и социологические работы. Удивительно, но студентам интересны достаточно сложные тексты. Наши молодые коллеги, конечно, «закопались» в тексте Дерриды «Университет глазами питомцев», разговор шел сложно, а вот обсуждение текстов Ортега-и-Гассета «Миссия университета» прошло «на ура», получилась очень интересная дискуссия. Часто на семинаре обсуждаются актуальные события и проблемы развития университетов в целом, например, кто-то прочитал интересную новость, или в Вышке что-то происходит. В дальнейшем такие дискуссии могут стать основой для формирования слаженной аналитической или экспертной команды в области развития университетов, которая способна, проанализировав проблему, выдать определенные рекомендации. Часть времени на семинарах отводится обсуждению проектов, которые ведутся на сегодняшний день участниками лаборатории, их исследовательских планов. И третий формат — это приглашение гостей, практиков и теоретиков в сфере образования. Первый наш гость ординарный профессор Симон Гдальевич Кордонский, у которого мы выясняли его взгляды на развитие Академии наук, расспрашивали об опыте полевых экспедиций. Затем мы приглашали Джошуа Холи, профессора Университета Огайо (США), приехавшего в Вышку для проведения исследований и преподавания курса по образовательной политике на факультете государственного и муниципального управления. Нам удалось зазвать к себе на разговор ректора Московской высшей школы социально-экономических наук Теодора Шанина.

— Подводя итоги шести месяцев работы Лаборатории, чем вы довольны, есть ли проблемы, и какие задачи вы ставите для себя?

— Начнем с проблемных зон: тяжело включать студентов в те проекты, которые уже запущены и изначально не предполагали режимов участия студентов, особенно тех, что не имеют опыта участия в исследованиях. Поэтому для проектов, которые только запускаются, мы специально при обсуждении предполагаем те режимы, которые позволят студентам полноценно включиться в работу, где их участие будет наиболее плодотворным — и для нас, и для них. Остальные результаты «неосязаемы», они пока не выражены в текстах, но, скажем, есть ощущение, что дискуссии становятся глубже.

Радует, что постепенно у нас сложилась команда. И то, что в нее входят студенты, для которых тематика исследований стала важной, и это — главное. Видно, что, строя свои жизненные траектории, например, выбирая темы дипломных работ, они учитывают существование Лаборатории. На рынке консалтинга по развитию университетов существуют и другие площадки, которые позиционируют себя как экспертные сообщества. В стенах ГУ-ВШЭ это, возможно, не сильно ощущается, но по мере приближения к заказчику чувствуется, что конкуренты есть. Поэтому одна из главных задач на перспективу — показать, что наша группа может качественнее и интереснее сделать тот или иной проект. И если мы говорим о проектно-учебных лабораториях как о командах, которые работают с заказчиком на реальном рынке, то у нас есть бизнес-задача — добиться доминирующего положения на этом рынке.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ