• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление в высшем образовании

Лариса Тарадина
Лариса Тарадина
Лариса Тарадина, заместитель начальника управления развития международной деятельности ВШЭ, студентка магистерской программы Института образования ВШЭ «Управление в высшем образовании» рассказывает об особенностях обучения и перспективах профессионального роста.

 

— Лариса, какие задачи вы ставили перед собой, поступая на программу «Управление в высшем образовании»?

— В ВШЭ я работаю уже более восьми лет, все эти годы моя работа была связана с организацией международной деятельности в университете. Три года назад я принимала участие в фулбрайтовской программе для сотрудников международного блока вузов (RIEA). За 12 недель я успела посетить 12 университетов. Опыт участия в программе позволил мне научиться анализировать общую картину университетской жизни практически с первого взгляда и видеть изюминку каждого вуза. На мой взгляд, для того чтобы быть хорошим администратором, очень важно уметь видеть эту изюминку в своем университете. Я видела, как грамотно и качественно может идти работа в сфере организации международной деятельности в университете, и понимала, как это можно использовать для улучшения международной деятельности нашего вуза. Опыт, полученный в рамках этой программы, стал для меня поводом для серьезных профессиональных решений. После поездки возникло четкое понимание, что мне необходимо дополнительное образование в сфере international education.

Американские коллеги рекомендовали мне ряд университетов, ведущих обучение по этому направлению, но в основном это были программы PhD, которые потребовали бы от меня отъезда за границу на несколько лет, к чему я в тот момент не была готова. Я провела мониторинг российских программ, и ни одна из них не отвечала на мой запрос. Я практически уже отказалась от мысли о продолжении образования, когда узнала, что в Вышке открывается программа «Управление в высшем образовании». Сейчас постфактум я понимаю, что это было лучшее предложение, которое я могла в тот момент получить, так как к созданию программы были привлечены как сотрудники Института образования ВШЭ, так и зарубежные коллеги.

— Чем вас привлекла программа?

— Во-первых, составом преподавателей. Большинство из них я знала как профессионалов высокого уровня, обладающих большим опытом работы в сфере высшего образования. Это, безусловно, очень интересные люди и «звезды» в своих направлениях: Николай Борисович Филинов, Сергей Ростиславович Филонович, Геннадий Николаевич Константинов и другие. Я не могла упустить возможность поучиться у них.

Во-вторых, меня привлек нестандартный формат обучения. Программа не просто очно-заочная (когда необходимо вечерами после работы, борясь с усталостью, посещать занятия), она модульная. Интенсивное обучение проходит три раза в год по две недели, а между очными сессиями идет работа над заданиями и проектами в дистанционном режиме. Это позволяет на две недели глубоко погрузиться в учебу, а затем сконцентрироваться на чтении и групповых работах. Третий веский аргумент в пользу программы — это уровень исследовательских проектов, реализуемых организаторами программы, сотрудниками Института образования. Я давно слежу за исследовательскими проектами института, большинство из которых соответствуют лидирующим международным трендам.

— Какова аудитория программы, какие люди учатся вместе с вами?

Среди моих сокурсников много коллег из ВШЭ, что, с моей точки зрения, очень хороший знак для нашего университета. А если пытаться составить общий портрет студента программы, то, прежде всего, это человек, имеющий достаточно большой опыт административной работы в университете.

— Среди моих сокурсников много коллег из ВШЭ, что, с моей точки зрения, очень хороший знак для нашего университета. А если пытаться составить общий портрет студента программы, то, прежде всего, это человек, имеющий достаточно большой опыт административной работы в университете. Многие из моих сокурсников имеют степень кандидатов или даже докторов наук. По должностному уровню — много деканов, заведующих кафедрами, есть проректоры, начальники управлений. Это профессионалы в области университетского менеджмента, которые готовы как поделиться своими знаниями, так и изучать новый опыт. Наш последний очный модуль в этом учебном году начался в Санкт-Петербурге с посещения Европейского университета, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ. Это была часть курса по изучению лучших практик и стратегий развития вузов. Встречи были похожи на глубинные интервью, во время которых наш «коллективный профессиональный разум» заставлял руководство университетов раскрывать управленческие секреты. Мы планируем сделать такие воркшопы одной из составляющих деятельности будущей ассоциации выпускников программы, которая будет создана после окончания обучения первого выпуска.

— Вероятно, столь подготовленная профессиональная аудитория весьма требовательна к качеству предлагаемого образовательного продукта. Какие курсы вам запомнились? Были ли это курсы, разработанные специально для вашей программы?

— Вообще, довольно сложно выделить какие-то курсы, потому что практически все они уникальны. Например, курс по академическим контрактам, который читала Мария Марковна Юдкевич, насколько я понимаю, был разработан специально для нашей программы. И он был настолько актуальным, что Марию Марковну просто забрасывали вопросами. Запомнились курсы Виталия Анатольевича Куренного по истории и философии образования, Ирины Всеволодовны и Татьяны Всеволодовны Абанкиных по экономике образования, Марка Джонсона по современным исследованиям в образовании, курс Элины Ламперт-Шепель по методологии (для меня он был, наверное, самым сложным, но, безусловно, полезным). Отмечу также лекции Барбары Кэм, профессора университета Касселя. Она рассказывала своем исследовании, посвященном так называемым новым профессионалам в образовании (new higher education professionals). Речь шла о людях, которые занимаются административной работой, но при этом находятся на уровне принятия важных организационных решений в жизни университета и именно от того, насколько грамотны их решения, во многом зависит возможность многих академических достижений университета.

На мой взгляд, ключевым, фундаментальным предметом программы является курс по стратегическому менеджменту, который читает Геннадий Николаевич Константинов. Каким бы ни был ваш профессиональный опыт, после лекций Константинова обычно происходит «взрыв мозга» — он провоцирует сомневаться, думать, по-другому смотреть на привычные вещи. Работа по его курсу проходит по группам в большей степени в перерывах между модулями. И тот факт, что для выполнения этой работы шесть взрослых людей встречаются в выходной, и с утра до позднего вечера придумывают образовательные стратегии и практики, говорит сам за себя.

Также мне бы хотелось отметить курс Николая Борисовича Филинова по принятию управленческих решений. В его интерпретации принятие решений предстает как процесс, который может быть технологизирован, разделен на стадии и реализован с помощью конкретных инструментов. Он нас научил пользоваться программами (mind map, criterion design), которые позволяют более грамотно выстраивать управленческие процессы.

Очень интересный курс по лидерству в образовательных организациях вел Сергей Ростиславович Филонович. Было интересно наблюдать, как в описываемых им моделях все по очереди узнавали себя.

— Если говорить не о перспективах, а о вашей повседневной работе, используете ли вы знания, полученные на программе?

Тема международных рейтингов будет очень актуальна в ближайшие годы, я решила в рамках магистерской диссертации рассмотреть вопрос о том, как рейтингование влияет на развитие университета.

— Это довольно сложный вопрос. С одной стороны, курсы в основном рассчитаны на развитие мышления и расширение горизонтов, а не на получение конкретных навыков. Обучение на программе расширяет сознание, формирует умение понимать и чувствовать тенденции, перспективы в сфере образования, в целом позволяет лучше понять, что такое университет. И поначалу некоторые из сокурсников говорили о том, что они хотели бы, возвращаясь после очного модуля сообщить о том, что за время отсутствия на работе они научились чему-то, чего они не умели раньше. Но быстро стало понятно, что эта программа — не курсы повышения квалификации. После каждого модуля возвращаешься просто немного другим человеком, который по-другому видит и понимает университет в целом и свою работу. Такое обучение позволяет находить новые и эффективные решения, объединять коллег для его реализации. Только изучением практик и инструментов, пусть и самых современных, такого эффекта не получить.

А с другой стороны, есть, конечно, и реальные результаты. В частности, наша группа по курсу Геннадия Николаевича Константинова просуществовала уже два года (я уверена, группа продолжит свое существование и после окончания обучения). По итогам нашего коллективного проекта — дистанционный университет будущего — мы подготовили две статьи в ваковских журналах и планируем статью на английском языке по образовательному Форсайту.

— В следующем учебном году вы завершаете обучение, вам предстоит защита магистерских диссертаций? Чему посвящено ваше исследование?

— В течение последнего года моя работа в основном связана с координацией деятельности по представлению ВШЭ в международных рейтингах. Так как очевидно, что тема международных рейтингов будет очень актуальна в ближайшие годы, я решила в рамках магистерской диссертации рассмотреть вопрос о том, как рейтингование влияет на развитие университета. Один из основных вопросов моего исследования состоит в том, насколько положение университета в международных рейтингах свидетельствует о потенциале его развития.


Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ