• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Магистратура нужна тем, кто стремится совершенствовать свой профессионализм»

«Магистратура нужна тем, кто стремится совершенствовать свой профессионализм»

© Высшая школа экономики

Несмотря на то что основной этап приема в магистратуру НИУ ВШЭ уже завершен, документы еще можно подать на ряд программ, в том числе полностью платных и онлайн. Представители программ рассказали о некоторых из них: как проходит обучение, как студенты занимаются практикой и что по итогам получают выпускники. Успейте подать документы до 15 сентября.

Иван Климов, академический руководитель онлайн-программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа»

— Преподаватели и руководители программы стараются откликаться на запросы и интересы студентов. Мы видим три самых популярных запроса.

Во-первых, это прикладной характер обучения, решение практических задач, получение опыта работы в реальных проектах, исследованиях и разработках. Слушатели могут вовлекаться в проекты преподавателей и сотрудников ANR-Lab (Международная лаборатория прикладного сетевого анализа, МЛПСА. — Ред.), а могут приносить свои задачи и проекты и уже под них набирать команды.

Второе — интерес к сетевому анализу. Это не анализ уже существующих платформ типа «Твиттера» (в настоящее время — X. — Ред.) или «ВКонтакте», а разветвленная методология анализа любых связей и взаимодействий. Например, это связи компаний между собой, совместные публикации и даже просто слова в текстах. Поскольку программа реализуется на базе МЛПСА, слушатели могут воспользоваться экспертизой как вышкинских исследователей, так и коллег из Университета Любляны.

В-третьих, интерес к анализу данных, к овладению статистическими методами. Процентов сорок слушателей программы — это люди с опытом работы, вполне сложившиеся профессионалы. Их интерес состоит в том, чтобы дополнить свой опыт и знания умениями работать с данными, понять, как использование статистических методов должно встраиваться и в логику исследования, и в логику принятия решений, основанных на данных. Именно поэтому среди слушателей можно встретить не только выпускников бакалавриата, но и вузовских преподавателей, финансовых аналитиков, медицинских специалистов и даже бизнесменов или деканов факультетов. Во время работы над проектами порой возникают очень интересные команды.

С прошлого года программу перевели в онлайн-формат. Занятия, как и на большинстве других магистерских программ, начинаются вечером, в 18:30 по московскому времени, и длятся примерно три часа с перерывом. Преподаватель и ассистент ведут семинары в реальном времени, поэтому студенты могут задавать вопросы, уточнять задания, разбирать непонятные моменты и, кроме того, договариваться о персональных консультациях.

Все лекции, семинары и занятия записываются и на следующий день становятся доступными для просмотра. Среди слушателей есть студенты из разных стран — Мексика, Аргентина, Ирландия, Словения, Израиль, Китай. Мы стараемся учесть и этот фактор, поддерживать и вовлекать слушателей в учебный процесс. По нашим оценкам, объем нагрузки не запредельный, примерно 20 часов в неделю. Итоговая оценка по предлагаемым курсам ставится по результатам выполненного проекта, теста или задания. Курсовая работа или ВКР предполагает текст с определенной структурой, логикой, выводами и приложениями, то есть все как у программ онлайн-формата.

Для того чтобы без стресса учиться на нашей программе, стоит оценить и проапгрейдить некоторые свои умения. Программа англоязычная, то есть нужно уверенное владение языком — лекции и значительная часть профессиональной коммуникации проходят на английском. Абитуриенты программы также должны владеть хотя бы базовыми знаниями R и Python. Эти языки, особенно R, достаточно активно применяются нашими преподавателями. В первом модуле у нас предусмотрены два адаптационных курса — математическая статистика и введение в R и Python. Но повторюсь, что вы очень себе поможете, если в течение ближайшего месяца посмотрите в эту сторону.

Что касается практической подготовки, здесь есть три взаимосвязанных компонента. Во-первых, большинство преподавателей ориентируются на то, чтобы в рамках курса студенты освоили определенный метод или подход и сделали какой-то проект. Во-вторых, есть обязательные элементы подготовки: курсовая работа и выпускная работа, Master Theses. Они также заточены на выполнение и защиту прикладного проекта. Со слушателем работает научный руководитель, и, если необходимо, мы подключаем других экспертов, исследователей в качестве консультантов. И третий элемент — сама проектная работа. Она идет в формате проектного семинара, практики, консультаций слушателей программы с другими студентами, которым требуется совет по анализу данных. Однако ключевой элемент всех этих вариантов — участие в реальных проектах и задачах. Слушатели программы могут включаться в текущие проекты сотрудников лаборатории, коллег из других подразделений Вышки или из исследовательской индустрии в целом. Мы ищем тех, у кого есть реальные запросы. Для «РИА Новости» мы провели работу о том, как люди смотрят интерактивное видео, для Московской школы управления «Сколково» делали сегментацию россиян по их отношению к предпринимательству, для еще одной команды «Сколково» провели анализ публикаций о Китае в российских СМИ, для Центра языка и мозга ВШЭ решали задачу различения дислексиков и нормотипичных подростков, для компании Kontakt InterSearch анализировали гендерную специфику лидерства у руководителей крупных российских компаний. Можно еще много примеров привести, но принцип понятен: мы стараемся соединять слушателей программы с командами из исследовательской и аналитической индустрии.

По итогу с умениями, которые получают наши выпускники, можно строить карьеру в самых разных областях. Это, конечно же, бизнес-анализ и сегментация потребителей, например, анализ бизнес-процессов, логистики, широкая HR-проблематика. Также умение работать с данными востребовано в IT-индустрии. Мы стараемся не сильно пересекаться с другими магистерскими программами, которые больше ориентированы на IT-аспекты и темы, в таком большом направлении, как Data Science. Но все-таки мы даем курсы по машинному обучению, дата-майнингу, работе с большими текстовыми массивами. Без этих умений сейчас трудно обойтись. Но наша программа больше именно про статистический анализ данных и про то, как его соединять с методологией сетевого анализа.

Ольга Зеленова, академический руководитель образовательной программы «Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие»

— Магистерская программа Высшей школы бизнеса ВШЭ «Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие» характеризуется оригинальным междисциплинарным содержанием. Мы рассматриваем широкий контекст вопросов управления людьми в организациях в условиях цифровой трансформации и необходимости организационных изменений, которые основаны на сочетании подходов стратегического управления, финансового анализа и аналитики больших данных. Более 50% дисциплин преподаются впервые в магистратуре по управлению человеческими ресурсами. Кроме того, программа ориентирована на практику: она строится в партнерстве с крупными российскими компаниями и отвечает на запросы корпоративных партнеров. Более половины преподавателей — это выдающиеся практики-эксперты в соответствующих предметных областях, в том числе из компаний-партнеров. Отмечу, что наши студенты также вовлечены в действующее профессиональное сообщество HR-практиков.

Программа реализуется полностью в офлайн-формате, а занятия проводятся в вечернее время, так как 90% студентов работают. На парах рассматриваются реальные HR-кейсы, студенты выполняют большое количество проектных заданий, работают с цифровыми технологиями и выполняют цифровые проекты в сфере HR. Среда обучения на программе организована с использованием инструментов, предоставляемых HRTech-партнерами программы. Это инструменты отбора персонала, онбординга, управления опытом, предсказательной аналитики, формирования индивидуальной траектории развития. Все вышеперечисленное позволяет студентам не только изучить предлагаемые средства, но и получить практический опыт их использования.

Программа готовит аналитиков-экспертов, владеющих широкими компетенциями в области цифрового HR и организационного развития, способных выстраивать процессы управления людьми в условиях цифровой трансформации, адаптироваться к гибридному формату работы, управлять распределенными командами, принимать управленческие решения, основанные на анализе большого объема данных, а также решать прикладные задачи в HR-сфере.
Благодаря комплексной подготовке, включающей умение анализировать большие данные, навыки проектной и консультационной деятельности, выпускник программы будет способен быстро продолжить свое развитие в компании в различных ролях. Например, как специалист по развитию и обучению, специалист по внутренним коммуникациям, HR-аналитик, специалист по организационному дизайну/развитию, младший бизнес-партнер.

Будущим студентам программы важно не просто интересоваться сферой управления сотрудниками в организации, но обладать активной жизненной позицией, пытливым умом, не бояться задавать вопросы, критически мыслить и стремиться к развитию — именно эти качества сделают из вас лидеров будущих изменений в компаниях.

Александр Юрченко, директор Института проблем безопасности ВШЭ

— В этом году Институт проблем безопасности НИУ ВШЭ проводит уже шестой набор на магистерскую программу «Аналитик деловой разведки». Это по-прежнему единственная программа данного профиля в стране. За все время нами был накоплен значительный опыт, что позволяет постоянно совершенствовать содержание программы.

Программа отличается высоким уровнем компетенций преподавателей. В этом году ее академическим руководителем стал член-корреспондент Российской академии наук профессор Владимир Шульц, один из ведущих ученых, специализирующихся на вопросах безопасности личности, общества и государства. Академический совет программы возглавит заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Николай Волобуев, курирующий в корпорации вопросы безопасности и управления персоналом. В состав совета также вошли директор департамента безопасности ПАО «Сбербанк» Дмитрий Сафронов и директор по безопасности ПАО «ФСК — Россети» Александр Камышников. Мы отводим особую роль подбору преподавателей. Это известные представители нашего института и других подразделений НИУ ВШЭ, представители сферы. В новом учебном году в приглашенный профессорско-преподавательский состав вошли член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор Василий Христофоров, крупный специалист в области архивного дела; Елена Вавилова, ветеран СВР России; Владимир Верютин, который до этого в течение ряда лет возглавлял направление противодействия коррупции в ГК «Ростех». Такой преподавательский состав — лучшее подтверждение тесной связи нашей программы с практической деятельностью.

Занятия проводятся в вечернее время и всегда в очном формате. Как правило, и лекции, и семинары проходят в интерактивном режиме. Студенты обучаются поиску информации, перепроверке достоверности через альтернативные источники и правилам аналитической работы.

Приобретение магистрантами практических компетенций проходит в классическом алгоритме, в режиме «от простого к сложному»: от получения знаний к приобретению умений, а от умений — к выработке твердых навыков профессиональной деятельности. К примеру, методологию научных исследований они изучают во время проведения курсовых и итоговых исследований. Во время мастер-классов, проводимых представителями IT-компаний, изучают методологию исследования социальных сетей и других объектов структуры интернета. Студенты на практике изучают информационные ресурсы компаний-агрегаторов и применяют их при поиске и обработке информации.

Аналитик деловой разведки — высококвалифицированный специалист, который владеет необходимыми и достаточными навыками получения информации, способен ее профессионально систематизировать и обрабатывать, подвергать объективному и непредвзятому анализу, выдвигать и проверять гипотезы, делать прогнозы на основе экстраполяции выявленных тенденций. Представитель деловой разведки получает информацию как открытым путем, так и с применением мер сокрытия своего интереса к конкретной проблеме, при этом всегда осуществляет деятельность в рамках закона.

Описанные навыки выпускники программы могут применить в самых разнообразных областях. Прежде всего это сфера изучения бизнеса рынков деловой активности, потенциальных партнеров и контрагентов, потребителей работ, товаров и услуг, а также конкурентов.

В заключение скажу: магистратура нужна тем, кто не хочет останавливаться на достигнутом, кто стремится к научной карьере или твердо намерен идти вверх по карьерной лестнице, постоянно совершенствовать свой профессионализм. Девиз таких людей — это неустанная работа над собой, жизнь в движении, открывающийся кругозор и мир возможностей. Для выбора магистерской программы нужны осознание и мотивация на получение профильных знаний. Наблюдая за нашими выпускниками, могу уверенно сказать, что за два года учебы эти люди кардинально меняются. Они становятся на две головы выше того уровня, с которым пришли к нам. Это и является целью профессиональной деятельности коллектива программы, а когда наши цели и цели студентов совпадают, это приводит к эффекту реальной синергии.

Екатерина Макарова, академический руководитель образовательной программы «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие»

— Программа «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие» предполагает сочетание глубокой академической подготовки и возможности попробовать себя в реальных практических проектах. Программа реализуется в сотрудничестве с ПАО «Росбанк», ПАО «Северсталь», АО «ДРТ» и Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, что позволяет привлекать студентов к решению задач в рамках бизнес-проектов и научных исследований.

Ключевой принцип программы — индивидуальный подход. У нас учатся студенты с разным бэкграундом, и мы стараемся организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учесть потребности каждого из них, выделяя время на дополнительные консультации или, наоборот, разрабатывая сложные задания для тех, кто готов к более серьезным задачам.

Помимо этого, важнейшим блоком образовательной программы является проектная деятельность. Представители компаний-партнеров проводят мастер-классы, читают специализированные курсы и вовлекают студентов в проекты с возможностью в дальнейшем стать частью коллектива. Студенты могут пройти стажировку в Лаборатории экономики изменения климата и стать частью ее команды при выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований. То есть еще во время обучения студенты имеют возможность получить практический опыт и начать реализовывать свой карьерный потенциал в сфере устойчивого развития. Некоторые студенты первого набора уже начали работу по специальности у партнеров программы и успешно совмещают учебу и работу.

Программа осуществляется полностью на английском языке, студенты учатся в международной группе, а к обучению привлекаются зарубежные специалисты. Занятия проходят в вечернее время в будние дни и в субботу, что позволяет совмещать учебу с работой. Значительная часть лекционных занятий проводится в форме открытой дискуссии со слушателями, таким образом обеспечивается максимальное вовлечение студентов и наиболее полно обсуждаются именно те сюжеты, которые требуют более серьезного внимания. Но иногда для удобства занятия проводятся и в онлайн-формате.

Выпускники программы обладают всем необходимым набором знаний и навыков для работы в департаментах устойчивого развития и взаимодействия с инвесторами различных компаний, в аналитических подразделениях профильных министерств и ведомств, научно-исследовательских и некоммерческих организациях.

Всем абитуриентам я советую: если вы хотите начать работать в сфере устойчивого развития и получить новые знания или уже являетесь специалистом в данной области и хотите усилить свои компетенции, обучение в магистратуре — лучшее решение и инвестиция в ваше будущее.

Екатерина Зарудная, академический руководитель онлайн-программы «Цифровая урбанистика и аналитика города»

— Онлайн-формат нашей программы с широким применением асинхронных и синхронных форм обучения, предзаписанных материалов и вебинаров дает возможность совмещать обучение с работой по специальности и позволяет студентам заниматься из любой точки земного шара. Для успешного совмещения немаловажно то, что занятия проходят три раза в неделю, преимущественно в вечернее время в будни и днем в субботу, а состав группы и регионы, в которых находятся слушатели, будут учитываться при формировании расписания.

Несмотря на формат обучения, важное место отводится практической подготовке студентов. Программа выстроена с учетом запросов ведущих работодателей к специалистам, работающим в области реализации городских проектов. Ввиду этого, мы уделяем особое внимание интерактивному взаимодействию студентов с преподавателями и экспертами. Проектная командная работа и разбор кейсов предполагают формат, максимально приближенный к очным программам взаимодействия: онлайн-занятия в синхронном режиме, мастер-классы, вебинары и обсуждения проектов с одногруппниками. Также предусмотрены консультации с преподавателями и ассистентами в видеоконференциях и чатах.

Выпускник программы — это междисциплинарный специалист, владеющий навыками на стыке цифровых технологий и градостроительства. Это также содержательный лидер команды, который одинаково хорошо понимает специфику как аналитической, так и управленческой стороны городского проекта. Все, кто окончил нашу программу, могут строить карьеру в проектных и консалтинговых бюро, в региональных органах власти, аналитических центрах и центрах компетенций, архитектурных компаниях, ставящих целью реализацию городских проектов (прежде всего мастер-планов, проектов комплексного развития территорий, проектов благоустройства и т.д).