• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как перевестись с платного места на бюджет: личный опыт

HR-директор Яндекса Елена Бунина и Иван Шугуров на церемонии вручения стипендии имени Ильи Сегаловича

Студент четвертого курса образовательной программы «Программная инженерия» факультета компьютерных наук Иван Шугуров в 2012 году поступил в Высшую школу экономики на коммерческое место, потому что для бюджетного ему не хватило трех баллов. Поначалу успехи в учебе были средними, но потом он улучшил свои результаты и смог перевестись с коммерческого места на бюджет. Кроме того, в этом году за академические успехи Иван получил стипендию Президента РФ и стипендию имени Ильи Сегаловича.

— Иван, почему вы решили поступить на платное место в Вышке, ведь можно было поступить в другой вуз на бюджет?

Я знал, что Вышка — это вуз с более современным подходом к образованию, готовностью изменять учебные планы в соответствии с запросами рынка. Решил, что лучше учиться с теми, кто умнее и талантливее меня, это стимулирует к большей работе. Родители меня в этом поддержали. Мне не хватило трех баллов до поступления на бюджет. В первый год обучения у меня была скидка 75%, потом мне удалось удержать скидку 50%. Система скидок в Высшей школе экономики — это серьезный стимул для хорошей учебы.

Трудно было учиться?

После первого семестра я был чуть выше середины рейтинга на «Программной инженерии» и потом постепенно поднимался. После второго семестра занимал уже 13 место, а сейчас вот дошел до первого.

Со второго курса учиться стало легче. На первом были трудности с программированием. В школе я изучал только язык Паскаль и уровень преподавания информатики оставлял желать лучшего, а мы на первом курсе программировали на C#.Когда на втором курсе начали изучать Java как второй язык, оказалось, что это даже проще. В целом на старших курсах предметы стали более профессионально ориентированы, для меня это интереснее.

Чтобы перевестись на бюджет, нужно в течение четырех модулей по всем изучаемым предметам получать не меньше 8 баллов по 10-балльной системе.Также на образовательной программе должны быть вакантные бюджетные места. Я перевелся на бюджет после третьего курса.

— Если честно: чтобы добиться результатов, которые позволят перевестись на бюджет, нужно было ночей не спать, не развлекаться, только учиться-учиться-учиться?

— У меня было время на работу и порой на отдых и развлечения. Так что это не нереально трудно, но значительное количество усилий и времени приложить придётся.

В Вышке многое зависит от учебы во время модуля. Итоговая оценка состоит из 2 частей: накопленной оценки за работу в течение модуля и экзамен. Если делать все домашние задания, отвечать на семинарах, то накопленная оценка будет достаточно большой. Это означает, что за экзамен будет достаточно меньшего количества баллов, чтобы получить положительную итоговую оценку, а иногда возможно уже одной накопленной обеспечить себе положительную итоговую оценку.

Но у этой системы есть и обратная сторона: если ничего не делать в течение семестра, то может быть так, что для того чтобы в итоге получить хотя бы 4 (по 10-балльной) шкале, экзамен надо написать на 10, а это весьма проблематично при отсутствии систематической работы в семестре.

Что стало для вас самым полезным за время обучения?

Наверное, навык самообучения. Как регулярно говорил один из наших преподавателей, университет не может чему-то научить насильно. Преподаватель может только подсказать и показать направление, в котором надо что-то делать. А дальше студент должен сам много работать, чтобы чего-то добиться. Это, наверное, главная мысль, которую я вынес за время обучения.

Недавно вы стали лауреатом сразу двух престижных стипендий — Президента РФ и Ильи Сегаловича. Как вы этого добились?

На стипендию Ильи Сегаловича меня выдвинула руководитель Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных систем профессор Ирина Ломазова. Решение принимала конкурсная комиссия на основе научных достижений за время учебы и успехов в профессиональных конкурсах.

Среди требований, которые предъявляли к претендентам на стипендию Президента РФ, были требования к оценкам, научным публикациям и участию в конференциях.

— То есть помимо учебы вы занимаетесь еще и научной деятельностью?

— Я работаю стажером-исследователем в Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных систем (ПОИС). Под руководством преподавателя Алексея Мицюка со второго курса я занимаюсь разработкой ПО для глубинного анализа процессов (ProcessMining) и провожу исследования в этой области. По результатам этой работы вышло уже три публикации, и дважды я выступал на конференции SYRCoSE.

ProcessMining — это достаточно новая наука, которая изучает способы использования журналов событий (логов) для улучшения бизнес-процессов.

Например, если мы идем на какой-то сайт, система записывает, что мы делаем, на каких страницах проводим больше времени, куда кликаем, какие данные выводим. Мы используем методы ProcessMining, чтобы построить модель типичного поведения пользователя на сайте. Мы смотрим на эту модель и понимаем, что можно улучшить. Такая оптимизация зачастую приносит компаниям дополнительную прибыль.

Это только один из примеров использование ProcessMining (глубинного анализа процессов). Наша лаборатория занимается разработкой подобных методов. Моя работа больше связана с практической стороной вопроса, чем с теоретической.

Чем планируете заниматься после окончания бакалавриата?

Я собираюсь продолжить обучение, поступив в магистратуру. Естественно, я буду подавать документы в Вышке. Так как в Европе котируется диплом бакалавриата НИУ ВШЭ, я рассматриваю и зарубежные варианты.

Можете что-то посоветовать абитуриентам?

Нужно быть готовым к тому, что придется много учиться. Я иногда читаю форумы, где будущие первокурсники спрашивают, можно ли договориться с преподавателем и получать оценки только за посещаемость и хорошее поведение. В Вышке это исключено. Такая учеба будет пустой тратой времени.