• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Открыт бюджетный прием на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»

Открыт бюджетный прием на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»

Студенты программы в библиотеке аукционного дома Sothby’s (Лондон)
Студенты программы в библиотеке аукционного дома Sothby’s (Лондон)

Магистратура «История художественной культуры и рынок искусства» была организована в Вышке при поддержке Института искусств Sotheby’s в 2012 году. С этого года на нее можно поступить на бюджетные места. Слушатели программы получат теоретические знания и прикладные умения в области истории и искусствоведения, которые в дальнейшем дадут им возможность построить успешную карьеру в художественной сфере. Занятия ведут искусствоведы, реставраторы, эксперты современного арт-рынка.

«Галерейное и аукционное дело», «История коллекционирования и художественных выставок», «Бизнес-менеджментв искусстве», «История подделок и фальсификаций» — вот неполный список предметов, которые читаются на программе. Для не искусствоведов предусмотрены адаптационные курсы по истории искусства.

«Прошедшие три года показали, что к нам идут выпускники различных гуманитарных факультетов, а также люди с непрофильным образованием, которые хотят понимать и профессионально изучать памятники культуры, — говорит руководитель магистерской программы Елена Смилянская. — Некоторые слушатели приходят на программу, чтобы изменить профессию, есть те, кто уже занимается галерейным или антикварным делом и чувствует необходимость в систематических знаниях, кто-то планирует заниматься исключительно научной работой. Магистратура дает эти возможности. Совместными усилиями учителя и ученика за два года достичь можно многого. Здесь человек получит шанс вырасти в профессионала и выбрать дальнейший путь — будь то академическая карьера или работа в качестве эксперта в государственных структурах или частных галереях. Такие специалисты сейчас нужны».

Пять причин поступить на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»

1. Практическая направленность программы. Около половины учебного времени студенты проводят в музеях и реставрационных мастерских, перенимая опыт ведущих московских реставраторов, специалистов в области антикварного рынка, музейного и галерейного бизнеса. Среди партнеров программы — научно-реставрационный центр И.Э. Грабаря и Институт искусства реставрации, Музей изобразительного искусства имени Пушкина, Государственная Третьяковской галерея.

Занятия в мозаичной мастерской
Занятия в мозаичной мастерской
2. Серьезная теоретическая подготовка в области истории искусства и других исторических дисциплин, которую можно получить на занятиях известных историков, искусствоведов, культурологов. О специфике работы историка с вербальными текстами можно узнать на лекциях Игоря Данилевского; об истории коллекционирования и художественных выставок рассказывает Елена Шарнова; методы экспертизы памятников культуры изучаются под руководством Мариам Никогосян; Олег Воскобойников знакомит студентов с основами теории и истории культуры; курс Льва Масиель Санчеса посвящен истории архитектуры; искусство ориентализма и культура Востока — темы курсов Ольги Нефедовой и Анны Гусевой, истории ювелирного искусства и истории костюма посвящены курсы Валерия Игошева и Раисы Кирсановой.

3. Хорошие карьерные перспективы. Современный арт-рынок — одно из активно развивающихся направлений. Сегодня модно ходить в музеи, причем не только на выставки, но и слушать лекции, участвовать в мастер-классах; музейное пространство перестало быть консервативным, предназначенным только для специалистов. Оно превращается в одну из медийных площадок, для работы с которой требуется новый специалист, в том числе разбирающийся в экономических, юридических вопросах. Страхование памятников, правила вывоза их за рубеж, механизмы формирования коллекций и стоимости произведения искусства — все это проблематика художественного рынка и для этого всего нужны специалисты.

4. Зарубежный опыт. Программа сотрудничает с рядом западных институтов. Найти зарубежного научного руководителя или поехать на стажировку — это реальная возможность для успешного студента.

5. Получение экспертных навыков. На программе значительное место отведено курсам, позволяющим получить собственный опыт экспертизы памятников культуры. Это специальные источниковедческие дисциплины, формирующие навык работы с историческим источником, авторские курсы, посвященные истории подделок и фальсификаций, занятия по описанию и атрибуции предметов коллекционирования в частных и государственных музейных собраниях.

 

Маргарита Даньшина, выпускница программы, специалист-искусствовед аукционного дома Sotheby’s по России и СНГ

Магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства» оказалась тем вариантом, который удовлетворил все мои требования. Во-первых, здесь сегодня работают ведущие профессора московских вузов, но кроме того, сюда еще пришли молодые историки, получившие степень PhD в зарубежных университетах. Во-вторых, на программе была возможность самому формировать учебный план, при этом часть наших предметов вообще нигде больше не преподают в таком объеме. И главное, что меня вдохновило — больше половины всего времени обучения мы должны были провести в музеях и реставрационных мастерских Москвы, общаясь с хранителями, художниками, координаторами выставок, чтобы изнутри увидеть, как работает современный российский арт-рынок. В художественной, или точнее околохудожественной сфере, важно обладать инсайдерской информацией. А когда ты учишься у людей, которые не просто преподают, но и сами являются практиками, ты очень быстро становишься своим в этой «тусовке».