Открыт бюджетный прием на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»
Студенты программы в библиотеке аукционного дома Sothby’s (Лондон) |
Магистратура «История художественной культуры и рынок искусства» была организована в Вышке при поддержке Института искусств Sotheby’s в 2012 году. С этого года на нее можно поступить на бюджетные места. Слушатели программы получат теоретические знания и прикладные умения в области истории и искусствоведения, которые в дальнейшем дадут им возможность построить успешную карьеру в художественной сфере. Занятия ведут искусствоведы, реставраторы, эксперты современного арт-рынка.
«Галерейное и аукционное дело», «История коллекционирования и художественных выставок», «Бизнес-менеджментв искусстве», «История подделок и фальсификаций» — вот неполный список предметов, которые читаются на программе. Для не искусствоведов предусмотрены адаптационные курсы по истории искусства.
«Прошедшие три года показали, что к нам идут выпускники различных гуманитарных факультетов, а также люди с непрофильным образованием, которые хотят понимать и профессионально изучать памятники культуры, — говорит руководитель магистерской программы Елена Смилянская. — Некоторые слушатели приходят на программу, чтобы изменить профессию, есть те, кто уже занимается галерейным или антикварным делом и чувствует необходимость в систематических знаниях, кто-то планирует заниматься исключительно научной работой. Магистратура дает эти возможности. Совместными усилиями учителя и ученика за два года достичь можно многого. Здесь человек получит шанс вырасти в профессионала и выбрать дальнейший путь — будь то академическая карьера или работа в качестве эксперта в государственных структурах или частных галереях. Такие специалисты сейчас нужны».
Пять причин поступить на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»
1. Практическая направленность программы. Около половины учебного времени студенты проводят в музеях и реставрационных мастерских, перенимая опыт ведущих московских реставраторов, специалистов в области антикварного рынка, музейного и галерейного бизнеса. Среди партнеров программы — научно-реставрационный центр И.Э. Грабаря и Институт искусства реставрации, Музей изобразительного искусства имени Пушкина, Государственная Третьяковской галерея.
2. Серьезная теоретическая подготовка в области истории искусства и других исторических дисциплин, которую можно получить на занятиях известных историков, искусствоведов, культурологов. О специфике работы историка с вербальными текстами можно узнать на лекциях Игоря Данилевского; об истории коллекционирования и художественных выставок рассказывает Елена Шарнова; методы экспертизы памятников культуры изучаются под руководством Мариам Никогосян; Олег Воскобойников знакомит студентов с основами теории и истории культуры; курс Льва Масиель Санчеса посвящен истории архитектуры; искусство ориентализма и культура Востока — темы курсов Ольги Нефедовой и Анны Гусевой, истории ювелирного искусства и истории костюма посвящены курсы Валерия Игошева и Раисы Кирсановой.Занятия в мозаичной мастерской
3. Хорошие карьерные перспективы. Современный арт-рынок — одно из активно развивающихся направлений. Сегодня модно ходить в музеи, причем не только на выставки, но и слушать лекции, участвовать в мастер-классах; музейное пространство перестало быть консервативным, предназначенным только для специалистов. Оно превращается в одну из медийных площадок, для работы с которой требуется новый специалист, в том числе разбирающийся в экономических, юридических вопросах. Страхование памятников, правила вывоза их за рубеж, механизмы формирования коллекций и стоимости произведения искусства — все это проблематика художественного рынка и для этого всего нужны специалисты.
4. Зарубежный опыт. Программа сотрудничает с рядом западных институтов. Найти зарубежного научного руководителя или поехать на стажировку — это реальная возможность для успешного студента.
5. Получение экспертных навыков. На программе значительное место отведено курсам, позволяющим получить собственный опыт экспертизы памятников культуры. Это специальные источниковедческие дисциплины, формирующие навык работы с историческим источником, авторские курсы, посвященные истории подделок и фальсификаций, занятия по описанию и атрибуции предметов коллекционирования в частных и государственных музейных собраниях.
Маргарита Даньшина, выпускница программы, специалист-искусствовед аукционного дома Sotheby’s по России и СНГ
Магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства» оказалась тем вариантом, который удовлетворил все мои требования. Во-первых, здесь сегодня работают ведущие профессора московских вузов, но кроме того, сюда еще пришли молодые историки, получившие степень PhD в зарубежных университетах. Во-вторых, на программе была возможность самому формировать учебный план, при этом часть наших предметов вообще нигде больше не преподают в таком объеме. И главное, что меня вдохновило — больше половины всего времени обучения мы должны были провести в музеях и реставрационных мастерских Москвы, общаясь с хранителями, художниками, координаторами выставок, чтобы изнутри увидеть, как работает современный российский арт-рынок. В художественной, или точнее околохудожественной сфере, важно обладать инсайдерской информацией. А когда ты учишься у людей, которые не просто преподают, но и сами являются практиками, ты очень быстро становишься своим в этой «тусовке».
Воскобойников Олег Сергеевич
Доцент Школы исторических наук
Гусева Анна Валентиновна
Доцент Школы исторических наук
Данилевский Игорь Николаевич
Ординарный профессор ВШЭ
Масиель Санчес Лев Карлосович
Доцент Школы исторических наук
Нефедова Ольга Вадимовна
Доцент Школы исторических наук
Никогосян Мариам Николаевна
Доцент Школы исторических наук
Смилянская Елена Борисовна
Руководитель магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства»
Шарнова Елена Борисовна
Доцент Школы исторических наук