• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хочется работать, творить и читать»

Состоялся II очный семинар для учителей в рамках деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 году.

16 апреля состоялся очередной очный семинар для учителей математики, русского языка, английского языка, истории и обществознания, экономики – участников деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 г. Всего в работе семинара приняли участие 203 учителя из 61 образовательного учреждения Пермского края.

Университетско-школьный кластер является инновационной формой повышения квалификации учителей, управления качеством образования.

Цель деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 г. – создание эффективных условий для повышения качества школьного образования в контексте современных требований посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей, а также предметных компетенций учащихся под руководством профессорско-преподавательского состава пермских университетов.

Основным содержанием деятельности 254 учителей-предметников в формате Кластера является освоение программ дополнительного профессионального образования по общему тематическому направлению «Управление качеством школьного образования».

Весь процесс повышения квалификации учителей в Кластере осуществляется под руководством заведующих кафедрами предметного содержания, которые по итогам проведения второго очного семинара для учителей поделились своими аналитическими суждениями.

 

Анатолий Прокопьевич Иванов, заведующий кафедрой учителей математики Университетско-школьного кластера, к.ф.-м.н., ординарный профессор:

– Университетско-школьный кластер – современная инновационная форма повышения квалификации, где каждый педагог – не пассивный слушатель, а самый активный участник процесса совершенствования предметной компетенции под руководством опытных тьюторов – преподавателей кафедры высшей математики НИУ ВШЭ – Пермь, сертифицированных экспертов предметной комиссии по проверке части «С» ЕГЭ по математике.

В работе семинара приняли участие 50 учителей математики города Перми и Пермского края, которым были представлены эффективные методики изучения и преподавания самых трудных разделов школьной математики. Много внимания на семинаре уделялось современным технологиям систематизации знаний учащихся, позволяющим воспитанникам учителей осознанно выполнять нетривиальные задания и обеспечивать в дальнейшем успешное изучение вузовского курса математики.

Отрадно отметить, что в работе таких семинаров принимают участие не только начинающие учителя, но и опытнейшие педагоги Прикамья, Соросовские учителя, такие как Баранова В.Э., Куляпина Л.Ф., Семушина Л.Б. Воспитанники этих учителей демонстрируют самые высокие результаты на ЕГЭ. Так, например, средний балл выпускников Л.Б. Семушиной (Лицей № 4 г. Перми) на протяжении 6 лет превышает средний уровень по России на 23–30 баллов. Заметим, что упомянутые учителя не «чураются» никаких мероприятий, организуемых НИУ ВШЭ – семинаров, олимпиад и пр.

Кафедра приготовила участникам семинара большое количество раздаточного материала, который можно использовать непосредственно на уроках начиная с 7–8-х классов, обеспечивая системное движение к сложнейшим заданиям 9-х и 11-х классов. Причем особенностью используемых в Кластере технологий является не «натаскивание» на задачи ГИА и ЕГЭ, а подбор специальных заданий, развивающих мыслительную деятельность учащихся.

 

Валентина Ильинична Шенкман, заведующая кафедрой учителей русского языка Университетско-школьного кластера:

– Семинар для учителей русского языка был посвящен разделу программы «Нелитературные формы национального языка» (территориальные диалекты, социальные диалекты, просторечие).

Теоретическая часть семинара, подготовленная тьютором кафедры, кандидатом филологических наук Аллой Николаевной Кудлаевой, представляла собой обзор основных понятий, используемых современной социолингвистикой, и обсуждение неоднозначно трактуемых социолингвистических терминов. Учителя с интересом восприняли информацию о новых для школьного курса русского языка понятиях идиома, региолекта, социолекта, идиолекта и др. Для подготовки к семинару на сайте Кластера были выложены соответствующий УМК, а также дополнительные материалы (презентации, статьи, книга и др.).

Практическая часть семинара включала в себя следующие виды работы:

1) анализ текста, направленный на развитие способности педагогов-словесников опознавать и правильно квалифицировать нелитературные элементы в речи с учетом современных процессов в русском языка;

2) диктант, ориентированный на повышение профессиональной компетентности учителя-словесника в области орфографии и пунктуации;

3) обмен опытом, направленный на обсуждение содержательно-методических аспектов изучения в средней школе жаргонизмов, диалектизмов, просторечных компонентов национального русского языка. С сообщениями выступили следующие участники кластера: Афанасьева Е.А. («Диалектизмы в произведениях пермских писателей»), Ведерникова У.М. («Речь подростков как предмет научного исследования: методика и результаты проектной деятельности»), Киселева Т.В. («Словарь школьного жаргона: первый опыт лексикографии»), Неганова Г.Р. («Динамика молодежного жаргона: отцы и дети»), Чуракова С.Ю. («Использование жаргонизмов в речи школьников 7–8-х классов»).

В ходе всего семинара учителя совместно с преподавательским составом активно обсуждали проблемные вопросы современной социолингвистики, методику преподавания неоднозначно трактуемых языковых явлений в школе, дидактический материал, используемый при рассмотрении нелитературных форм языка в школе.

Для учителей-мультипликаторов в рамках запланированной программы была предусмотрена специальная тема «Содержательные и технологические аспекты реализации образовательного проекта». Под руководством тьютора Татьяны Борисовны Карповой было проведено обсуждение проектов, разработанных учителями-мультипликаторами в целях повышения качества школьного образования в процессе изучения русского языка.

Проведение подобных семинаров с элементами рефлексирования учителей, на наш взгляд, значительно повышает мотивацию учителя-словесника на познание и осмысление проблем, возникающих при обучении русскому языку. Кроме того, такие семинары не только повышают предметную компетентность учителя, но и актуализируют его личностный рост, так как одновременно затрагивают эмоциональную, когнитивную сферы деятельности.

 

Екатерина Николовна Петкова, заведующая кафедрой учителей английского языка Университетско-школьного кластера, к.филол.н., доцент:

– Семинар для учителей английского языка был посвящен двум ключевым темам: «Грамматические и лексические аспекты экзаменационных заданий» и «Проблемы формирования общеевропейских компетенций владения иностранным языком в современной школе». В работе семинара приняли участие 49 учителей английского языка из школ г. Перми и Пермского края.

В связи с тем, что повышение квалификации в рамках Кластера проходит по двум программам, учителя работали в двух группах: общей и группе учителей-мультипликаторов.

Учителя общей группы обсуждали вопросы обучения артиклям и видо-временным формам глагола английского языка – темам, на первый взгляд, избитым, но не теряющим своей актуальности, так как именно они вызывают у школьников наибольшие трудности в процессе освоения «языка международного общения». Разбирались как чисто грамматические, так и лексические аспекты преподавания этих тем. Рассматривались отступления от правил, охватываемых школьной программой, встречающиеся в литературном английском.

Наши коллеги из средних общеобразовательных учреждений продемонстрировали прекрасную методическую подготовку и высокий уровень владения иностранным языком. По инициативе самих учителей обсуждение зачастую велось по-английски.

Основными направлениями деятельности на семинаре учителей-мультипликаторов являлись обсуждение выявленных лакун в области формирования коммуникативно-лингвистической компетенции учащихся и определение способов повышения ее уровня. Участники семинара представили мультимедиапрезентации, отражающие результаты работы учителей-мультипликаторов в рамках своих проектных тем.

Важным моментом семинара стал обмен опытом учителей английского языка г. Перми и Пермского края. Костарева Татьяна Александровна, приглашенный учитель английского языка МАОУ «СОШ № 7» города Перми, провела мастер-класс на тему «Развитие навыков коммуникативного поведения у учащихся старших классов на материале новостей». На семинаре учителям английского языка было также предложено решить ряд практических задач.

В целом можно признать работу второго очного семинара успешной и эффективной.

 

Елена Владимировна Корчагина, заведующая кафедрой учителей истории и обществознания Университетско-школьного кластера, к.п.н., доцент:

– В программе семинара кафедры учителей истории и обществознания были учтены пожелания учителей, высказанные в текущей работе. Одним из таких пожеланий было ознакомление с системой проверки работ учащихся на плагиат и заимствование. Учителей интересовала более подробная информация о системах проверки работ учащихся на плагиат и заимствования в целом, информация о конкретном интернет-ресурсе «Antiplagiat.ru». Многие участники семинара смогли самостоятельно пройти процедуру регистрации и загрузить работы учащихся на проверку.

Новый формат работы Кластера, в частности, разделение учителей на учителей общей группы и учителей-мультипликаторов, позволил в рамках семинара рассмотреть два блока очень важных тем:

  • «Метапредметный подход – инновационное пространство современной школы. Методологические и содержательные проблемы подхода» (тематика для учителей-мультипликаторов);
  • «Современные образовательные технологии: метод case-study как эффективный инструмент повышения профессиональной компетенции учителей истории и обществознания» (тематика для учителей общей группы).

Так как уровень погруженности в тему учителей-мультипликаторов достаточно глубок, то лекция переросла в заинтересованную, оживленную дискуссию, которая позволила увидеть новые грани проблематики метапредметного подхода.

Погружение в тематику лекции для учителей общей группы началось с работы учителей на форуме кафедры истории и обществознания на сайте Кластера (тема «Современные образовательные технологии»). Обсуждение на форуме развивалось активно, показало проблемы, связанные с пониманием и внедрением в учебный процесс современных технологий, что позволило во второй части семинара создать пространство профессионального диалога с активным обменом наработанным опытом не только учителей общей группы, но и учителей-мультипликаторов.

Кафедре истории и обществознания удалось уйти от ситуации «лектор читает теоретизированную лекцию, а слушатели-практики ломают голову, как это внедрить в свой учебный процесс». Впервые мы получили единое пространство диалога, где тьютор читает лекцию («Метод case-study как эффективный инструмент повышения профессиональной компетенции учителей истории и обществознания»), а педагог рассказывает, как он внедрял эту технологию на практике, какие трудности возникали в процессе применения, что, на его взгляд, наиболее успешно в этой технологии.

Потрясающее ощущение профессионального интеллектуального «пиршества» осталось, как «послевкусие», после работы семинара. И как сказала одна из участников семинара, «хочется работать, творить и читать».

 

Татьяна Борисовна Рубинова, преподаватель экономики:

– Очный семинар для 12 учителей экономики был посвящен сложной теме «Поведение потребителя», выходящей за рамки базовой школьной программы по микроэкономике. Поэтому многие учителя либо не знакомы с этой темой, либо знакомы поверхностно. В то же время изучение модели поведения потребителя позволяет глубже изучить условия оптимального выбора рациональным потребителем, формирование спроса и т.д.

По итогам семинара был организован первичный тестовый контроль усвоения пройденного материала. Закрепление изученного материала проходило как в индивидуальном, так и парном режиме; предусматривало активные способы работы учителей, многообразные виды заданий. По отзывам учителей экономики, такую форму проведения очных семинаров они считают наиболее удачной и полезной для себя.

 

Таким образом, второй очный семинар для учителей – участников деятельности Университетско-школьного кластера в 2013 г. был проведен на высоком уровне и позволил наметить дальнейшие пути совершенствования профессиональной компетенции учителей.

Далее учителей ждет работа в дистанционном формате на сайте Кластера http://cluster.hse.perm.ru, где в специально созданных предметных группах учителя под руководством тьюторов выполняют компетентностно ориентированные задания, успешно осваивая технологии дистанционного образования.

 

Материал подготовлен проектной группой Университетско-школьного кластера