• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Книга
Универсальные закономерности развития материи

Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.

Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.

Глава в книге
Влияние индустриализации на формирование облика советской Перми в 1930-е годы

Глушков А. В.

В кн.: Архив в социуме — социум в архиве. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Объединенный государственный архив Челябинской области, 2024. Гл. 19. С. 89-92.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Никита Иванов: "Эксперименты – это то, что мне лучше всего удается"

Конец июня – пора выпускных. Время, когда вчерашние студенты определяются с траекторией будущего. Одни продлевают прекрасное время, поступая в магистратуру, вторые устраиваются на работу, третьи пускаются в авантюры. К последней условной категории относится и выпускник направления «Политология» пермской Вышки Никита Иванов. В результате длительного и серьезного отбора он оказался в числе счастливчиков – участников программы «Учитель для России».

Программа появилась в 2015 году при поддержке НИУ ВШЭ и Сбербанка России. Её миссия  — качественное образование для каждого ребенка в стране и привлечение лучших молодых специалистов к преподаванию в школе. Участники проекта будут работать ближайшие два года в школах трех регионов России: Калужской, Московской и Воронежской областей. 
О том, какой он, хороший учитель, и легко ли далось решение уехать с «малой родины», поговорим в сегодняшнем интервью.

— Никита, расскажи, как возникла идея участвовать в этом проекте. И что в твоем понимании - быть "учителем для России"? 

— Как-то раз я пролистывал ленту «ВКонтакте», увидел объявление и подумал: «А почему бы и нет?» (смеется). На самом деле, идея зрела достаточно долго, мне всегда было интересно, каково это – работать в школе, но смущало множество аспектов. Программа «Учитель для России» позволяет эти негативные аспекты сгладить. Взвесив плюсы и минусы, я решил попробовать себя в этом направлении.

 «Учитель для России» – название красивое, задающее высокую планку. На мой взгляд, оно означает, что нужно быть хорошим учителем – тем, кто заботится, чтобы ученик не только отлично знал предмет, но и любил его, и это позволяло ему развиваться как личности. Не знания ради знаний, а знания ради того, чтобы реально их применять – «не для школы, а для жизни». В частности, если мы берем историю и обществознание, то говорим о том, с чем нам приходится сталкиваться каждый день. И если удастся научить детей задействовать образование  в повседневной жизни, это и будет главным успехом.

— Как я понимаю, ты будешь преподавать историю и обществознание.  А как учили этим предметам в твоей школе? Какие-то знания еще сохранились с тех лет или это исключительно заслуга университета?

Знания, определенно, сохранились, но сложно выделить, что осталось с тех пор, а что приобрелось  в университете, все-таки это система наслаивания. Я учился в профильном классе, истории и обществознанию уделялось повышенное внимание. Я узнал много нового, но, в основном, в обход обязательной программы. То, чему нас учили, было важно и нужно, но только для подготовки к экзаменам. И в такой форме, что было сложно воспринимать информацию и заинтересовать в ней себя. Мне бы как раз хотелось придумать или узнать о тех форматах, которые позволили бы подавать знания и умения в более интересной, интерактивной, отвечающей запросам учеников форме. Безусловно, хочется поблагодарить моих учителей – я видел их страсть к преподаванию и, вместе с тем, ограничения, которые они испытывали от формата школьного образования.

Одна из главных компетенций хорошего учителя – умение находить общий язык с детьми, взаимодействовать с ними. Есть ли у тебя опыт работы с ребятами? Что тебя привлекает в этом деле? Или возможно, наоборот, дается с трудом?

Да, общение – штука важная (улыбается). Опыт общения со школьниками, безусловно, есть: на кафедре и факультете активно ведется работа с абитуриентами, и за годы обучения было множество разных проектов, включающих  школьников, поэтому была возможность с ними пообщаться, узнать, что им интересно. Но есть и определенная сложность: я выпустился из школы 6 лет назад, и поэтому, наверное, меньше точек соприкосновения с современными школьниками. С другой стороны, мы все вращаемся в одной медиасреде и воспринимаем информацию из одних и тех же источников. Самое важное, что удалось увидеть в ребятах, с которыми я общался – им искренне нравится учиться и обмениваться собственными идеями. Как мне кажется, современная школа во многом эти желания подавляет. Но ведь для того, чтобы учиться, чтобы встраиваться в современное общество и потом получать удовольствие от собственного обучения и работы, необходимо проявлять искренний интерес к тому, чем ты занимаешься! Мне хотелось бы сделать так, чтобы этот интерес ребят к школе поддерживался и не угасал.

— А какими интерактивными методами обучения ты собираешься этого достичь?

— Перед началом работы в школе нам предстоит пройти педагогическую подготовку в Летнем лагере. Там я планирую узнать, какие новинки в образовании сейчас есть, и уже отталкиваясь от этого, придумывать что-то свое. Меньше лекционного формата, больше семинарских занятий, общения как такового. Нужно найти контакт с учениками и впоследствии на этом что-то выстраивать. Работа учителя очень сильно завязана на личном общении, а каждый человек уникален и неповторим: можно изучить методики, но к каждому конкретному человеку будет свой подход. Поэтому сложно сейчас что-то предсказать, придумать универсальный рецепт, главное, на мой взгляд, – общаться, находиться в постоянном контакте, пытаться понять, что интересует каждого ученика по отдельности и помочь ему реализовать себя.

— Проект предполагает работу в одном из трех регионов России на протяжении двух лет. Как тебе далось решение уехать из Перми? Как отнеслись к этому родные и друзья?

Решение далось легко, поскольку меня ничего здесь не держит, и к тому же, я склонен к экспериментам. Мне с детства приходится в них участвовать, в том числе, в сфере образования: ходил в экспериментальный детский сад, попал под программу создания Чусовского НОЦа и был одним из первых его выпускников, поступил в Вышку на направление, которое существовало всего второй год. Эксперименты – это то, что мне лучше всего удается, это то, к чему меня подталкивает жизнь (смеется). Поэтому когда встал реальный выбор между стабильным, конкретным вариантом и новым экспериментом, я выбрал последнее.

Друзья и родственники поддержали однозначно: конечно, были грустные взгляды, разговоры «вот, все разъедемся», но это нормальная ситуация, выпускной год – в любом случае жизнь раскидает, и я никогда не воспринимал это чересчур драматично. Это жизнь, и нужно уметь адаптироваться, нужно идти дальше.

— Каким ты видишь свое будущее после окончания программы? Или еще не заглядывал так далеко?

Во многом программа нацелена на то, чтобы построить свою будущую траекторию. Посмотрим, два года – это достаточно длинный срок. Участвуя в этой программе, мне бы в первую очередь хотелось понять, что такое «работа учителя», с чем ее едят и годится ли она конкретно для меня. А исходя из этого буду планировать свою жизнь в дальнейшем.  Я уже успел «стратегически» заглянуть вперед, подумать над возможными вариантами, но я не отметаю мысли, что мне понравится, и я смогу быть учителем и в дальнейшем.

Беседовала Светлана Агафонова.