• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет социально-экономических и компьютерных наук

Читать далее  

Факультет в цифрах

  • 106 

    Преподавателей практиков

  • 1502 

    Студента

  • 8 

    Образовательных программ бакалавриата

  • 2 

    Образовательные программы широкого бакалавриата

Публикации

  • Книга

    Георгиева Н. Ю., Кушнина Л. В., Назмутдинова С. С. и др.

    Переводческая персонология: портреты российских переводчиков

    Монография посвящена разработке портретов выдающихся российских переводчиков научных и художественных текстов, принадлежащих разным эпохам и поколениям. Создание портретов переводчиков может стать основой переводческой персонологии как новой зарождающейся дисциплины, возникшей на стыке переводоведения, теории языковой личности, критики перевода, лингвоперсонологии и др. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей иностранных языков и перевода, исследователей в области теоретической, прикладной и сравнительно-сопоставительной лингвистики.

    М.: Флинта, 2025.

  • Хеджирование в точных и гуманитарных дисциплинах: корпусный анализ научных статей

    Статья посвящена количественному анализу использования средств снижения категоричности высказывания (хеджей) в корпусе научных статей по четырем точным (химия, физика, математика, машиностроение) и четырем гуманитарным (лингвистика, история, менеджмент, политология) наукам, объемом приблизительно 1,6 млн слов. Выдвигается гипотеза о том, что существуют значимые различия в употреблении хеджей между двумя группами дисциплин. Анализ основан на изучении 81 языковой единицы, которые, согласно предыдущим исследованиям, являются частотными в академическом дискурсе. Данные языковые единицы были разделены на шесть групп по морфосинтаксическому признаку: модальные глаголы, лексические глаголы, именные конструкции, конструкции с предлогами, прилагательные и наречия. Статистическое моделирование данных подтвердило выдвинутую гипотезу, выявив значимые различия в использовании всех рассмотренных видов хеджей в статьях по точным и гуманитарным наукам. Также было показано, что наибольший вклад в междисциплинарные различия вносят такие виды хеджей, как наречия, лексические глаголы и именные конструкции. Все эти средства снижения категоричности высказывания более частотны в гуманитарных науках. Применение алгоритма иерархической   кластеризации выявило два устойчивых кластера, которые практически полностью соответствуют двум категориям изучаемых дисциплин (за исключением математики и политологии), тем самым демонстрируя, что хеджирование может быть использовано в качестве средства дифференциации между двумя группами дисциплин.  

    Жанры речи. 2025.

  • Глава в книге

    Еремеева Ю. Д.

    Об исследовании развития организационно-управленческой компетентности будущих педагогов

    Нет

    В кн.: Мир глазами молодых. Студенческие чтения: сборник научных трудов VII Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной Году семьи в России (18 апреля 2024 г.). Курск: КГМУ, 2024. С. 156-159.

  • Functional Brain Connectivity and Musical Training: Insights from EEG Phase Synchronization During Music Perception

    Музыкальное обучение глубоко влияет на организацию мозга, способствуя функциональным и структурным адаптациям, которые улучшают слуховые, моторные и когнитивные процессы. Это исследование изучает различия в функциональной связности между профессиональными музыкантами и не музыкантами во время выполнения задач, связанных с восприятием музыки и её графическим представлением. Используя анализ значения фазовой синхронизации (PLV) ЭЭГ, авторы исследовали синхронизацию в альфа-, бета- и гамма-диапазонах частот. Результаты показали, что музыканты демонстрировали улучшенную функциональную связность между областями мозга, что отражает их способность эффективно интегрировать слуховую, визуальную и когнитивную информацию. В альфа-диапазоне была наблюдаема сильная связность между затылочными и височными областями во всех задачах, с дополнительной синхронизацией между теменной и височной областями в задачах, не содержащих информации о высоте звука. В бета-диапазоне была обнаружена значительная фронто-височная связность, указывающая на когнитивную обработку, в то время как височно-затылочная синхронизация проявлялась в специфических задачах. В гамма-диапазоне музыканты продемонстрировали устойчивую фронто-височную и фронто-фронтальную синхронизацию, отражающую эмоциональную и структурную обработку музыки. Не музыканты показали сниженные специфические для задачи связи, полагаясь на обобщенные стратегии. Эти результаты подчеркивают роль музыкального обучения в улучшении многомодальной интеграции мозга и когнитивной гибкости, способствуя более продвинутому восприятию и обработке музыки.

    Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024

Все публикации

Контакты

Исопескуль Ольга Юрьевна

Декан
oisopeskul@hse.ru
Бульвар Гагарина 37–216
Тел. 205-52-40

Белых Светлана Александровна

Департамент экономики и финансов: Доцент

Степаненко Влада Андреевна

Факультет социально-экономических и компьютерных наук: Заместитель декана