• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся цикл лекций мирового эксперта по экологической истории

Доцент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Юлия Лайус провела открытые лекции для студентов и выступила с докладом на научном семинаре цикла «Цифровые трансформации». В интервью для сайта эксперт рассказала, каковы перспективы развития направления и кто такой экологический историк.

Юлия Александровна Лайус — кандидат исторических наук, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, руководитель Лаборатории экологической и технологической истории Центра исторических исследований

В рамках лекций для студентов эксперт прочитала краткий курс о том,  что такое экологическая история, история ее возникновения и развития, каково место экологической истории в группе исторических наук, какие проекты реализуются в Лаборатории экологической и технологической истории.

На научном семинаре цикла «Цифровые трансформации» Юлия Лайус представила два проекта, которыми занималась лаборатория, и рассказала о том, какое место история природных ресурсов занимает в экологической истории.

 

У нас есть общая методология, в рамках которой мы работаем. Природные ресурсы – это не просто физический объект, они проходят через процесс культурно обусловленного экспертного определения их применимости. Для того чтобы стать ресурсом, такой объект должен быть определенным образом описан и включен, хотя бы предположительно, в экономические отношения. Такой процесс анализируется в рамках теорий социального конструирования природного ресурса. 

В 2016-2018 годах сотрудники Лаборатории выполняли исследование в рамках гранта РНФ «Природные ресурсы в истории России: экономические институты, экспертные сообщества, инфраструктура». В фокусе проекта были разные исторические периоды и разные природные ресурсы: лес, строительные материалы и другие минеральные ресурсы, морские ресурсы. По результатам проекта Юлия Лайус представила кейс, посвященный конструированию рыбных ресурсов Баренцева моря на рубеже XIX  и XX вв., в том числе учеными Мурманской научно-промысловой экспедиции 1898-1908 гг.

Из других проектов были представлены результаты длительных исследований, которые были поддержаны РГНФ, затем РФФИ, и завершились публикацией коллективной монографии — М.М. Дадыкина, А.В. Крайковский и Ю.А. Лайус «Поморские промыслы на Шпицбергене в XVIII – нач. XIX в. Исследование. Документы».   Исследования отвечают на вопросы о том, кто были сторонники, «прожектеры», а кто противники развития промыслов; какие ресурсы использовались; как формировались два образа Шпицбергена – романтический и реалистический.

 

презентация семинара (PDF, 2,96 Мб)

 

Мы поговорили с Юлией Александровной о точках роста экологической истории в России, новых проектах и цифровизации.

О перспективах развития экологической истории

Сейчас стало заметно, что экологическая история получает второе дыхание. В России направление существует уже 20 лет, за это время были разные точки роста, которые со временем затухали. В настоящее время сильная группа исследователей есть в Тюмени, Сургуте, в РГГУ открылась магистерская программа по экологической истории. Интерес к направлению возрастает: все больше наших ученых представлено на международных конференциях. Разумеется, хочется, чтобы курсы читались активнее, больше студентов вовлекалось в проекты. Россия - огромная страна с неисследованными процессами взаимодействия с природой. Например, обсуждали на лекциях со студентами тему «город и река»: именно Кама создала город, за счет речной торговли он развивался, то есть в разных ипостасях можно рассматривать данную тему.  

Кто такой экологический историк

Историк всегда должен обладать дополнительными знаниями.  Когда историк начинает исследовать какую-то тему, приходится учиться чему-то новому. Возможно,  экологическому историку нужно больше естественно-научных знаний. Главное – преодолеть страх и иметь глубокий интерес, к тому, чем занимаешься, независимо от направления.  Многие проекты получаются на стыке наук, но также важен общий исторический контекст: мы не можем игнорировать политические события, если в какой-то момент происходит, например, война или интервенция, они оказывают влияние и на использование природных ресурсов.

Цифровизация и экологическая история

В рамках проектов по экологической истории  мы работаем с базами данных, для нас важна пространственная составляющая. Как правило, взаимодействие с природными ресурсами происходит в пространстве, поэтому необходимо нанести данные на карту, для того чтобы иметь возможность сопоставления для разных исторических периодов. Сейчас мы работаем над новым проектом, поддержанном Программой фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, хотим более прицельно посмотреть на пространственный аспект в истории освоения Севера. Мы бы с удовольствием сделали совместный проект про Урал.

Мне очень понравились студенты пермской Вышки – внимательно слушают, задают интересные вопросы. Одна студентка 2 пары прослушала, еще пришла на семинар. И это потрясающе!