м
  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
24
Ноябрь

Организационное поведение

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков реализации конструктивного и эффективного организационного поведение через понимание особенностей групповой, индивидуальной работы, специфики организации как социально-культурного феномена, освоение системы базовых понятий, изучение методов и приёмов лидерства и управления как деятельностью предприятия, так и персоналом. Полученные при прохождении курса знания студенты могут использовать в рамках практической деятельности на управленческих позициях среднего начально и высшего звена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов системного видения о законах и закономерностях функционирования и развития организаций, процессах их трансформации, а также формирование всестороннего представления о специфических особенностях управленческой деятельности
  • Подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской в области межкультурных и управленческих коммуникаций в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать элементы дисциплины "Организационное поведение", типы поведения людей в организации, стереотипы "человека работающего" и сегменты организационного поведения, а также современные тенденции в экосреде организации.
  • Ориентируется в особенностях моделей организационного поведения, четко видит разницу поведения управляемого и управляющего персонала в каждой из них
  • Формулирует концептуальный базис поведения людей в организации, ориентируется в типологии Майерс-Бригс, базовых психологических состояниях и ценностно-установочной структуре личности
  • Распознаёт динамику групповых процессов и наиболее эффективную ролевую модель на каждом этапе группового строительства, а также базовые характеристики группового взаимодействия
  • Различает специфику моделей организационного поведения, видит разницу поведения управляемого и управляющего персонала в каждой из них
  • Распознаёт специфику научающихся организаций, понимает их отличие от других типов организаций, знает характерные черты организационных процессов, проходящих в данного типа организациях
  • Распознаёт специфику научающихся организаций, понимает их отличие от других типов организаций, знает характерные черты организационных процессов, проходящих в данного типа организациях, воспроизводит её ее структуру, типы и классификацию. Применяет механизмы управления данным конструктом.
  • Объясняет разницу между мотивацией и стимулированием
  • Отличает мотивационные типы и классы
  • Интерпретирует особенности стратегии формирования системы вознаграждения при доминировании определенного мотивационного профиля
  • Распознаёт типы коммуникаций
  • Распознаёт особенности восходящих, нисходящих и горизонтальных коммуникаций
  • Умеет применять приёмы преодоления коммуникативных барьеров
  • Применяет алгоритм осуществления организационных изменений
  • Анализирует источники сопротивления изменениям и методы их преодоления
  • Выявляет стадии организационного развития и кризисов, связанных с ним
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия и категории организационного поведения
  • Модели организационного поведения
  • Личность в организации
  • Группы в организации
  • Лидерство и руководство в организации
  • Индивидуальное и организационное научение
  • Организационная культура
  • Мотивация и стимулирование персонала
  • Коммуникации в организации
  • Управление изменением и развитие организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за микроконтроли
    В курсе 3 микроконтроля. В каждом мирокронтроле 10 вопросов, число правильных ответов соответствует оценке. Итоговая оценка за элемент рассчитывается как среднее значение оценок за три микроконтроля.
  • неблокирующий Тест по темам, вынесенным на самостоятельное изучение
    Письменный тест со множественным выбором по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Время выполнения – 40 минут, в тесте 20 вопросов. Проводится в SMART LMS
  • неблокирующий Проект "новые виды бизнеса"
    До семинара студенты сами формируют себе задания вытягивая по одной карточке каждой из 3х категорий. На карточках пишется следующее : город, вид бизнеса, этап ЖЦ организации. Для полученной организации студенты на семинаре должны разработать разработать концепцию организации по заданным условиям (тип бизнеса, специфика населённого пункта, специфика этапа жизненного цикла, на котором организация находится), используя весь материал курса «Организационное поведение». Подготовить презентацию на 10-15 слайдов и выступление на 10-15 минут. В презентации отразить: 1) Логотип вашей организации. 2) Лозунг 3) Девизы 4) Провозглашаемые ценности 5) Определить приоритетный тип занятых с учётом заданных тремя карточками условий. 6) Перечислить (кратко) отличительные особенности вашей организации в соответствии с заданными переменными 7) Рассказать с какими проблемами столкнулась предложенная вам организация (в соответствии с заданными переменными) 8) Рассказать (кратко) как эти проблемы могут быть решены, что может произойти, если эти проблемы не решать (не удаться решить). 9)Перечислить отличительные особенности корпоративной культуры вашей организации. 10) Перечислить мероприятия, которые организация должна реализовать для успешного введения в коллектив новых сотрудников. + дополнительно каждой группе даётся специальное задание в зависимости от того, какое содержание задания у них получилось. Примечание 1: порядок изложения этих вопросов в презентации может быть любым, важно чтобы все они были отражены. Примечание 2: можно выступать всем вместе, можно делегировать это право 1-2 участникам группы. Однако, на вопросы после презентации отвечают все. Примечание 3: на защите проектов могут быть вопросы на понимание используемых вами теоретических конструктов. Внимание! За групповые выступления снимается 1 балл.
  • неблокирующий Экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Оценка за микроконтроли + 0.2 * Проект "новые виды бизнеса" + 0.2 * Тест по темам, вынесенным на самостоятельное изучение + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубкова, О. А.  Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09014-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470082 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Дорофеева, Л. И.  Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Л. И. Дорофеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07617-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470725 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Коноваленко, М. Ю.  Деловые коммуникации : учебник и практикум для вузов / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 466 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11058-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468718 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кочеткова, А. И.  Организационное поведение и организационное моделирование в 3 ч. Часть 1. Основы, сущность и модели : учебник и практикум для вузов / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08254-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470617 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кочеткова, А. И.  Организационное поведение и организационное моделирование в 3 ч. Часть 2. Психологические механизмы : учебник и практикум для вузов / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08255-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471045 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кочеткова, А. И.  Организационное поведение и организационное моделирование в 3 ч. Часть 3. Комплексные методы адаптивного организационного поведения : учебник и практикум для вузов / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 207 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08250-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471047 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование [Электронный ресурс] / А. И. Кочеткова. - М.: Дело, 2003. - 944 с. - ISBN 5-7749-0279-X. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/464364
  • Мкртычян, Г. А.  Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Г. А. Мкртычян. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8789-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470080 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Организационная культура компании: Учебное пособие / Т.О. Соломанидина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003946-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/473927
  • Спивак, В. А.  Лидерство. Практикум : учебное пособие для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 361 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00898-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468918 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 21944 - А.Белова - PRO реформы: Универсальные инструменты управления изменениями в компании - 9785961441574 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21944
  • Alpina - 311 - С.Иванова - Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? - 9785961425994 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/311
  • Адаптация инновационной стратегии компаний к изменениям внешней среды» / В.К. Проскурин. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 263 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104255-7 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543884
  • Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века / Коттер Д.П., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 254 с.: ISBN 978-5-9614-5175-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914152
  • Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
  • Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория: монография / А.В. Сидоренков. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. - 272 с. ISBN 978-5-9275-0786-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550874
  • Организационная культура и лидерство. 4-е изд. - 978-5-459-01127-2 - Шейн Э. Г. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28362 - 28362 - iBOOKS
  • Селезнева, Е. В. Лидерство : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4361-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/381980
  • Соломанидина, Т. О.  Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01100-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469012 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Спивак, В. А.  Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15321-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488401 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393

Авторы

  • Кощеев Дмитрий Александрович