• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в Digital Humanities

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Digital Humanities – быстроразвивающееся направление, объединяющее применение информационных технологий и математических методов в различных гуманитарных науках. Это направление отображает цифровой поворот и запросы науки, образования и общества в современных условиях. Знание подходов и методов Digital Humanities важно с точки зрения понимания современных возможностей обработки и визуализации данных гуманитарных наук и историко-культурных источников, создания цифровых исторических ресурсов, виртуальных музеев и электронных каталогов. Дисциплина «Введение в Digital Humanities» посвящена рассмотрению существующих концепций Digital Humanities, подходов к определению предмета и методов цифровой гуманитаристики, теоретических и методологических основ использования информационных технологий в истории и других гуманитарных науках, рассмотрению соотношения методов исторической информатики, цифровой истории, цифровой гуманитаристики и традиционных описательных методов исторических исследований; обзору уже существующих направлений и проектов в данной области. Курс включает три основных вида учебной работы: лекции, семинарские занятия (практические), самостоятельная работа. Для самостоятельного изучения рекомендуется использовать материалы онлайн-курса «Цифровая история» на Национальной платформе «Открытое образование» (https://openedu.ru/course/hse/DIGHIST/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с методологическими подходами Digital Humanities, формирование знаний о предмете цифровой гуманитаристики, ее развитии, связи с другими междисциплинарными направлениями
  • формирование знаний, умений и навыков по отдельным направлениям цифровой гуманитаристики, освоение практических навыков работы с цифровыми инструментами и сервисами в гуманитарной сфере
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает и оценивает программные средства для решения конкретных учебных задач.
  • Знает основные исследовательские инфраструктуры в области Digital Humanities.
  • Использует для решения задач профессиональной сферы цифровые инструменты и методы Data Science.
  • Использует программные средства и инструменты для работы с исторической информацией, знает основные проекты в области digital humanities.
  • Читает и критически анализирует профессиональную литературу, знает ключевые термины и определения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Digital Humanities: предмет, направления, понятийный аппарат, история.
  • Раздел 2. Обзор основных программных средств, инструментов и сервисов.
  • Раздел 3. Инфраструктуры Digital Humanities. Менеджмент данных и проектов в Digital Humanities.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторная работа «Анализ текста»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Таймлайны»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Проект
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Карты»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Сетевое моделирование»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Самостоятельная работа + 0.2 * Лабораторная работа «Таймлайны» + 0.2 * Лабораторная работа «Карты» + 0.2 * Проект + 0.2 * Лабораторная работа «Анализ текста»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Griffin, G., & Hayler, M. (2016). Research Methods for Reading Digital Data in the Digital Humanities. Edinburgh University Press.
  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
  • Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / Гвоздева В. А. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0572-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/504788
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Вестник Пермского Университета. Серия: История, (3 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15671143
  • Структуры и алгоритмы обработки данных: Учебное пособие / Колдаев В.Д. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01264-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418290

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Hai-Jew, S. (2017). Data Analytics in Digital Humanities. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1514614
  • Lev Manovich. (2016). The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. Journal of Cultural Analytics. https://doi.org/10.31235/osf.io/b2y79
  • Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773
  • Svensson, P., & University of Michigan. (2016). Big Digital Humanities : Imagining a Meeting Place for the Humanities and the Digital. Ann Arbor: U OF M DIGT CULT BOOKS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1527076
  • Travis, J., & DeSpain, J. (2018). Teaching with Digital Humanities : Tools and Methods for Nineteenth-Century American Literature. Urbana: University of Illinois Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875018
  • Wohlgenannt, G., Barinova, A., Ilvovsky, D., & Chernyak, E. (2019). Creation and Evaluation of Datasets for Distributional Semantics Tasks in the Digital Humanities Domain. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1903.02671
  • Методы и алгоритмы обработки данных : учеб. пособие / А.А. Григорьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22119. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/545998
  • Цифровые методы обработки информации/БорисоваИ.В. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 139 с.: ISBN 978-5-7782-2448-3

Авторы

  • Сенина Анна Васильевна
  • Корниенко Сергей Иванович