• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение философии в рамках исторического бакалавриата преследует две цели. Прежде всего, это развитие метакогнитивных способностей студентов — способностей к мышлению в предельных понятиях и к критической рефлексии по поводу мировоззренческих проблем и категорий (категорий бытия, познания, времени, смысла, развития, исторического процесса, памяти и забвения); важно подчеркнуть, что такая рефлексия в рамках курса осуществляется как в формах индивидуального «всматривания» в структуру проблемы с последующей феноменологической дескрипцией (результатом такой дескрипции могут становиться авторские философские тексты, эссе), так и в формах философского диалога. Вторая цель, преследуемая нашим курсом — освоение студентами истории философии как особой формы интеллектуальной культуры, — позволяет создать своего рода систему осмысляющих контекстов, в рамках которых становятся более понятны формы мышления (и соответствующие им ценности, мотивы поступков) людей конкретных исторических эпох, изучаемых нашими студентами в рамках конкренто-исторических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения;
  • рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, но¬воевропейской, русской и современной западной философии;
  • формирование у студентов герменевтических навыков на основе имманентного и интер¬текстуального анализа классических философских текстов;
  • создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками;
  • формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания;
  • овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике;
  • формирование у студентов способности интерпретации различных явлений и процессов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их философского смысла;
  • развитие критического мышления студентов на основе историко-философского и компаративистского анализа выдающихся философских систем и концепций;
  • формирование у студентов умения самостоятельно устанавливать связи между философской и социально-экономической проблематикой;
  • развитие способности видеть широкий исторический контекст, в котором возникают и эволюционируют философские системы и концепции;
  • расширение кругозора студентов и формирование системного мышления в области гуманитарных наук; углубление общегуманитарной подготовки студентов;
  • формирование у студентов коммуникативных способностей, а также навыков работы в группе (команде); способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и кооперации;
  • развитие способности ценить и бережно относиться к историческому, религиозному, интеллектуальному и художественному наследию и культурным традициям разных народов;
  • формирование гражданской ответственности, а также способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Вычленяет научную сущность в изучаемых проблемах
  • Сравнивает концепции античных и средневековых философов
  • Сравнивает концепции античных философов
  • Сравнивает концепции немецких философов
  • Сравнивает концепции русских и западных философов
  • Сравнивает концепции современных западных философов
  • Сравнивает концепции средневековых философов и философов эпохи Возрождения
  • Сравнивает концепции философов Нового времени и философов второй половины XIX в.
  • Сравнивает концепции философов эпохи Возрождения и философов Нового времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Философия как область знания
  • Раздел 2. Античная философия.
  • Раздел 3. Средневековая философия.
  • Раздел 4. Философия эпохи Возрождения
  • Раздел 5. Философия Нового времени
  • Раздел 6. Немецкая классическая философия
  • Раздел 7. Философия второй половины XIX в.
  • Раздел 8. Русская философия
  • Раздел 9. Западная философия ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Концептуализация классического философского текста (части текста). Отчет по самостоятельной работе предоставляется в письменном виде объемом не менее 10 000 знаков. Студент также может выбрать другой философский текст, предварительно согласовав свой выбор с преподавателем. Работа должна быть выполнена самостоятельно и не содержать цитат и прочих неавторских вставок; быть написана на грамотном русском языке; студент должен использовать основополагающие философские понятия; содержание классического философского текста должно быть передано адекватно; в конце студент должен определить «философскую партийность» автора (включая страну его проживания и годы его жизни) и место его текста в истории философии. Работа сдается в электронном виде преподавателю за неделю до окончания изучения учебной дисциплины.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Эссе + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А., Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 478с. - ISBN: 978-5-9916-4016-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-425236
  • Ретюнских Л. Т. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 357с. - ISBN: 978-5-9916-9073-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-433021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09969-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-429051
  • Оганян К. М. - ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-09621-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-cheloveka-434399