We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение философии в рамках исторического бакалавриата преследует две цели. Прежде всего, это развитие метакогнитивных способностей студентов — способностей к мышлению в предельных понятиях и к критической рефлексии по поводу мировоззренческих проблем и категорий (категорий бытия, познания, времени, смысла, развития, исторического процесса, памяти и забвения); важно подчеркнуть, что такая рефлексия в рамках курса осуществляется как в формах индивидуального «всматривания» в структуру проблемы с последующей феноменологической дескрипцией (результатом такой дескрипции могут становиться авторские философские тексты, эссе), так и в формах философского диалога. Вторая цель, преследуемая нашим курсом — освоение студентами истории философии как особой формы интеллектуальной культуры, — позволяет создать своего рода систему осмысляющих контекстов, в рамках которых становятся более понятны формы мышления (и соответствующие им ценности, мотивы поступков) людей конкретных исторических эпох, изучаемых нашими студентами в рамках конкренто-исторических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения;
  • рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, но¬воевропейской, русской и современной западной философии;
  • формирование у студентов герменевтических навыков на основе имманентного и интер¬текстуального анализа классических философских текстов;
  • создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками;
  • формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания;
  • овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике;
  • формирование у студентов способности интерпретации различных явлений и процессов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их философского смысла;
  • развитие критического мышления студентов на основе историко-философского и компаративистского анализа выдающихся философских систем и концепций;
  • формирование у студентов умения самостоятельно устанавливать связи между философской и социально-экономической проблематикой;
  • развитие способности видеть широкий исторический контекст, в котором возникают и эволюционируют философские системы и концепции;
  • расширение кругозора студентов и формирование системного мышления в области гуманитарных наук; углубление общегуманитарной подготовки студентов;
  • формирование у студентов коммуникативных способностей, а также навыков работы в группе (команде); способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и кооперации;
  • развитие способности ценить и бережно относиться к историческому, религиозному, интеллектуальному и художественному наследию и культурным традициям разных народов;
  • формирование гражданской ответственности, а также способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Вычленяет научную сущность в изучаемых проблемах
  • Сравнивает концепции античных и средневековых философов
  • Сравнивает концепции античных философов
  • Сравнивает концепции немецких философов
  • Сравнивает концепции русских и западных философов
  • Сравнивает концепции современных западных философов
  • Сравнивает концепции средневековых философов и философов эпохи Возрождения
  • Сравнивает концепции философов Нового времени и философов второй половины XIX в.
  • Сравнивает концепции философов эпохи Возрождения и философов Нового времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Философия как область знания
  • Раздел 2. Античная философия.
  • Раздел 3. Средневековая философия.
  • Раздел 4. Философия эпохи Возрождения
  • Раздел 5. Философия Нового времени
  • Раздел 6. Немецкая классическая философия
  • Раздел 7. Философия второй половины XIX в.
  • Раздел 8. Русская философия
  • Раздел 9. Западная философия ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Концептуализация классического философского текста (части текста). Отчет по самостоятельной работе предоставляется в письменном виде объемом не менее 10 000 знаков. Студент также может выбрать другой философский текст, предварительно согласовав свой выбор с преподавателем. Работа должна быть выполнена самостоятельно и не содержать цитат и прочих неавторских вставок; быть написана на грамотном русском языке; студент должен использовать основополагающие философские понятия; содержание классического философского текста должно быть передано адекватно; в конце студент должен определить «философскую партийность» автора (включая страну его проживания и годы его жизни) и место его текста в истории философии. Работа сдается в электронном виде преподавателю за неделю до окончания изучения учебной дисциплины.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Эссе + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А., Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 478с. - ISBN: 978-5-9916-4016-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-425236
  • Ретюнских Л. Т. - ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 357с. - ISBN: 978-5-9916-9073-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-433021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09969-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-429051
  • Оганян К. М. - ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-09621-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-cheloveka-434399

Авторы

  • Василенко Юрий Владимирович