• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Теория и практика цифровых исторических исследований"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Теория и практика цифровых исторических исследований" направлен на формирование универсальных навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы в области исторической науки с применением цифровых технологий. В рамках семинара рассматриваются основные теоретические и прикладные вопросы применения цифровых технологий в исторических исследованиях, возможности их использования как средств поддержки научных исторических исследований. В ходе семинара студенты овладеют навыками применения информационных технологии для организации информации исторических источников, анализа данных с использованием компьютерных методов и инструментария и репрезентации результатов обработки данных в цифровых формах и их интерпретации в виде научных форм (отчетов, тезисов, статей и др.) на их конкретном исследовательском материале.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар "Теория и практика цифровых исторических исследований"» является знание основных информационных технологий, необходимости их применения, основных типов компьютеризованных научных исторических исследований, умение выбирать оптимальные информационные технологии, соответствующий уровень поддержки научного исследования и организовать работу в соответствии с ним, владение информационными технологиями и инструментами, необходимыми для реализации компьютеризованного научного исследования выбранного типа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные возможности использования компьютерных технологий как средства поддержки научных исследований
  • Владеет навыками применения информационных технологии для организации информации исторических источников
  • Умеет анализировать данные с использованием компьютерных методов и инструментария
  • Владеет навыками репрезентации результатов обработки данных в цифровых формах и их интерпретации в виде научных форм (отчетов, тезисов, статей и др.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Компьютер как инструмент историка-исследователя
    Тема 1. Информационные технологии как средство поддержки научных исследований (2 часа) Основные информационные технологии и инструменты для научных гуманитарных исследований, необходимость и возможность их применения. Уровни поддержки научных исследований на основе информационных технологий. Основные типы компьютеризованных научных исторических исследований. Характеристика различных типов компьютеризованных исторических исследований и их возможностей. Тема 2. Компьютеризованное исследование аналитического типа (2 часа) Понятие компьютеризованного исторического исследования аналитического типа, его особенности. Основные этапы компьютеризованного научного исследования аналитического типа, их содержание и алгоритм реализации. Особенности и трудности осуществления, наиболее распространенные способы их преодоления. Преимущества и достоинства компьютеризованных исторических исследований и их результатов. Обзор и характеристика компьютеризованных исторических исследований аналитического типа. Тема 3. Поиск исторических источников для научного исследования (4 часа) Цифровые методы, технологии и инструментарий для поиска исторических источников. Универсальные и специализированные поисковые системы. Критерии оценки цифровых исторических источников: подходы и методы оценки. Историческая Интернет-эвристика. Тема 4. Компьютерное источниковедение (4 часа) Проблемы создания цифровых машиночитаемых источников. Оцифровка исторических источников и born digital исторические источники. Отбор и организация исторических источников для научного исследования. Связь подбора источников с задачами и программно-технологическим обеспечением исследования. Организация данных источников на основе баз данных, корпусов и цифровых коллекций. Методы структурирования цифровых источников. Метаданные. Унификация, стандартизация и связывание данных исторических источников. Цифровые методы анализа исторических источников.
  • Раздел 2. Основные методы, технологии и инструменты для исторического исследования
    Тема 1. Машинные методы обработки информации исторических источников (2 часа) Использование исследовательских возможностей СУБД. Типы и виды запросов к базе данных. Выборка и группировка данных. Формы организации и представления результатов обработки информации, экспорт данных. Визуализация результатов анализа. Тема 2. Методы и технологии анализа текстов (4 часа) Электронный текст как информационный ресурс. Модели электронного текста. От текста как набора символов до моделирования смысла. Способы и средства структурирования текста. Гипертекст. Языки глубокой разметки текстов. XML и TEI. Текстология и текстометрия. Дальнее чтение, корпуса исторических источников и корпусные методы в историческом источниковедении. Параллельные корпуса исторических текстов. Контент-анализ исторических текстов. Онлайн-сервисы для анализа текстов. TAPoR. Voyant Tool. Sketch Engine и др. Цифровые издания исторических текстов. Цифровая эпиграфика. Тема 3. Методы и технологии анализа статистической информации (4 часа) Статистический подход и измерения в истории: метрические и неметрические шкалы, объекты измерения, признаки. Сбор, категоризация и систематизация исторических данных. Анализ данных методами дескриптивной статистики. Многомерный статистический анализ: корреляционный, регрессионный, факторный и др. Обобщение и агрегирование результатов статистического анализа. Математическое моделирование исторической динамики. Пакет анализа в Microsoft Office Excel, программная платформа статистического анализа SPSS. Тема 4. Визуальный поворот в исторических исследованиях. (2 часа) Методы, технологии анализа и репрезентации визуальной информации. Научные исторические 3D реконструкции. Виртуальная и дополненная реальность. Трехмерное моделирование исторических артефактов. Цифровая история искусства. Инфографика. Тема 5. Методы и технологии анализа пространственных данных (2 часа) Цифровая картография и геоинформационные системы. Историческая геоинформатика. Пространственная визуализация исторических данных: обзор проектов и сервисов для работы с цифровыми геоисторическими данными. Тема 6. Методы и технологии моделирования объекты и типы моделей (2 часа) Основы теории графов. Виды графов. Метрики. Сетевое моделирование исторических данных: узлы и связи, программные средства. Обзор проектов. Тема 7. Технологии репрезентации и визуализации данных и результатов исследования (2 часа) Научные сервисы в интернете. Библиоменеджеры. Системы управления контентом. Таймлайны.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на практических занятиях
    Семинары проводятся в Zoom. Задания, выполненные в ходе семинара, сдаются при помощи устного ответа с демонстрацией студентом экрана или отправки преподавателю по электронной почте
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Студент самостоятельно выполняет и отправляет преподавателю на проверку запись в дневник проекта через Google Формы. Ссылка на заполнение Google Формы постоянная: https://forms.gle/3Ee2w2XPkFN8RMUR7
  • неблокирующий Проект
    Защита проекта проходит онлайн в конференции Zoom, с демонстрацией презентации студента. Текст проекта и презентация должны быть загружены в папку с фамилией студента на Google Диск: https://drive.google.com/drive/folders/1AZtwrdf2WDfSQlMRub5w0x9I_19qccTO?usp=sharing
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Проект + 0.25 * Работа на практических занятиях + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Куприянов Д. В. - ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 255с. - ISBN: 978-5-534-02523-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-i-tehnologicheskoe-obespechenie-professionalnoy-deyatelnosti-451080

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Соловьев Н.А., Волкова Т.В., Юркевская Л.А. - Выпускная квалификационная работа бакалавра. Методические указания: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 68с. - ISBN: 978-5-8114-3337-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113939