We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Theory and practice of digital historical research"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Humanities (Faculty of Computer Science, Economics, and Social Sciences)
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructors


Senina, Anna

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Теория и практика цифровых исторических исследований" направлен на формирование универсальных навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы в области исторической науки с применением цифровых технологий. В рамках семинара рассматриваются основные теоретические и прикладные вопросы применения цифровых технологий в исторических исследованиях, возможности их использования как средств поддержки научных исторических исследований. В ходе семинара студенты овладеют навыками применения информационных технологии для организации информации исторических источников, анализа данных с использованием компьютерных методов и инструментария и репрезентации результатов обработки данных в цифровых формах и их интерпретации в виде научных форм (отчетов, тезисов, статей и др.) на их конкретном исследовательском материале.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар "Теория и практика цифровых исторических исследований"» является знание основных информационных технологий, необходимости их применения, основных типов компьютеризованных научных исторических исследований, умение выбирать оптимальные информационные технологии, соответствующий уровень поддержки научного исследования и организовать работу в соответствии с ним, владение информационными технологиями и инструментами, необходимыми для реализации компьютеризованного научного исследования выбранного типа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные возможности использования компьютерных технологий как средства поддержки научных исследований
  • Владеет навыками применения информационных технологии для организации информации исторических источников
  • Умеет анализировать данные с использованием компьютерных методов и инструментария
  • Владеет навыками репрезентации результатов обработки данных в цифровых формах и их интерпретации в виде научных форм (отчетов, тезисов, статей и др.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Компьютер как инструмент историка-исследователя
    Тема 1. Информационные технологии как средство поддержки научных исследований (2 часа) Основные информационные технологии и инструменты для научных гуманитарных исследований, необходимость и возможность их применения. Уровни поддержки научных исследований на основе информационных технологий. Основные типы компьютеризованных научных исторических исследований. Характеристика различных типов компьютеризованных исторических исследований и их возможностей. Тема 2. Компьютеризованное исследование аналитического типа (2 часа) Понятие компьютеризованного исторического исследования аналитического типа, его особенности. Основные этапы компьютеризованного научного исследования аналитического типа, их содержание и алгоритм реализации. Особенности и трудности осуществления, наиболее распространенные способы их преодоления. Преимущества и достоинства компьютеризованных исторических исследований и их результатов. Обзор и характеристика компьютеризованных исторических исследований аналитического типа. Тема 3. Поиск исторических источников для научного исследования (4 часа) Цифровые методы, технологии и инструментарий для поиска исторических источников. Универсальные и специализированные поисковые системы. Критерии оценки цифровых исторических источников: подходы и методы оценки. Историческая Интернет-эвристика. Тема 4. Компьютерное источниковедение (4 часа) Проблемы создания цифровых машиночитаемых источников. Оцифровка исторических источников и born digital исторические источники. Отбор и организация исторических источников для научного исследования. Связь подбора источников с задачами и программно-технологическим обеспечением исследования. Организация данных источников на основе баз данных, корпусов и цифровых коллекций. Методы структурирования цифровых источников. Метаданные. Унификация, стандартизация и связывание данных исторических источников. Цифровые методы анализа исторических источников.
  • Раздел 2. Основные методы, технологии и инструменты для исторического исследования
    Тема 1. Машинные методы обработки информации исторических источников (2 часа) Использование исследовательских возможностей СУБД. Типы и виды запросов к базе данных. Выборка и группировка данных. Формы организации и представления результатов обработки информации, экспорт данных. Визуализация результатов анализа. Тема 2. Методы и технологии анализа текстов (4 часа) Электронный текст как информационный ресурс. Модели электронного текста. От текста как набора символов до моделирования смысла. Способы и средства структурирования текста. Гипертекст. Языки глубокой разметки текстов. XML и TEI. Текстология и текстометрия. Дальнее чтение, корпуса исторических источников и корпусные методы в историческом источниковедении. Параллельные корпуса исторических текстов. Контент-анализ исторических текстов. Онлайн-сервисы для анализа текстов. TAPoR. Voyant Tool. Sketch Engine и др. Цифровые издания исторических текстов. Цифровая эпиграфика. Тема 3. Методы и технологии анализа статистической информации (4 часа) Статистический подход и измерения в истории: метрические и неметрические шкалы, объекты измерения, признаки. Сбор, категоризация и систематизация исторических данных. Анализ данных методами дескриптивной статистики. Многомерный статистический анализ: корреляционный, регрессионный, факторный и др. Обобщение и агрегирование результатов статистического анализа. Математическое моделирование исторической динамики. Пакет анализа в Microsoft Office Excel, программная платформа статистического анализа SPSS. Тема 4. Визуальный поворот в исторических исследованиях. (2 часа) Методы, технологии анализа и репрезентации визуальной информации. Научные исторические 3D реконструкции. Виртуальная и дополненная реальность. Трехмерное моделирование исторических артефактов. Цифровая история искусства. Инфографика. Тема 5. Методы и технологии анализа пространственных данных (2 часа) Цифровая картография и геоинформационные системы. Историческая геоинформатика. Пространственная визуализация исторических данных: обзор проектов и сервисов для работы с цифровыми геоисторическими данными. Тема 6. Методы и технологии моделирования объекты и типы моделей (2 часа) Основы теории графов. Виды графов. Метрики. Сетевое моделирование исторических данных: узлы и связи, программные средства. Обзор проектов. Тема 7. Технологии репрезентации и визуализации данных и результатов исследования (2 часа) Научные сервисы в интернете. Библиоменеджеры. Системы управления контентом. Таймлайны.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на практических занятиях
    Семинары проводятся в Zoom. Задания, выполненные в ходе семинара, сдаются при помощи устного ответа с демонстрацией студентом экрана или отправки преподавателю по электронной почте
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Студент самостоятельно выполняет и отправляет преподавателю на проверку запись в дневник проекта через Google Формы. Ссылка на заполнение Google Формы постоянная: https://forms.gle/3Ee2w2XPkFN8RMUR7
  • неблокирующий Проект
    Защита проекта проходит онлайн в конференции Zoom, с демонстрацией презентации студента. Текст проекта и презентация должны быть загружены в папку с фамилией студента на Google Диск: https://drive.google.com/drive/folders/1AZtwrdf2WDfSQlMRub5w0x9I_19qccTO?usp=sharing
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Проект + 0.25 * Работа на практических занятиях + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Куприянов Д. В. - ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 255с. - ISBN: 978-5-534-02523-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-i-tehnologicheskoe-obespechenie-professionalnoy-deyatelnosti-451080

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Соловьев Н.А., Волкова Т.В., Юркевская Л.А. - Выпускная квалификационная работа бакалавра. Методические указания: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 68с. - ISBN: 978-5-8114-3337-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113939