Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.
Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 70-79.
В кн.: VI Центральноазиатские исторические чтения. Кызыл: Издательство ТувГУ, 2024. С. 71-75.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
На образовательной программе «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ в следующем учебном году появится новый профиль – «Историческая ориенталистика». Студенты будут изучать восточные языки, смогут углубиться в историю и культуру восточноазиатских регионов. Мы поговорили об изменениях на программе с академическим руководителем Виталием Мингалёвым.
Прямой перевод слова «ориенталистика» – это востоковедение. В профессиональной среде термин используется в двух плоскостях: первая – мировая экономика и международные отношения, вторая – лингвистика. Мы же условно назвали наше направление «Историческая ориенталистика», тем самым подчеркивая, что это востоковедение с историческим уклоном. Идея о создании в рамках бакалавриата «История» профиля, ориентированного на восточную культуру и историю, существует уже давно.
Огромное количество абитуриентов и студентов-историков интересуется Востоком, и уже несколько лет они задают нам вопросы о том, какие есть предметы по истории Востока и возможности изучения восточных языков в Вышке. Всё это привело к мысли о создании нового направления, которое будет ориентировано на востоковедение.
Конечно же, нет. На программе «История» с 2023 года будет реализовываться два профиля: первый – «Историческая ориенталистика», а второй традиционный – «Всемирная история». При этом мы сохраним большое ядро курсов по отечественной истории и истории Европы. Но даже для студентов, выбравших профиль «Всемирная история», будет увеличено количество курсов по Востоку, поскольку НИУ ВШЭ – Пермь дает полное историческое академическое образование.
Когда мы только планировали данный профиль, задавали себе этот вопрос. На филологических направлениях, ориентированных прежде всего на глубокую лингвистическую подготовку, нет возможности глубоко изучить культуру и историю страны. В результате мы получаем – «любовь к китайскому языку без китайцев», то есть студент изучает язык, но не погружается в культуру и даже может скептически относиться к стране.
С моей точки зрения, это совершенно неправильно. Язык, особенно восточный, очень сильно связан с культурой общения, традициями и историей региона. У нас реализуется комплексный подход: изучение языка будет растворено в освоении истории и культуры восточноазиатского региона. Позвольте мне, подобно восточным философам, выразить свою мысль иносказательно:
В здании нашего профиля «Историческая ориенталистика» кирпичи – это история, перекрытия – это особенности коммуникации и культуры, а цемент – язык.
У нас все также будет история, русский язык, а вот третий предмет выбирает сам абитуриент – иностранный язык или обществознание.
Да, конечно. У нас сейчас преподает Михаил Сергеевич Каменских, председатель Пермского общества дружбы с Китаем, кандидат исторических наук, преподаватель китайского языка. Он достаточно известен в регионе как китаевед и специалист по международным отношениям.
Со следующего года у нас начинает работать Владимир Владимирович Напольский, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, известный этнограф и лингвист. Он будет вести достаточно большой блок по китайской иероглифике в рамках дисциплины «История письма».
Высшая школа экономики – это распределенный вуз. В московском и питерском кампусах достаточно сильная ориенталистика, и мы через систему межкампусных дисциплин можем предоставить нашим студентам возможность заниматься у лучших востоковедов университета. В планах у нас также приглашение специалистов по ориенталистике из зарубежных стран.
Долгие годы мы говорили, что на программе «История» есть второй язык, но количество часов с точки зрения преподавателей иностранного языка было недостаточным. Сейчас, начиная со второго курса, студенты будут изучать китайский язык достаточно плотно – по две пары в неделю.
Digital Humanities является мейнстримом современной исторической науки, это новое и интересное направление, которое показывает хорошие результаты в исследовательской деятельности. Однако мы переформатировали Digital Humanities, переведя цифровые курсы с лекционно-семинарской системы на проектно-практическую. На самом деле, Digital Humanities, микроистория, статистика, история повседневности – это методы и методологии, которые могут применяться к любому материалу. Мы даем небольшой лекционный блок, а потом студенты отрабатывают изученные инструменты в рамках практической подготовки на основе «живого» исторического материала.
На пятилетний бакалавриат мы перешли ещё до поворота на Восток. Сейчас это стало, с моей точки зрения, еще более логичным. Китайский – сложный язык, и изучать его многие будут с нуля. Переход на 5-летний бакалавриат позволяет усилить лингвистический блок. Ввести в программу курсы, связанные с изучением Востока, также возможно только при пятилетнем бакалавриате, в противном случае – предметы общеисторического цикла займут всё время обучения. У нас остается всемирная европейская история, мы увеличиваем часы на отечественную историю. Неправильно изучать историю чужой страны, глубоко не зная своей истории.
Сейчас мы сейчас ведем переговоры о партнерстве с вузами Китая, надеюсь, у нас появится возможность обмена студентами в больших объемах, чем есть на текущий момент.
Основной вектор нашего исторического образования – академический. Я считаю, что студентам необходимо пройти весь образовательный цикл: бакалавриат и магистратура. После завершения нашего бакалавриата студенты смогут более точечно изучать Восток в магистратурах России, Китая, Кореи и Центральной Азии, потому что китайский язык – язык международного общения для Востока.
Если студент после окончания бакалавриата хочет начать работать, то ему открывается широкое поле возможностей от реализации себя как историка, переводчика или кросс-культурного медиатора (это, между прочим, профессия будущего).
Мы также готовим людей, которые могут работать в музеях и архивах. Некоторые студенты будут сами создавать рабочие места, проводить межкультурные мероприятия по взаимодействию со странами Востока, развивать ядро для привлечения восточных стран к нам и создавать медиацию с местными жителями. Нам не хватает точек объединения российского и китайского потенциала, а любое общение начинается с взаимопонимания и принятия культуры друг друга.
Как говорил классик: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Чем выше у вас балл ЕГЭ, тем больше вероятность поступить к нам. Мы – сильный вуз, следовательно, у нас высокие проходные баллы. Надо реализовывать себя на олимпиадах и конференциях, которые дают дополнительные баллы при поступлении. Я каждый год вижу студентов, которые смогли поступить на бюджет благодаря дополнительным баллам. В Вышке проходит Профильная олимпиада, олимпиада «Высшая проба», конкурс «Мудрый ворон» и т.д. Необходимо отслеживать информацию на сайте НИУ ВШЭ – Пермь. Если вы выбрали наш вуз, необходимо держать руку на пульсе и регулярно отслеживать, что происходит и чем живет программа.
Посещайте мероприятия, которые организует Вышка, например, профильную школу, дни открытых дверей, открытые лекции. Так вы знакомитесь с внутренней культурой Вышки и с преподавателями направления.
19 марта в пермском кампусе пройдет День Историка. Расскажем о том, как содержательно изменится учебный план программы «История», что такое ориенталистика и почему поворот на Восток открывает новые возможности, как владение историческим материалом сочетается с практическими навыками использования современных цифровых технологий.
Вы узнаете, какие возможности открываются перед студентами в период обучения, какие карьерные треки есть у выпускников и сможете задать все интересующие вас вопросы о поступлении и обучении на программе и получить подробные ответы.