• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Книга
Универсальные закономерности развития материи

Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.

Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.

Статья
Брошюры как форма агитационных материалов в период переселенческих кампаний в СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.

Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.

Глава в книге
Особенности взглядов О. Н. Бадера на гляденовскую и пьяноборскую археологические культуры

Мингалев В. В.

В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Кафедра гуманитарных дисциплин приняла активное участие в краевом конкурсе "Учитель года - 2013"

2-5 апреля 2013 года в Перми проходил краевой конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2013". 

Председателем жюри в номинации "Лидер в образовании" был заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент Андрей Александрович Борисов. Членом жюри в номинации "Учитель основной и старшей школы" был руководитель направления "Политология", доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук Юрий Владимирович Василенко. Они делятся своими впечатлениями.

 

- Это Ваш первый опыт судейства этого конкурса?

АБ: Я два раза был председателем жюри в номинации «Лидер в образовании» на уровне города Перми, поэтому опыт у меня есть. Я также был неоднократным членом жюри в номинации «Учитель основной и старшей школы» на городском уровне. Но это первый мой опыт участия в конкурсе на уровне Пермского края, и, причем, не в качестве члена жюри, а в качестве председателя. Опыт очень интересный и полезный, поскольку среди членов жюри много интересных и уважаемых людей, поэтому есть возможность получить удовольствие от профессионального общения.

ЮВ: Я был членом жюри в номинации «Учитель основной и старшей школы» первый раз и сразу же попал на региональный конкурс. Опыт был очень интересный и полезный. Организаторы к мероприятию подошли очень ответственно. Все условия работы нам были созданы. В команде моей номинации было двое новичков, и мы себя чувствовали предельно комфортно. Хочется выразить особую благодарность председателю жюри нашей номинации профессору Владимиру Ивановичу Кочуровскому, который оказывал нам всяческую помощь.

 

- Чем примечателен нынешний конкурс?

АБ: С одной стороны конкурс «Учитель года» традиционен, и ему на следующий год будет двадцать пять лет. Но меняются приоритеты, меняются члены жюри – каждый год конкурс играет новыми гранями. Если в предыдущие годы в рамках номинации «Лидер в образовании» была  установка на экономико-управленческую  грамотность директоров образовательных учреждений, то в этом году больше внимания уделялось содержанию образования, введению новых стандартов, нового закона об образовании с сентября этого года, то есть содержательным аспектам, контенту. Поэтому совершенно неслучайно активное участие в работе конкурса приняла «Высшая школа экономики». В этом университете сильна не только экономика и менеджмент, но и активно развиваются социально-гуманитарные направления – история, политология, юриспруденция. И поэтому не случайно, что победителем в номинации «Лидер в образовании» стала директор Гимназии №31 Людмила Серикова, которая славится не только сильной экономикой, но и сильной гуманитарной составляющей. Конкурс, конечно, будем совершенствовать: я бы добавил обсуждение актуальной управленческой или образовательной проблемы в виде круглого стола с модератором (министром образования или начальником департамента образования), а также блок решения участниками конкурса различных управленческих задач. Мы бы увидели, как участники конкурса владеют нормативной базой, современными документами и как способны принимать эффективные управленческие решения. Это то, что необходимо для оживления конкурсной программы.

ЮВ: Мне сложно судить об изменениях. Но, как сказали мне коллеги, конкурс портфолио был первый раз, где жюри оценивало документы, которые были представлены потенциальными участниками конкурса, - из них мы отобрали десять человек, чтобы участвовать в очном этапе конкурса. Как мне кажется, отборочный тур было бы неверно сводить только к конкурсу портфолио, поскольку личность учителя очень важна, и в этом смысле всегда хочется посмотреть на человека живьем. Учителя, как правило, видно за пятнадцать – двадцать минут, и первоначальный отбор так можно было бы сделать более интересным, где-то даже более адекватным. В целом отбор прошел достаточно успешно, потому что очень хорошие, очень разные учителя попали на очный этап, и работать было интересно.

 

- Как Вы оцениваете организацию конкурса?

АБ: Организация была выше всяких похвал. Хочется выразить благодарность директору школы №100 г. Перми Галине Васильевне Усольцевой за гостеприимство. Именно эта школа принимала номинацию «Лидер в образовании». Очень хорошо сработало министерство образования и науки Пермского края. Очень хорошо сработал департамент образования города Перми. В  школах были созданы комфортные условия и участникам конкурса, и членам жюри:  отдельные кабинеты, хорошее питание, возможность профессионального общения, доброжелательность сотрудников принимающих образовательных учреждений. К тому же, когда мы с Юрием Владимировичем общались с учителями и руководителями образовательных учреждений, мы достигли ряда договоренностей: нас приглашают для работы в Чайковский, Березниковский, Краснокамский и Александровский муниципальные районы. Мероприятия Вышки знают, знают наши олимпиады и конкурсы. Школьники хотят участвовать, общаться с профессорско-преподавательским составом и студентами.

ЮВ: Хотелось выразить благодарность Лицею №4 города Перми: нам были созданы все условия для работы, выделена отдельная комната для отдыха. Видно, что это лицей высочайшего профессионального уровня, что было также важно для участников конкурса, поскольку они попали в предельно комфортную среду. Дети образованные, они умеют говорить, обсуждать, не закомплексованы. Особо поразило их основательное знание иностранного языка.

 

-Как Вы оцениваете уровень подготовки участников?

АБ: Конкурс – это, конечно же, некий профессиональный срез. В конкурсе все же участвуют люди, которые себя где-то субъективно ощущают лучше. Конкурсная процедура подразумевает неровность. Это вполне естественно. Были и пермские учителя, которые активно сотрудничают с вузами. Были и учителя из глубинки, которые больше полагаются на профессиональную интуицию. Были профессионалы, которые по двадцать лет в образовании, были и совсем молодые руководители. И это существенная разность потенциалов. Вместе с тем, это очень большой опыт для каждого из участников, в особенности опыт профессионального общения, что полезно всегда и везде.

ЮВ: Что касается учителей средней и старшей школы, то тут ситуация была проще, поскольку они соревновались исключительно в той профессии, которой их учили. Конкурс был разделен на три мероприятия: первое, способность к профессиональной саморефлексии (умение презентовать свой опыт); второе, урок (кто-то был силен в предмете, кто-то был силен в методике); третье, разговор с учащимися (человеческие качества). В плане критики хотелось бы отметить, что некоторые учителя путались в жанрах, не разделяя разговор с уроком и презентацией собственного опыта. Но, поскольку представление было целостным, то потерянные баллы в одной части конкурса можно было восстановить  в другой. Причем первые три места получились более-менее консолидировано у членов жюри, тогда как четвертое, пятое и так далее места уже вызвали разногласия.

 

-Последний вопрос собственно о Вашем отношении к конкурсу как к таковому. Насколько сильно этот конкурс влияет на повышение уровня и качества школьного образования?

АБ: На мой взгляд, конкурс – очень хорошая идея, поскольку учителей надо взбадривать, шевелить, надо мешать среды: деревенскую, городскую, мегаполисную. Нужно учить рефлексировать свою деятельность, критически к ней относиться – это и есть профессиональный рост. Когда учителя профессионально растут, тогда и детям хорошо. Чрезвычайно важный вопрос, который стоит: сильный учитель в современной школе – это зачастую тот, который является «психологическим террористом» и работает с детьми по модели «фэйсом об тэйбл» (лицом об стол, - прим. редактора). Эта метода особо развита в элитарных учебных заведениях, потому что родители отдают туда своих детей, чтобы их там «построили». А фактически они получают детей со знаниями, но социально неадаптированных, с искаженной психикой. В этом контексте конкурс чрезвычайно важен, поскольку позволяет сохранить в образовательной системе тех людей, которые обладают профессионализмом, добротой, отзывчивостью и с уважением относятся к детям. На конкурсе же собрались педагоги разного уровня, но все они – профессионалы. Там нет случайных людей.

ЮВ: Конкурс существует четверть века, поэтому в его необходимости сомневаться не приходится. Этот конкурс является способом повысить не только квалификацию учителя, но и жюри. Я, как практикующий педагог, все, что там видел, примерял на себя. И, параллельно выставляя оценки участникам, я выставлял оценки и себе по тем же самым критериям. Я смотрел и думал: это бы сделал, это бы я не смог сделать, а это у меня не получалось никогда. Естественно, конкурс – ярмарка идей, где можно сделать много разного и по-разному. Конечно, для любого участника это был стресс, поскольку была комплексная процедура по восемь часов: кто-то начинал в девять утра, кто-то в пять вечера. На фоне очень бы хотелось отметить работу команд, потому что далеко не каждый район сопровождал своего участника, поддерживал его. Победа зачастую была обусловлена как раз поддержкой команды. Конкурс представляет пищу для размышлений организаторам, что можно поправить в нашей системе образования, в том числе и на уровне менеджмента, на уровне управляющих органов. Поэтому конкурс имеет такое всестороннее значение и, конечно же, нужно его всячески поддерживать.

 

Интервью – Иванов Никита и Клемешов Артем