г. Пермь, Бульвар Гагарина, д. 37а, каб. 219, тел. +7 (342) 205 52 33, внутр. 6033
Кафедра призвана обеспечить методическое единство и высокий уровень качества учебной и исследовательской деятельности в рамках направления «История». Департамент создан в 1999 году. В настоящее время кафедра обеспечивает преподавание таких дисциплин общего цикла, как «История России», «Основы российской государственности» и «Философия».
Под редакцией: О. Ю. Исопескуль, Е. В. Роженцова, Е. С. Третьякова и др.
Пермь: Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2025.
Вестник Омского университета. 2025. № 4(30). С. 29-41.
В кн.: Великая Победа. Пермские страницы. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Пермь, 1 октября 2025 г.). Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2025.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
– Уважаемый профессор Глейзер! Меня интересует проблема мультикультурализма в Соединенных Штатах, а также взгляды на эту проблему американских консерваторов. Моя курсовая работа посвящена Вам, и я был бы очень признателен, если бы Вы согласились ответить на некоторые мои вопросы.
–Конечно, я постараюсь ответить на Ваши вопросы.
– Я знаю, что Вы заканчивали колледж в Нью-Йорке как историк. Скажите, почему Вы все-таки решили стать социологом?
– У Вас не вполне точная информация. Дело в том, что я окончил колледж по специальности социология.
– Вы познакомились в колледже с Ирвингом Кристолом и Дэниэлом Беллом. Расскажите, пожалуйста, о Ваших взаимоотношениях с ними.
– С Дэниелом Беллом я познакомился, будучи студентом; он к тому времени был уже выпускником. С Ирвингом Кристолом судьба свела меня вскоре после окончания колледжа. Я тогда работал редактором в журнале “Commentary”. С Беллом и Кристолом я всю жизнь поддерживал дружеские отношения. К сожалению, обоих уже нет с нами.
– Профессор Глейзер, почему Вы пошли в реальную политику и начали работать в администрации Джонсона, в то время как Ваши друзья остались в “The Public Interest”?\
– Я не думаю, что я когда-либо был в так называемой «реальной политике», которая у меня ассоциируется с продвижением кандидатов на выборах. Хотя, конечно, около года я работал в правительстве при администрации Кеннеди. В течение нескольких лет после этого я участвовал в работе «целевых групп» (это временные группы советников президента) при Джонсоне и Никсоне, а также в консультативных группах, которые тогда занимались проблемами жилищного строительства. Кроме того, несмотря на то, что я социолог, я всегда писал статьи по политическим вопросам, которые меня интересовали.
– Вы также всегда интересовались этнорасовой проблематикой? Скажите, чем вызван этот интерес?
– На мой взгляд, расовые и этнические проблемы являются одними из самых важных в истории США: рабство, судьба афроамериканцев, иммиграционная политика, огромное количество людей, пострадавших от этнических и расовых предрассудков и пр.
– Насколько мне известно, в свое время Вы были против ассимиляции евреев. Свою позицию по этому вопросу Вы изложили в книге «Американский иудаизм» (1957). Какова Ваша позиция по этому вопросу сегодня? Изменилось ли, по Вашему мнению, положение евреев в Соединенных Штатах за прошедшие шестьдесят лет?
– Похоже, что в книге «Американский иудаизм» я несколько преувеличил степень ассимиляции евреев. Признаться, я не ожидал такого сильного демографического взрыва, который наблюдается сейчас в ортодоксальных иудейских семьях. Тем не менее, ассимиляция евреев продолжается, а уровень антисемитизма значительно падает. Присутствие большого числа евреев в средствах массовой информации, журналистике, финансовом секторе экономики, в сфере высшего образования, юриспруденции и т.д. уже никого не возмущает; скорее, либо не замечается, либо воспринимается спокойно.
– Профессор Глейзер, как Вы оцениваете политику Обамы? Интересы каких этнических и расовых групп, с Вашей точки зрения, он отстаивает?
– У меня, как, впрочем, и у других либералов, есть чувство разочарования по отношению к Обаме. Конечно, по политическим причинам он не может откровенно отстаивать интересы афроамериканцев. К примеру, я надеялся на то, что он уделит большее внимание проблеме, связанной с ростом числа преступлений среди молодых афроамериканцев.
– В 1970 году в статье «Дилеммы иммиграции» Вы писали, что афроамериканцы могут отделиться и создать свое собственное государство. Почему этого не произошло?
– Это было требование экстремистов того времени. Теперь их идеи заброшены.
– В Вашей книге «Теперь мы все мультикультуралисты» есть глава, которая называется «Где ассимиляция не удалась?». Почему, на Ваш взгляд, ассимиляция не удалась?
– Ассимиляционные процессы многих этнических и расовых групп еще не зашли так далеко, как я ожидал того в 1950 году. Дело в том, что идентичность большинства этнических и расовых групп остается сильной, что приводит к определенным требованиям со стороны их представителей: например, требование назначения членов группы на государственные должности, скажем, на должность судьи и т.п.
– Что Вы думаете о русских и России после распада Советского Союза? Каково положение русских в США сегодня? Получается ли у них интегрироваться в американскую культуру?
– Как и многие американцы, я сожалею, что оппозиционные группы и лидеры притесняются в постсоветской России (например, лишение свободы девушек из группы «Pussу Riot»). Что касается россиян в США, то они, подобно другим иммигранты из Восточной Европы, ассимилируются, не выставляя при этом каких-то особых требований для признания своей этнической группы.
– Как Вы считаете, какая проблема на сегодняшний день является главной в области этнорасовых отношений?
– Уже прошло два века после освобождения афроамериканских рабов, однако, по моему мнению, именно афроамериканская проблема до сих пор остаются самой серьезной трудностью на пути успешной и полной ассимиляции этнических и расовых групп в США.
– Огромное Вам спасибо, профессор Глейзер, за беседу.
– Успехов Вам!