г. Пермь, Бульвар Гагарина, д. 37а, каб. 219, тел. +7 (342) 205 52 33, внутр. 6033
Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2025.
Вестник гуманитарного образования. 2025. № 2. С. 55-65.
В кн.: Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы. Кызыл: Издательство ТувГУ, 2025. С. 139-142.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Семинар был организован кафедрой гуманитарных дисциплин совместно с пермским Молодёжным «Мемориалом». В нём приняли участие 35 учителей истории со всего Пермского края (города Пермь, Березники, Губаха, Верещагино, Красновишерск, Соликамск, Кунгур, Краснокамск, Чернушка, Очёр, посёлки Горнозаводского и Пермского районов).
Кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории социально-исторических исследований НИУ ВШЭ Анна Кимерлинг рассказала о применении нового мультимедийного методического пособия «История сталинской эпохи». Пособие было создано в 2012 году и сейчас начинается его практическое использование в пермских школах. В нём опубликованы материалы, которые помогают учителю истории обсудить со старшеклассниками и наглядно показать особенности сталинской эпохи. Здесь можно найти методологические разработки к урокам и презентации к ним, темы дискуссий и рекомендации для их проведения, документы центральных и пермских архивов, воспоминания, статьи исследователей. Один из разделов включает специально разработанные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ по истории (работа с источником и анализ исторических версий и оценок).
Само изучение сталинской эпохи с использованием регионального компонента, освоение учеником навыков критического анализа источников, самостоятельного поиска информации, установления причинно-следственных связей между явлениями, ведение дискуссии по историческим проблемам, формулирование собственной позиции, плюс подготовка к ЕГЭ – всё это является сложной задачей, с которой учителю необходимо справиться. В пособии авторы-составители попытались учесть все эти моменты. Его цель – методически оснастить учителей материалами по преподаванию истории сталинской эпохи в современных условиях.
Учителя внимательно проанализировали все разделы пособия и дали ему свою положительную профессиональную оценку. Особо отмечена публикация ранее неизвестных документов пермского архива, дающих яркие и наглядные представления о региональной повседневности. Была достигнута договорённость, что на ближайших занятиях по послевоенной истории они используют материалы мультимедийного пособия и пришлют свои отзывы и предложения по электронной почте.
В заключение семинара учителя попросили сделать подобные мероприятия традицией - собирать учителей истории 1-2 раза в год.