• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Статья
Земские и неземские медицинские работники Пермской губернии: состав, структура, социокультурные характеристики
В печати

Исмакаева И. Д., Конюхова Т. А., Корниенко С. И. и др.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 4.

Глава в книге
Отвергнутая новация: развитие кооперативного жилья в советской Перми (1923-1937)

Глушков А. В.

В кн.: Пермь – город культуры и инноваций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пермь, ПГНИУ, 3 октября 2024 г.). Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 230-237.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Летняя школа по антиковедению. Заключение.

В выходные дни Летняя школа завершила свою работу.

Последний рабочий день открывал ведущий научный сотрудник лаборатории антиковедения ЦФИ НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук Максим Павлович Трофимов. В своей лекции «Тема империи у греческих историков I в. до н.э.» он затронул проблему отношения к империи у древнегреческих авторов I в. до н.э., в первую очередь, на примере «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского. Было отмечено, что Диодор не имел четко выраженных политических взглядов и его суждения о политических процессах носили отвлеченный философско-морализаторский характер. Основой этих взглядов была философия стоиков. Также в лекции проводилось сравнение взглядов Диодора и других историков того же времени.

Тема империи также интересует кандидата исторических наук, сотрудника Алтайского университета Павла Владимировича Рубцова. В начале лекции «Поздняя Римская империя: трансформации политической системы в «долгом» IV в.» была дана подробная характеристика сложившихся в современной исторической науке концепций развития политической системы Римской империи IV в. По мнению лектора, отечественная учебная литература уже безнадежно устарела, передавая взгляды, отвергнутые в современном зарубежном антиковедении. Далее была дана характеристика источниковой базы по истории периода. Павел Владимирович дал свое представление о характере политических трансформаций в IV в., предложив расширить хронологические рамки того периода, который принято называть доминатом (совершенно неверно, по мнению автора лекции).

Приглашенные эксперты оставались с нами до конца. Пабло Блеса в лекции «Древняя Испания: от Римской Испании до мусульманской Al-Andalus» проанализировал в общих чертах основополагающие линии античной истории Иберийского полуострова на протяжении шестнадцати веков: VIII в. до н.э. – VIII в. н.э. В частности, речь шла о сосуществовании иберийских кельтов с коммерческими поселениями финикийцев, греков и карфагенян в VIII-VI вв. до н.э.; постепенном расширении карфагенских колоний и влияния на полуострове; «пунических войнах» между карфагенянами и римлянами в IV-II вв. до н.э.; римском владычестве на полуострове, приведшем к появлению так называемой Римской Испании (II в. до н.э. – V в. н.э.). Истории последней лектор коснулся подробнее, разобрав логику римского завоевания, ход и специфику гражданских войн на территории полуострова, сущность процесса романизации, а также предоставив краткое жизнеописание великих римлян, бывших выходцами с Иберийского полуострова. Завершилась лекция анализом причин нашествия и утверждения франко-германских племен на полуострове (III в.), включая краткую историю вестготского королевства (V-VII вв.) и арабского завоевания (VIII в.).

Презентация к лекции

По завершении школы всем участникам и лекторам были выданы сертификаты. Надеемся, что все мероприятия оказались полезными для каждого участника.

Будем рады собрать всех вновь, чтобы совершить новые открытия!