Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.
Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.
В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Последний рабочий день открывал ведущий научный сотрудник лаборатории антиковедения ЦФИ НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук Максим Павлович Трофимов. В своей лекции «Тема империи у греческих историков I в. до н.э.» он затронул проблему отношения к империи у древнегреческих авторов I в. до н.э., в первую очередь, на примере «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского. Было отмечено, что Диодор не имел четко выраженных политических взглядов и его суждения о политических процессах носили отвлеченный философско-морализаторский характер. Основой этих взглядов была философия стоиков. Также в лекции проводилось сравнение взглядов Диодора и других историков того же времени.
Тема империи также интересует кандидата исторических наук, сотрудника Алтайского университета Павла Владимировича Рубцова. В начале лекции «Поздняя Римская империя: трансформации политической системы в «долгом» IV в.» была дана подробная характеристика сложившихся в современной исторической науке концепций развития политической системы Римской империи IV в. По мнению лектора, отечественная учебная литература уже безнадежно устарела, передавая взгляды, отвергнутые в современном зарубежном антиковедении. Далее была дана характеристика источниковой базы по истории периода. Павел Владимирович дал свое представление о характере политических трансформаций в IV в., предложив расширить хронологические рамки того периода, который принято называть доминатом (совершенно неверно, по мнению автора лекции).
Приглашенные эксперты оставались с нами до конца. Пабло Блеса в лекции «Древняя Испания: от Римской Испании до мусульманской Al-Andalus» проанализировал в общих чертах основополагающие линии античной истории Иберийского полуострова на протяжении шестнадцати веков: VIII в. до н.э. – VIII в. н.э. В частности, речь шла о сосуществовании иберийских кельтов с коммерческими поселениями финикийцев, греков и карфагенян в VIII-VI вв. до н.э.; постепенном расширении карфагенских колоний и влияния на полуострове; «пунических войнах» между карфагенянами и римлянами в IV-II вв. до н.э.; римском владычестве на полуострове, приведшем к появлению так называемой Римской Испании (II в. до н.э. – V в. н.э.). Истории последней лектор коснулся подробнее, разобрав логику римского завоевания, ход и специфику гражданских войн на территории полуострова, сущность процесса романизации, а также предоставив краткое жизнеописание великих римлян, бывших выходцами с Иберийского полуострова. Завершилась лекция анализом причин нашествия и утверждения франко-германских племен на полуострове (III в.), включая краткую историю вестготского королевства (V-VII вв.) и арабского завоевания (VIII в.).
По завершении школы всем участникам и лекторам были выданы сертификаты. Надеемся, что все мероприятия оказались полезными для каждого участника.
Будем рады собрать всех вновь, чтобы совершить новые открытия!