Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.
Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.
В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Лаборатория изучения истории советской повседневности еженедельно проводит научно-методологический семинар «Актуальные проблемы современного гуманитарного знания».
Цель – изучение актуальных проблем современного гуманитарного знания.
Задачи:
Участники семинара – ученые и преподаватели, они представляют разные вузы и организации города. Семинар работает раз в неделю.
В 2011-12 учебном году семинар состоял из трех больших тем: «Эвристический потенциал концепта абсурда при изучении российского общества», «Молчаливые меньшинства в истории и современности», «Актуальные методологические концепции».
Темы прошедших семинаров:
18 июня 2012 г.
Колдушко А.А., Лейбович О.Л. «Дискурсивные практики большого террора на Урале (1937 – 1938)». Обсуждение текста препринта. Участники семинара рекомендовали текст к печати.
25 мая 2012 г.
«Абсурд на арт-рынке»
Темы для обсуждения:
Что происходит с оценками тех или иных действий, предпринимаемых участниками арт-рынка, когда логика и смыслы, которыми регулируется арт-рынок, сталкиваются с иными логиками и смыслами?
Каковы инструменты, которые позволяют носителям разных смыслов определять действия, имевшие место на арт-рынке, как имеющие смысл, а не как абсурдные?
21 мая 2012 г.
«Социология абсурда по Лайману и Скотту»
Проблема для обсуждения:
Исследовать здесь нужно не столько абсурд как таковой, сколько различные формирующиеся в связи с абсурдными ситуациями отношения индивидов. Авторы предлагают использовать терминологию Гофмана. В связи с этим они предлагают нам несколько актеров, которых интересно исследовать. Первый вариант – актер, осознающий абсурдность ситуации и пользующийся ею для своей выгоды. Второй вариант – актер, вынужденный терпеть абсурдность некоторой практики и вынужденный жить согласно присвоенному ей смыслу. Различные ситуации, отношения, исполнение социальных ролей они и предлагают нам использовать.
14 мая 2012 г.
«Абсурд в менеджменте как предмете изучения»
23 апреля 2012 г.
«Акция Pussi Riot с точки зрения социологии абсурда»:
1. Адекватно ли оценивать данную акцию как пример «абсурда»?
2. Верна ли формула: Абсурдные явления + абсурдное общество = не абсурд?
3. Абсурд и социальное отчуждение – индикатор и следствие?
4. В какой ситуации абсурдные поступки приобретают какие-то (дополнительные) смыслы? Почему общество, расколотое по множеству признаков, едино в том, что эту тему следует а) обсуждать; б) политически интерпретировать; в) использовать для предъявления собственных групповых идентичностей.
16 апреля 2012 г.
«Введение в школах с 1 сентября 2012 года факультативного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
9 апреля 2012 г.
«Идеология и абсурд»:
1. Когда и как идеологическое послание или проект становится абсурдными?
2. Какова роль посредника (журналиста, пиарщика, пресс-службы) в абсурдной интерпретации идеологии.
3. Абсурд как инструмент борьбы идеологий.
2 апрель 2012 г.
Обсуждение книги воспоминаний немецкого инженера Р. Волтерса «Специалист в Сибири» о работе в Советском Союзе в 30-е гг.
26 марта 2012 г.
«Пияшева Лариса против Андреевой Натальи (абсурд в промодернизационном и контрмодернизационном дискурсе)»
19 марта 2012 г.
«Абсурд в управленческих практиках прошлого: исторический аспект»:
1. Возможен ли абсурд в истории и как его идентифицировать? Можем ли мы вообще называть абсурдными практики прошлого с современных позиций? Корректно ли это?
2. Как выделить нерациональный элемент?
3. Куроводство на Уралмаше.
12 марта 2012 г.
«Абсурд в профессиональном образовании»:
На какие специальности сегодня поступает большинство студентов? Является ли поступление на невостребованные специальности абсурдом? Необходимы ли специализированные знания, если две трети выпускников не работают по полученной специальности?
5 марта 2012 г.
«Готическое общество - эстетика и реальность абсурда? : эстетическая стратегия рационализации абсурда»
27 февраля 2012 г.
«Визуальные способы отражения абсурда (на примере экстремальных видов спорта)»
20 февраля 2012 г.
«Абсурдность человеческого бытия (философский подход)»:
1. Противопоставление смысла и абсурда, само есть нечто абсурдное?
2. Противоречивость повседневности.
3. Семиозис, игра слов и сообщество интеллектуалов.
13 февраля 2012 г.
«Абсурд и поиски методологических подходов к его изучению»:
1. Взгляд со стороны на российскую повседневность: значение величины дистанции от исследуемого объекта при изучении темы абсурда;
2. Сравнение эвристических возможностей двух исследовательских перспектив:
а) анализа ситуаций, которые оценены самими участниками событий (респондентами) как абсурдные (антропологическая позиция);
б) выявление и анализ ситуаций, которые участники (наблюдаемые) оценивают как норму, но исследователь (наблюдатель) оценивает как абсурд;
3. Возможности использования речевого жанра литаний/ламентаций для фиксации темы абсурда или оценок жизненных ситуаций как абсурдных.
6 февраля 2012 г.
«Чиновничьи практики в свете социологии абсурда»:
1) Описание ситуации блогеров-чиновников:
а) кто в ней участвует?
б) какие смыслы в эту практику вкладывают конфликтующие стороны?
2) Реакции чиновников - почему они могут быть именно такими? (возможные интерпретации явления)
3) Можно ли в этой ситуации применять другие теории? Уместно ли применение социологии абсурда?
23 января 2012 г.
«ПОЧЕМУ КАЛЬЯН: Ежедневные упражнения в абсурде в городском кафе»
1. О сути явления: потребление кальяна в городской культуре.
2. Тексты по теоретическим аспектам идентификации, самосохранения и т.д.
3. Тексты по философии абсурда (Камю).
16 января 2012 г.
«Феномены религиозной культуры советского времени. 1950 – 1960-е гг.»
19 декабря 2011 г.
Обсуждение докладов:
12 декабря 2011 г.
Обсуждение докладов:
5 декабря 2011 г.
Обсуждение докладов:
28 ноября 2011 г.
Обсуждение докладов:
21 ноября 2011 г.
Обсуждение доклада:
Олег Леонидович Лейбович, доктор исторических наук, профессор,Наталья Викторовна Шушкова, кандидат социологических наук, доцент, «Почему они молчат?: профессиональные сообщества за границами публичности»
14 ноября 2011 г.
Обсуждение докладов:
7 ноября 2011 г.
Обсуждение докладов:
24 октября 2011 г.
Обсуждение концепции «техно-гуманитарного баланса» Акопа Погосовича Назаретяна
17 октября 2011 г.
«Марксизм Туган-Барановского»
10 октябрь 2011 г.
«Антропология власти в трудах Фрезера и Батая»
3 октября 2011 г.
Обсуждение работы Плеханова Георгия Валентиновича «История русской общественной мысли»
26 сентября 2011 г.
Обсуждение работы Кордонского Симона Гдальевича «Сословная структура постсоветской России»
19 сентября 2011 г.
«Современный офис в свете концепции Мишеля Фуко»
12 сентября 2011 г.
Обсуждение книги Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать»