• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Книга
Универсальные закономерности развития материи

Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.

Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.

Статья
Брошюры как форма агитационных материалов в период переселенческих кампаний в СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.

Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.

Глава в книге
Особенности взглядов О. Н. Бадера на гляденовскую и пьяноборскую археологические культуры

Мингалев В. В.

В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Полития: дискуссии за последние две недели

С 16 по 29 апреля дискуссионный клуб «Полития» провел заседания как в городах Пермского края, так и в Перми. Мы решили опубликовать сводный отчет по данным мероприятиям.

17 апреля модераторы Софья Рудник и Татьяна Кандельдина, студенты-историки, вместе с экспертом Марией Ивановой провели дискуссию в школе № 7 г. Соликамска. На этот раз образ идеального государя «создавали» ученики девятых классов. Ребята проявили завидную активность, чем порадовали организаторов.

По традиции встречу открывала презентация НИУ ВШЭ – Пермь: эксперт Мария Иванова рассказала ребятам об университете, о направлениях «История» и «Политология». Радует, что ребята заинтересовались не только НИУ ВШЭ, но и темой предстоящей дискуссии – «Глава государства в России XXI века: идеал и реальность». Их активность была заметна и на перемене: они задавали множество вопросов, которые не относились к теме нашей дискуссии, но ответы на которые им очень хотелось получить.

Своими впечатлениями делится Софья Рудник: «С первых минут обсуждения стало понятно, что школьникам интересна заявленная тема: они выкрикивали, перебивали одноклассников, высказывали свое мнение, приводили аргументы. Было интересно слушать их: ведь вроде бы еще всего лишь дети, а уже дискутируют на такие темы, как политика, управление государством, политические режимы. На самом деле, слушать их мысли интересно, каждый из ребят высказывал действительно замечательные идеи. Особые споры велись по поводу борьбы с коррупцией и налогов. Мнения действительно разные, но этого ведь мы и добиваемся, чтобы не мы, эксперты и модераторы, говорили, а ребята сами друг с другом спорили и приходили к разумным выводам».

19 апреля темой для обсуждения стал распад СССР и способы борьбы с коррупцией. Модераторами выступили студенты-политологи Малика Рахимова иДмитрий Паздников, а помогал им эксперт, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Валерий Рафаилович Гущин. Мероприятие проходило в школе №16 г. Лысьва.

Малика Рахимова не могла не поделиться с нами своими впечатлениями: «Данная школа оказалась довольно оригинальной: тему выбирали учителя вместе с учениками. Тема коррупции ближе нам, студентам-политологам, так как, увы, но политика, основная сфера наших научных интересов, редко обходится без взяток. Вторая тема, «Распад СССР» интереснее школьникам. Почему? На календаре уже апрель. Совсем скоро наступит пора сдачи ЕГЭ. И несложно догадаться, что пришедшие на беседу старшеклассники выбрали в качестве выпускных экзамены по истории и обществознанию. Значит, будет полезно еще раз обговорить причины развала Советского Союза».

Дмитрий Паздников рассказал об интересных моментах: «Когда мероприятие подходило к концу, некоторые ребята поспешили выйти. «Вы все уходите?» – спросили их. Один юноша, активный участник дискуссии, сказал: «Вот, когда выгонят, тогда и станем расходиться». А мы про себя подумали: «Значит, им понравилось!». Это было замечательно. Но отведенное нам время, близилось к концу. Мы сказали заключительные слова, попрощались с ребятами и вышли из актового зала. Выходя из школы, одна ученица сказала: «Лучше бы вы в нашу школу приехали…». Эти слова запомнились. Значит, встреча не прошла даром: мы смогли заинтересовать школьников. Миссия выполнена».

24 апреля студенты-политологи Дмитрий Паздников и Анна Широкова вместе сВячеславом Михайловичем Раковым обсудили образ идеального правителя с учениками школы № 145 г. Перми.

Анна Широкова рассказывает о проведенном мероприятии: «Несмотря на экономико-математический уклон школы, ребята отлично разбираются в политических темах. По каждому вопросу у них есть свое мнение и встречный вопрос. Они без труда составили образ идеального государя, его политики, определили и сформулировали проблемы нынешнего общества, одной из которых является отсутствие идеи, за которой можно идти. Проявилась и их собственная гражданская активность: многие участвовали в выборах Президента РФ, а некоторые даже изъявили желание принять участие в первомайском митинге. В общем, у нас осталось приятное впечатление от проведенного занятия. Надеемся, что у ребят тоже. Обещали позвать еще раз! А мы обязательно придем ;)»

27 апреля в школе № 2 г. Березники состоялась дискуссия, модераторами которой стали студенты-историки Софья Рудник и Дарья Якушева. Направляла их эксперт Наталья Шушкова.

Свои впечатлениями поделилась студент-историк Софья Рудник: «Ребята везде разные, и ученики из Березников это еще раз доказали. Сначала старшеклассники немного растерялись, скорее всего, потому что не поняли предмет нашего разговора. Но затем несколько ребят включились в дискуссию, а помогали им в этом учителя. На этот раз удивительным показалось то, что учителя тоже желают высказаться: они вступали в дискуссию, иногда спорили со своими учениками. Это удивило нас. Даже возникли мысли о создании специального дискуссионного клуба для учителей. Это было бы занятно».