Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Пермь: Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2024.
Исмакаева И. Д., Конюхова Т. А., Корниенко С. И. и др.
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 4.
В кн.: Архив в социуме — социум в архиве. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Объединенный государственный архив Челябинской области, 2024. Гл. 19. С. 89-92.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
9 ноября состоялось первое заседание научно-методического семинара кафедры гуманитарных дисциплин в 2015-2016 учебном году. Новое научное знание рождается в дискуссиях и такая дискуссия теперь стала возможна и в рамках коллектива кафедры. О своих исследованиях рассказали Наталья Верещагина («Генезис и формы современного мифа») и Валерий Гущин ("Была ли демократия в Афинах?"). Запланированы выступления каждого сотрудника кафедры, будут приходить и гости. Этот семинар позволяет не только узнать новое, но и найти идеи для собственных исследований, позволяет услышать мнение со стороны. Ниже приведены резюме выступлений спикеров.
Наталья Верещагина, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин: «Миф является одним из первых способов освоения действительности, который обнаруживает себя в сознание не только первобытного человека, но и современного. Существует огромный массив исследований, посвященных природе, особенностям и проявлениям мифа. В ряде исследований приводится идея о том, что современная форма мифа значительно отличается от всех предшествующих проявлений этого феномена, тем не менее, нужно учитывать, что в основе всех явлений мифического лежат одни и те же механизмы понимания мира, что позволяет нам говорить о единстве явления мифа. Более того эти механизмы обнаруживают себя в таких формах культуры, которые, на первый взгляд, должны быть избавлены от любого мифического, это, например, наука и мораль. Это приводит к мысли о том, что изучение мифа и проявлений мифического в других формах существования культуры позволит нам приоткрыть некоторую новую сторону оснований человеческой природы и культуры, связанную с универсальными человеческими механизмами освоения реальности, которые еще предстоит выделить и описать».
Валерий Гущин, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин: «Предложенная постановка вопроса может показаться странной. Сомневаться в существовании демократии в Афинах по крайней мере в середине V в. до н.э. не принято. Именно в это время складывается политическая система, ключевую роль в которой играет народное собрание. Оно принимало наиболее значимые решения и законы. Народным собранием, т.е. афинскими гражданами, избирались основные магистраты (коллегии архонтов и стратегов, а также немалое количество других должностных лиц). Кроме того, народ избирал Совет 500 и суд присяжных (гелиею). Только совет знати - ареопаг - комплектовался из числа недавних участников коллегии архонтов. Но и их избирало народное собрание. Таким образом, можно говорить о том, что демократия в Афинах была реальностью.
Однако при детальном рассмотрении процесса функционирования данной политической системы возникает целый ряд вопросов. Почему среди тех, кого народ (демос) избирал в качестве своих руководителей, преобладают представители наиболее состоятельные? Почему среди тех, кто предлагал принимать те или иные решения и законы, практически отсутствуют представители демоса? Наконец, действительно ли народное собрание можно считать наиболее значимым политическим институтом? Едва ли не большую роль в середине V в. до н.э. играл суд присяжных, который не только контролировал отбор претендентов для избрания на ту или иную должность, но мог отменить любой закон, принятый народным собранием. Иначе говоря, вопрос о том, что представляла собой демократия в Афинах и можно ли существовавший там строй называть демократическим, имеет право на существование».
Следующая встреча назначена на 2 декабря. Начало: в 15:30, ауд. 412. Спикеры: Александр Скиперских с докладом "Боль в текстах Ф. М. Достоевского: опыты бунтующего человека" и Юрий Василенко с докладом "Х. Доносо Кортес – теоретик диктатуры". Приглашаются все желающие!