• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Статья
Земские и неземские медицинские работники Пермской губернии: состав, структура, социокультурные характеристики
В печати

Исмакаева И. Д., Конюхова Т. А., Корниенко С. И. и др.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 4.

Глава в книге
Цифровые гуманитарные проекты: learning DH by doing

Гоменюк Н. В., Исмакаева И. Д.

В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 98-108.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Возрождение научно-методического семинара: встреча первая

9 ноября состоялось первое заседание научно-методического семинара кафедры гуманитарных дисциплин в 2015-2016 учебном году. Новое научное знание рождается в дискуссиях и такая дискуссия теперь стала возможна и в рамках коллектива кафедры. О своих исследованиях рассказали Наталья Верещагина («Генезис и формы современного мифа») и Валерий Гущин ("Была ли демократия в Афинах?"). Запланированы выступления каждого сотрудника кафедры, будут приходить и гости. Этот семинар позволяет не только узнать новое, но и найти идеи для собственных исследований, позволяет услышать мнение со стороны. Ниже приведены резюме выступлений спикеров.

Наталья Верещагина, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин: «Миф является одним из первых способов освоения действительности, который обнаруживает себя в сознание не только первобытного человека, но и современного. Существует огромный массив исследований, посвященных природе, особенностям и проявлениям мифа. В ряде исследований приводится идея о том, что современная форма мифа значительно отличается от всех предшествующих проявлений этого феномена, тем не менее, нужно учитывать, что в основе всех явлений мифического лежат одни и те же механизмы понимания мира, что позволяет нам говорить о единстве явления мифа. Более того эти механизмы обнаруживают себя в таких формах культуры, которые, на первый взгляд, должны быть избавлены от любого мифического, это, например, наука и мораль. Это приводит к мысли о том, что изучение мифа и проявлений мифического в других формах существования культуры позволит нам приоткрыть некоторую новую сторону оснований человеческой природы и культуры, связанную с универсальными человеческими механизмами освоения реальности, которые еще предстоит выделить и описать».

Валерий Гущин, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин: «Предложенная постановка вопроса может показаться странной. Сомневаться в существовании демократии в Афинах по крайней мере в середине V в. до н.э. не принято. Именно в это время складывается политическая система, ключевую роль в которой играет народное собрание. Оно принимало наиболее значимые решения и законы. Народным собранием, т.е. афинскими гражданами, избирались основные магистраты (коллегии архонтов и стратегов, а также немалое количество других должностных лиц). Кроме того, народ избирал Совет 500 и суд присяжных (гелиею). Только совет знати - ареопаг - комплектовался из числа недавних участников коллегии архонтов. Но и их избирало народное собрание. Таким образом, можно говорить о том, что демократия в Афинах была реальностью.

Однако при детальном рассмотрении процесса функционирования данной политической системы возникает целый ряд вопросов. Почему среди тех, кого народ (демос) избирал в качестве своих руководителей, преобладают представители наиболее состоятельные? Почему среди тех, кто предлагал принимать те или иные решения и законы, практически отсутствуют представители демоса? Наконец, действительно ли народное собрание можно считать наиболее значимым политическим институтом? Едва ли не большую роль в середине V в. до н.э. играл суд присяжных, который не только контролировал отбор претендентов для избрания на ту или иную должность, но мог отменить любой закон, принятый народным собранием. Иначе говоря, вопрос о том, что представляла собой демократия в Афинах и можно ли существовавший там строй называть демократическим, имеет право на существование».

Следующая встреча назначена на 2 декабря. Начало: в 15:30, ауд. 412. Спикеры: Александр Скиперских с докладом "Боль в текстах Ф. М. Достоевского: опыты бунтующего человека" и Юрий Василенко с докладом "Х. Доносо Кортес – теоретик диктатуры". Приглашаются все желающие!