Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.
Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 70-79.
В кн.: VI Центральноазиатские исторические чтения. Кызыл: Издательство ТувГУ, 2024. С. 71-75.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Значимость истории сложно переоценить: сохранение памяти о событиях прошлого, гарантия духовной связи с ушедшими поколениями, передача опыта молодым и многие другие важные задачи лежат на плечах этой науки. Именно поэтому создание единого учебника истории является столь острым вопросом, в том числе и для Вышки.
Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Андрей Борисов, автор статьи «Единый учебник истории: неочевидный ответ на очевидный запрос», стал модератором прошедшего круглого стола. Во вступительном слове он обозначил цель дискуссии – установить, какие черты предполагаемого учебника вызывают опасения у разных вовлеченных сторон. Затем слово взяли преподаватели кафедры, школьные учителя и студенты, собравшиеся в зале.
Прозвучали самые разные точки зрения. С одной стороны, этот учебник обеспечит учащемуся необходимые знания для сдачи Единого государственного экзамена, а учителю упростит работу по подготовке школьников. Кроме того, такой учебник позволит воспитать в новом поколении «золотой стандарт» культуры и патриотизма, преодолеть назревающий в российском обществе раскол. Однако именно этот пункт вызвал опасения тех, кто придерживается иного взгляда: учебник, созданный по заказу государства, волей-неволей станет проводником идеологии, передавая лишь одну перспективу на события и лишая школьника возможности отрефлексировать и составить собственное представление о них.
Единый учебник истории заставляет задуматься не только о будущем исторической науки в России, но и о ее настоящем. «Профессиональное историческое сообщество расколото, – убежден Андрей Борисов, – и в этом кроется корень обсуждаемой проблемы». Невозможность согласия и единства среди ученых, отсутствие качественных школьных учебников по истории и заточенность школы под ЕГЭ – таковы главные недостатки современной системы. Тем не менее преодолеть их можно, предварительно осознав и рассмотрев с разных сторон, что и являлось целью проведенной дискуссии