• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Книга
Универсальные закономерности развития материи

Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.

Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.

Статья
Брошюры как форма агитационных материалов в период переселенческих кампаний в СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.

Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.

Глава в книге
Особенности взглядов О. Н. Бадера на гляденовскую и пьяноборскую археологические культуры

Мингалев В. В.

В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Нужен ли единый учебник истории?

«Нужен ли единый учебник истории?» – этот вопрос стал темой круглого стола, проведенного кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь в выставочном центре «Пермская ярмарка».

Значимость истории сложно переоценить: сохранение памяти о событиях прошлого, гарантия духовной связи с ушедшими поколениями, передача опыта молодым и многие другие важные задачи лежат на плечах этой науки. Именно поэтому создание единого учебника истории является столь острым вопросом, в том числе и для Вышки.

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Андрей Борисов, автор статьи «Единый учебник истории: неочевидный ответ на очевидный запрос», стал модератором прошедшего круглого стола. Во вступительном слове он обозначил цель дискуссии – установить, какие черты предполагаемого учебника вызывают опасения у разных вовлеченных сторон. Затем слово взяли преподаватели кафедры, школьные учителя и студенты, собравшиеся в зале.

Прозвучали самые разные точки зрения. С одной стороны, этот учебник обеспечит учащемуся необходимые знания для сдачи Единого государственного экзамена, а учителю упростит работу по подготовке школьников. Кроме того, такой учебник позволит воспитать в новом поколении «золотой стандарт» культуры и патриотизма, преодолеть назревающий в российском обществе раскол. Однако именно этот пункт вызвал опасения тех, кто придерживается иного взгляда: учебник, созданный по заказу государства, волей-неволей станет проводником идеологии, передавая лишь одну перспективу на события и лишая школьника возможности отрефлексировать и составить собственное представление о них.

Единый учебник истории заставляет задуматься не только о будущем исторической науки в России, но и о ее настоящем. «Профессиональное историческое сообщество расколото, – убежден Андрей Борисов, – и в этом кроется корень обсуждаемой проблемы». Невозможность согласия и единства среди ученых, отсутствие качественных школьных учебников по истории и заточенность школы под ЕГЭ – таковы главные недостатки современной системы. Тем не менее преодолеть их можно, предварительно осознав и рассмотрев с разных сторон, что и являлось целью проведенной дискуссии