• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что изменится в антимонопольном законодательстве?

У студентов 1-го курса магистерской программы «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» НИУ ВШЭ — Пермь состоялась встреча с помощником руководителя УФАС по Пермскому краюРостиславом Кацем. На встрече обсуждались  актуальные проблемы применения антимонопольного законодательства и новшества в рамках принятия четвертого антимонопольного пакета.

Ростислав Кац рассказал студентам о деятельности и функциях УФАС: «Основные задачи и принципы деятельности антимонопольной службы определены законом о защите конкуренции. Именно поддержка конкурентной среды на рынке — основополагающая цель работы антимонопольных органов во всем мире».

В ходе встречи представитель Пермского УФАС на примерах материалов наиболее интересных дел представил способы разрешения конфликтов и методы осуществления контроля в различных сферах. Ростислав Кац отметил, что в период с 2012 по 2014 гг. более 80% актов антимонопольных органов, которые были обжалованы в судебном порядке, оставлены в силе. Дела о злоупотреблении доминирующим положением на рынке и о согласованных действиях составляют большую часть практики УФАС. Так, недавно антимонопольный орган выявил нарушение законодательства о конкуренции в сфере продаж медицинских полисов. Одна из пермских медицинских компаний заключила договор с Почтой России: почтальоны вместе с выдачей корреспонденции предлагали приобрести медицинский полис этой компании. Суд подтвердил правильность решения антимонопольного органа.

По словам Ростислава Каца, антимонопольная служба также обеспечивает контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции, секторе государственных закупок, осуществляет надзор над естественными монополиями, товарными и финансовыми рынками, а также регламентирует отношения в сфере рекламной деятельности. Помимо этого, Ростислав рассказал и об основных инструментах выявления нарушений (плановые и внеплановые проверка), о работе службы с жалобами, которые поступают от юридических и физических лиц.

Подробнее представитель Пермского УФАС остановился на вопросе контроля над сферой рынка товаров и услуг. Для выявления нарушений требуется полный анализ исследуемого рынка с помощью специальных экономических экспертиз. Ростислав Кац отметил, что антимонопольная служба тесно сотрудничает с органами местного самоуправления и прокуратурой: «С целью защиты конкуренции мы выявляем нарушения антимонопольного законодательства при помощи следственных органов исполнительной власти».

Ростислав Кац также рассказал о новшествах, которые будут внесены в российское законодательство России в рамках принятия четвертого антимонопольного пакета. Они направлены на снижение участия государства и повышение ответственности компаний.

В частности, предлагается исключить из Федерального закона «О защите конкуренции» норму о доминирующем положении, то есть не применять антимонопольные меры к тем компаниям, рыночная сила которых незначительна. Решение УФАС будет зависеть не от размера оборотных средств организации, а от ее доли на рынке. Кроме того, планируется расширить институт предупреждений. Активно обсуждается и вопрос о немедленном выполнении действий, предписанных антимонопольным органом в целях устранения ограничения конкуренции. Компания сначала должна будет исполнить предписание (понизить цену, выплатить штраф и т.д.), и только потом может оспаривать его законность в суде. Такая практика довольно успешно применяется в странах Евросоюза.

В то же время планируется ввести институт внутренней апелляции для обжалования решений антимонопольных органов во избежание вынесения несправедливых и незаконных решений.

В завершение встречи Ростислав Кац отметил, что сегодня антимонопольная служба — один из самых эффективных органов государственной власти. В последнее время УФАС России занимало 18—30 строчки мирового рейтинга антимонопольных органов, а Пермское УФАС находится на 6-м месте российского рейтинга.