Паспорт образовательной программы
40.04.01 Юриспруденция
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
2024/2025 учебный год
Правовое обеспечение предпринимательской деятельности (22/23)
КОР-1
Знает теорию и практику защиты прав предпринимателей; способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления, связанные с предпринимательской деятельностью
КОР-2
Умеет составлять правовые документы, связанные с защитой прав предпринимателей; способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
КОР-3
Умеет выявлять возможные правовые риски и делает прогноз относительно последствий принятых решений
КОР-4
Знает правила, приемы и требования юридической техники
КОР-5
Знает особенности судопроизводства по рассмотрению дел искового производства, особого производства, дел по экономическим спорам
КОР-6
Умеет проводить обобщение и анализ правоприменительной практики
КОР-7
Владеет навыками работы с правовой информацией с соблюдением требований информационной безопасности
КОР-8
Умеет эффективно использовать информационные технологии и программные средства в решении задач в антимонопольных отношениях, инвестиционной деятельности, электронной коммерции
КОР-9
Владеет методологией и методикой научных исследований в области права; навыками самостоятельной исследовательской работы; умениями качественного анализа данных, необходимых для экспертной оценки правовых концепций и методов исследования
Магистры обладают универсальными и узкоспециальными компетенциями, способны выполнять различные профессиональные функции.
Перечень основных работодателей:
коммерческие и некоммерческие российские и зарубежные организации;
органы государственной власти и местного самоуправления;
образовательные, научные, исследовательские, экспертно-аналитические учреждения;
суд;
прокуратура;
правоохранительные органы;
нотариальные конторы;
коллегии адвокатов и др.
Профессиональные компетенции выпускника включают в себя следующее.
ПК-1. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.
ПК-2. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.Способен совершенствовать теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, анализа и интерпретации правовой информации.
ПК-3. Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией.
ПК-4. Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга.
ПК-5. Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности.
ПК-6. Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов.
ПК-7. Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности.
ПК-8. Способен учитывать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности.
Модуль "Major"
Legal Tech и интеллектуальные системы в юриспруденции
Административно-правовые основы предпринимательской деятельности
Банкротство хозяйствующих субъектов
Корпоративное право
Пандектные начала гражданского права
Правовое регулирование публичных закупок
Правовые позиции высших судов по хозяйственно-правовым спорам
Современные проблемы предпринимательского права
Договорное право и договорная работа
Интернет–право и защита интеллектуальной собственности
Налоги и налогообложение в РФ
Модуль "Ключевые семинары"
Научно исследовательский семинар «Правовая экспертиза нормативных и индивидуальных правовых актов»
Научно исследовательский семинар «Правовое сопровождение кредитных сделок»
Семинар наставника
Модуль "МагоЛего"
Модуль "Практика"
Практика
Курсовая работа
Проект Юрист в бизнесе
Модуль "ГИА"
2023/2024 учебный год
Правовое обеспечение предпринимательской деятельности (22/23)
КОР-1
Знает теорию и практику защиты прав предпринимателей; способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления, связанные с предпринимательской деятельностью
КОР-2
Умеет составлять правовые документы, связанные с защитой прав предпринимателей; способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
КОР-3
Умеет выявлять возможные правовые риски и делает прогноз относительно последствий принятых решений
КОР-4
Знает правила, приемы и требования юридической техники
КОР-5
Знает особенности судопроизводства по рассмотрению дел искового производства, особого производства, дел по экономическим спорам
КОР-6
Умеет проводить обобщение и анализ правоприменительной практики
КОР-7
Владеет навыками работы с правовой информацией с соблюдением требований информационной безопасности
КОР-8
Умеет эффективно использовать информационные технологии и программные средства в решении задач в антимонопольных отношениях, инвестиционной деятельности, электронной коммерции
КОР-9
Владеет методологией и методикой научных исследований в области права; навыками самостоятельной исследовательской работы; умениями качественного анализа данных, необходимых для экспертной оценки правовых концепций и методов исследования
Магистры обладают универсальными и узкоспециальными компетенциями, способны выполнять различные профессиональные функции.
Перечень основных работодателей:
Профессиональные компетенции выпускника включают в себя следующее.
ПК-1. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.
ПК-2. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.Способен совершенствовать теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, анализа и интерпретации правовой информации.
ПК-3. Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией.
ПК-4. Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга.
ПК-5. Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности.
ПК-6. Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов.
ПК-7. Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности.
ПК-8. Способен учитывать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности.
Модуль "Major"
Legal Tech и интеллектуальные системы в юриспруденции
Административно-правовые основы предпринимательской деятельности
Банкротство хозяйствующих субъектов
Корпоративное право
Пандектные начала гражданского права
Правовое регулирование публичных закупок
Правовые позиции высших судов по хозяйственно-правовым спорам
Современные проблемы предпринимательского права
Договорное право и договорная работа
Интернет–право и защита интеллектуальной собственности
Налоги и налогообложение в РФ
Модуль "Ключевые семинары"
Научно исследовательский семинар «Правовая экспертиза нормативных и индивидуальных правовых актов»
Научно исследовательский семинар «Правовое сопровождение кредитных сделок»
Семинар наставника
Модуль "МагоЛего"
Модуль "Практика"
Практика
Курсовая работа
Проект Юрист в бизнесе
Модуль "ГИА"
Конкурентным преимуществом образовательной программы является ее ориентация на формирование у студентов взаимно интегрированных экономико-правовых компетенций, необходимых для осуществления экспертно-консультационной деятельности, состоящей в правовом обеспечении и защите бизнеса. Представляется, что выпускники-юристы, прошедшие основательную подготовку в области экономики и права, будут пользоваться спросом во многих сегментах рынка юридических услуг: в юридических отделах коммерческих организаций, в том числе в банках и страховых компаниях, на динамично развивающемся финансовом рынке, в судах, прокуратуре, адвокатуре.
В рамках освоения программы выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
• научно-исследовательский:
- выбор, обоснование цели, задач и методов исследования и их реализация (проведение исследований):
- совершенствование теоретических и методологических подходов и исследовательских методов, в том числе методов сбора, анализа правовой информации;
- прогнозирование изменений объектов профессиональной деятельности на основе результатов исследований.
• правоприменительный:
- выработка решения юридических проблем, в том числе и путем участия в решении правовых споров;
- оценка результативности и последствий правовых решений;
- проектирование решений юридических проблем в поддержку общественных и групповых интересов;
- правовое сопровождение деятельности органов власти и организаций;
- составление правовых документов по требованиям юридической техники.
• правоохранительный:
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
- охрана общественного порядка;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
• правотворческий:
- подготовка нормативных правовых актов, концепций законов;
- оценка законодательных инициатив;
- осуществлении правового мониторинга для выявления проблем в юридическом сопровождении процессов социально- политического и экономического развития общества.
• проектный:
- диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности;
- анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учётом правовых ресурсов;
- создание правовой информационной базы для мониторинга проектной деятельности.
• организационно-управленческий:
- подготовка правовой аналитической информации для принятия решений организационного и управленческого характера;
- правовая поддержка для организации и оптимизации работы исполнителей;
- правовой анализ управленческих решений;
- продвижение организационных и управленческих инноваций на основе их правового обоснования.
• аналитический:
- самостоятельный поиск, мониторинг, оценка (валидация) и обработка правовых источников информации (в том числе на иностранных языках);
- выбор методологии и инструментальных средств для анализа в соответствии с условиями, целями и задачами.
• экспертно-консультативный:
- правовая экспертиза проектов, методических материалов;
- подготовка заключений по проектам нормативных правовых актов и доктринальному толкованию актов;
- просветительская, информационная и консультационная работа по правовым вопросам для граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений.
• педагогический:
-проведение занятий по дисциплинам правового блока в высших учебных заведениях;
-подготовка учебных программ, учебно-методической документации по соответствующим курсам;
-обучение кадров на уровне повышения квалификации по правовым специализациям.
Профессиональные компетенции выпускника включают в себя следующее.
ПК-1. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.
ПК-2. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.Способен совершенствовать теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, анализа и интерпретации правовой информации.
ПК-3. Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией.
ПК-4. Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга.
ПК-5. Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности.
ПК-6. Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов.
ПК-7. Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности.
ПК-8. Способен учитывать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности.
Соотнесение профессиональных компетенций с типами задач профессиональной деятельности
• научно-исследовательский:
ПК-1. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.
ПК-2. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании. Способен совершенствовать теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, анализа и интерпретации правовой информации.
• правоприменительный:
ПК-3. Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией.
• правоохранительный:
ПК-7. Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности.
• правотворческий:
ПК-3. Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией.
ПК-6. Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов.
• проектный:
ПК-1. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.
ПК-2. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании. Способен совершенствовать теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, анализа и интерпретации правовой информации.
ПК-3. Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией.
• организационно-управленческий:
ПК-7. Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности.
• аналитический:
ПК-1. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.
ПК-2. Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании.Способен совершенствовать теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, анализа и интерпретации правовой информации.
ПК-6. Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов.
• экспертно-консультативный:
ПК-4. Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга.
ПК-5. Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности.
ПК-6. Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов.
ПК-8. Способен учитывать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности.
• педагогический:
ПК-5. Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности.
Выпускник ПМ по направлению подготовки 40.04.01. Юриспруденция должен обладать следующими основными результатами обучения, обеспечивающими освоение компетенций:
1. знать:
1.1. российскую правовую доктрину, действующее законодательство и практику в сфере, определяемой соответствующей магистерской программой;
1.2 основные характеристики зарубежных правовых систем применительно к сфере, определяемой соответствующей магистерской программой;
1.3 законодательство, необходимое для успешного осуществления в соответствующей отрасли профессиональной деятельности;
1.4 актуальные и ключевые проблемы в сфере, определяемой соответствующей магистерской программой;
1.5 методы осуществления правового мониторинга деятельности субъектов права в соответствующей отрасли законодательства;
2. уметь:
2.1 выявлять закономерности развития права в современных условиях; анализировать действующее законодательство;
2.2 дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы;
2.3 формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности;
2.4 выбирать методы исследования, а также обработки полученных результатов, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования и юридической практики;
2.5 оценивать различные теоретические подходы применительно к сфере, определяемой соответствующей магистерской программой;
2.6 использовать правовые знания для решения социально-экономических проблем; 2.7.осваивать современные информационные технологии;
2.8. анализировать и оценивать правовую ситуацию, сложившуюся в профессиональном сегменте;
3. владеть:
3.1 методом анализа правовых источников;
3.2 методом сравнения зарубежного и национального права;
3.3 приемами написания научной работы в жанрах научно-исследовательских отчетов, рефератов, статей;
3.4 техникой самостоятельного поиска правовой информации, в т.ч. с использованием современных электронных технологий и технических средств
3.5 приемами и методами научно-исследовательской работы;
3.6 приемами внедрения результатов исследований в практическую деятельность государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций, бизнес- сообщества, международных институтов;
3.7 методиками применения правовых знаний в ходе правотворческой деятельности и экспертной оценки нормативных правовых актов;
3.8 методиками применения научных знаний в организации педагогического процесса учебных заведениях высшего и послевузовского профессионального образования.
Структура и содержание учебного плана магистратуры разработаны в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению Юриспруденция (уровень подготовки – магистр).
Данная образовательная программа предполагает изучение следующих учебных циклов: цикл общих дисциплин направления, цикл дисциплин программы, практики и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация. Программа предполагает двухгодичное обучение. При этом второй семестр второго года обучения посвящен научно-исследовательской работе и практике студентов, нацеленной на подготовку и защиту магистерской диссертации.
Закрепление полученных знаний и развитие практических навыков работы осуществляется студентами в ходе производственной практики.
Первый и весь второй годы обучения включают обязательные и вариативные дисциплины. Широкий перечень дисциплин по выбору в базовом учебном плане делает магистерскую программу более гибкой, дает магистрантам возможность построить собственный путь развития, выбрать собственную траекторию образования.
В рамках обязательных и вариативных дисциплин реализуется концепция магистерской программы, которая направлена на логическое и гармоничное объединение юридических, финансово-экономических и менеджериальных дисциплин, а также на определение объективно имеющихся взаимосвязей между основными отраслями российского права и экономической составляющей функционирования государства и общества.
Представляется, что такой подход позволит обеспечить формирование у студентов полезных в практическом плане представлений о функционировании бизнес-процессов, развить навыки разработки проектов юридических документов, проведения правовой экспертизы, осуществления публичных выступлений, подготовки правовых заключений, ведения переговоров, аргументирования своей позиции в том или ином правовом вопросе.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»