• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Информационные ресурсы исследовательского проекта"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» предполагает освоение и закрепление у студентов первого года обучения стратегий и тактик использования библиотечных и поисковых систем, чтения, анализа и оценки прочитанных академических и публицистических текстов. Дисциплина содержит практические занятия в компьютерном классе по поиску и оценке академической литературы и занятия по основам логики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование и развитие компетенций по работе с разнообразными источниками с акцентом на академические издания, которые позволят студентам эффективно и сообразно поставленным целям читать, понимать, анализировать и фиксировать материал, необходимый для выполнения широкого спектра письменных работ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут описать когнитивные искажения (эвристики), возникающие при принятии решений (эвристика репрезентативности, эвристика доступности, эффект фрейминга, эффект привязки)
  • Знать основные когнитивные искажения, которые могут влиять на общение человека.
  • Распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимать и отслеживать, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Выбирает релевантные исследовательским задачам и гипотезам методы
  • Умение критиковать источники
  • Умеет выбирать оптимальную стратегию чтения
  • Владеет техникой активного чтения
  • Умеет варьировать стратегии чтения
  • умеет определять тип формальной логической операции
  • умеет выполнять дедуктивные умозаключения
  • умеет выполнять индуктивные умозаключения
  • умеет выполнять абдуктивные умозаключения
  • умеет выдвигать гипотезы
  • Умеет пользоваться базой РИНЦ
  • Умеет пользоваться сервисом Semantic Scholar
  • Умеет искать статистические и открытые данные
  • Критически читает материалы СМИ
  • Идентифицирует основные типы источников
  • Уметь выбирать библиотечные базы и базы цитирования под задачу
  • Уметь искать в библиотечных базах, в том числе создавать персонализированные сценарии для поиска, использовать возможности персонализации при работе с базами
  • Уметь выбирать базы открытых данных под свою задачу
  • Умеет отличать добросовестные научные журналы от хищнических, в том числе в случае OAJ
  • Умеет оценивать качество баз данных и качество использованных в публикациях данных
  • Умеет применять на практике стратегии чтения
  • Может отличить сильную академическую статью от слабой
  • Умеет использовать сервисы с ИИ для повышения эффективности чтения
  • Может отличить этичное использование ИИ от неэтичного в учебном и исследовательском контекстах
  • Может предупредить неэтичное использование ИИ в учебе и исследованиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Поиск статей и баз данных
  • Тема2. Как оценить качество журналов и данных, которые вы нашли?
  • Тема 3. Стратегии эффективного чтения
  • Тема 4. Этичное использование ИИ в обучении и в исследованиях
  • Умозаключения в формальной логике
  • Построение гипотез
  • Когнитивные искажения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квест
    Сквозной квест по темам раздела 1 в жанре современность в сетинге редакции научно-популярного портала
  • неблокирующий Тест по логике
    Тестирование нацелено на оценку того, как студенты освоили материалы первого раздела дисциплины, посвященного основам логики. Вопросы будут касаться базовых вопросов логики: понятий, их основных характеристик, суждений, их разновидностей и структуры, а также умозаключений, их особенностей и ключевых компонентов. Вопросы будут касаться как базовой теории логики, так и практики — применения логики к оценке корректности суждений и умозаключений.
  • неблокирующий Тест по критическому чтению
    Данное тестирование проводится в последний семинар дисциплины. Оно нацелено на проверку усвоения студентами природы, основных особенностей и разновидностей когнитивных искажений. Студенты должны уметь понимать типы искажений, опознавать их типы и характерные особенности, уметь распознавать признаки когнитивного искажения в читаемом материале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Квест + 0.3 * Тест по критическому чтению + 0.3 * Тест по логике
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кожеурова, Н. С.  Логика : учебное пособие для вузов / Н. С. Кожеурова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 320 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08888-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468372 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Хоменко, И. В.  Логика. Теория и практика аргументации : учебник и практикум для вузов / И. В. Хоменко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7917-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468408 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 18472 - Т.Чатфилд - Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - 9785961420920 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18472
  • Гомбоева, И. С., & Gomboeva, I. S. (2019). Критическое мышление как один из профессиональных навыков специалиста будущего: теория и практика вопроса ; Critical thinking as one of the professional skills of the specialists of the future: theory and practice issue.

Авторы

  • Манокин Михаил Андреевич
  • Папушина Юлия Олеговна