• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая трансформация бизнеса

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровая трансформация бизнеса - образовательная программа, предназначенная для будущих предпринимателей, менеджеров и профессионалов, которые стремятся адаптироваться к быстро меняющейся цифровой среде, применять новейшие технологии для оптимизации своего бизнеса, создавать инновационные бизнес-модели и стратегии для достижения успеха в цифровую эпоху. Цифровая трансформация предполагает либо оптимизацию бизнес-модели с помощью цифровых технологий, либо внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы предприятия. В список передовых (сквозных) технологий, рассматриваемых в курсе, входят: нейронные сети и генеративные модели, блокчейн, облачные технологии, машинное обучение, цифровые двойники и др. Цифровая трансформация может затронуть различные сферы деятельности компании: продажи, маркетинг, логистику, управление персоналом, производство. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования и/или программного обеспечения, но и кардинальные изменения как в подходах к управлению (включая архитектуру предприятия, деревья решений и т. д.) и внешним коммуникациям (создание платформ и экосистем, работа по требованию и т. д.), так и в корпоративной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цифровая трансформация предполагает либо оптимизацию бизнес-модели с помощью цифровых технологий, либо внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы предприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать как цифровая трансформация влияет на бизнес-модели компаний и какие новые бизнес-модели возникают благодаря цифровой трансформации бизнеса
  • Знают цели и задачи цифровой трансформации HR стратегии компании. Понимают факторы психологической и культурной готовность компании к Digital трансформации.
  • Объясняет сущность и основные элементы пирамиды результативности, поясняет тренды в их развитии в условиях цифровой трансформации
  • Иллюстрирует возможности и риски цифровой трансформации
  • Расставляет смысловые приоритеты в метриках для максимизации эффекта от цифровой трансформации c учетом анализа потребительского поведения.
  • Владеет подходами к проведению цифровой трансформации в компании
  • Описывает характер и масштаб цифровой трансформации в различных отраслях и предприятиях
  • Понимает особенности управления проектами цифровой трансформации
  • Разрабатывает обоснованные предложения цифровой трансформации бизнес-процессов организации в проектной группе
  • Умеет идентифицировать возможные риски проектов цифровой трансформации и способы их преодоления
  • Интерпретировать основные фазы цифровой трансформации предприятия.
  • Знает, какие предпосылки у цифровой трансформации. Понимает, как происходит цифровая трансформация бизнеса.
  • Понимание цифровой трансформации, знание основных терминов курса.
  • Выбирать наиболее подходящие цифровые технологии и аргументировать их использование в различных процессах и управленческих ситуациях
  • Демонстрирует способность к использованию опыта успешных кейсов по цифровой трансформации
  • знать понятийный аппарат, актуальные тренды и подходы digital маркетинга
  • Оценивать преимущества цифровой трансформации,
  • Выявлять барьеры цифровой трансформации на уровне организации
  • Идентифицирует цифровые технологии и определяет границы их применения
  • Способен проводить анализ вариантов использования цифровых технологий для реализации проектов по цифровой трансформации
  • Умеет разрабатывать дорожную карту цифровой трансформации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в цифровую трансформацию бизнеса
  • Стратегическое планирование цифровой трансформации
  • Применение новых технологий в бизнесе
  • Цифровая маркетинговая стратегия
  • Культурная трансформация и изменение организационной модели
  • Управление изменениями и оценка результатов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Посещение и работа на лекциях и семинарах
  • неблокирующий Оценка цифровой зрелости компании
    Оценка цифровой зрелости компании
  • блокирующий Итоговый проект
    Разработка стратегии/ дорожной карты/ бизнес-процесса цифровой трансформации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговый проект + 0.3 * Оценка цифровой зрелости компании
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 18612 - Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения - П.Вайл; С.Ворнер - Альпина ПРО - 9785961422504 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18612 - Alpina
  • 19826 - Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения - А. Лайт; О. Томилин; П.Вайл; С.Ворнер - Альпина ПРО - 9785961432183 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/19826 - Alpina
  • 22142 - Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики - А. Барабанщиков; М.Хуатэн; О. Томилин - Альпина ПРО - 9785907394476 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22142 - Alpina
  • Digital transformation of business and new economic models (Цифровая трансформация бизнеса и новые экономические модели) : учебное пособие / И. А. Брусакова, Н. И. Заозерская, К. А. Карпов [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-7629-2845-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/238433 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Kingsnorth, S. (2019). Digital Marketing Strategy : An Integrated Approach to Online Marketing: Vol. 2nd Edition. Kogan Page.
  • Marjolein Visser, Berend Sikkenga, & Mike Berry. (2019). Digital Marketing Fundamentals : From Strategy to ROI. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2294362
  • Аншина, М. Л., Цифровая трансформация бизнеса : учебное пособие / М. Л. Аншина, Б. Б. Славин, У. . Терри. — Москва : КноРус, 2022. — 270 с. — ISBN 978-5-406-09851-6. — URL: https://book.ru/book/943886 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Базовые цифровые технологии и инструменты : учебно-методическое пособие / А. Г. Малютин, Д. А. Елизаров, А. В. Александров, В. С. Циркин. — Омск : ОмГУПС, 2021. — 37 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/264344 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Борисова, В. В., Цифровая трансформация промышленности: новые горизонты. Том 1 : сборник статей / В. В. Борисова, М. А. Галичкина, Е. Е. Панфилова, Коллектив авторов. — Москва : Русайнс, 2022. — 457 с. — ISBN 978-5-466-02560-6. — URL: https://book.ru/book/948294 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Борисова, В. В., Цифровая трансформация промышленности: новые горизонты. Том 2 : сборник статей / В. В. Борисова, М. А. Галичкина, Е. Е. Панфилова, Коллектив авторов. — Москва : Русайнс, 2022. — 189 с. — ISBN 978-5-466-02561-3. — URL: https://book.ru/book/948295 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Воздушный транспорт: производительность, модернизация, цифровая трансформация : монография / С. А. Бородулина, Л. П. Паристова, Т. А. Тихомирова [и др.]. — Санкт-Петербург : СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2023. — 159 с. — ISBN 978-5-907354-41-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/342968 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гарифуллин Булат Маратович, & Зябриков Владимир Васильевич. (n.d.). Цифровая Трансформация Бизнеса: Модели И Алгоритмы.
  • Добролюбова, Е. И. Цифровая трансформация государственного управления: оценка результативности и эффективности : монография / Е. И. Добролюбова, В. Н. Южаков, А. Н. Старостина. — Москва : Дело РАНХиГС, 2021. — 234 с. — ISBN 978-5-85006-305-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198986 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Крюкова, А. А. Цифровая трансформация бизнес-процессов организации: конспект лекций : учебное пособие / А. А. Крюкова. — Самара : ПГУТИ, 2021. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/301118 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кудрявцев, Н. Г. Проектный подход и цифровые технологии : монография / Н. Г. Кудрявцев, И. Н. Фролов. — Горно-Алтайск : ГАГУ, 2022. — 163 с. — ISBN 978-5-91425-181-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271103 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Литвак, Б. Г.  Стратегическое планирование и прогнозирование : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16674-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544941 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Маркова, Е. С. Цифровая трансформация государственного управления: теория, методология, практика : монография / Е. С. Маркова, А. Е. Кисова, Н. Н. Зюзина. — Липецк : Липецкий ГТУ, 2022. — 170 с. — ISBN 978-5-00175-112-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/296030 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Моргенштерновские чтения – 2022. Цифровая трансформация современной библиографии: вызовы, возможности, события : материалы конференции / составитель Н. П. Ситникова. — Челябинск : ЧГИК, 2022. — 324 с. — ISBN 978-5-94839-823-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/338360 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Никишов, С. И. Цифровая трансформация логистики : монография / С. И. Никишов. — Москва : Дело РАНХиГС, 2019. — 112 с. — ISBN 978-5-7749-1516-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143443 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рындина, С. В. Цифровая трансформация бизнеса: использование аналитики на основе больших данных : учебное пособие / С. В. Рындина. — Пенза : ПГУ, 2019. — 182 с. — ISBN 978-5-907262-04-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/162301 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Санжина, О. П. Государственное управление: технологии и цифровая трансформация : учебное пособие / О. П. Санжина, Б. Б. Санжин, О. Н. Монгуш. — Кызыл : ТувГУ, 2022. — 108 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/339617 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Семернина С.А., & Сомина И.В. (2019). Цифровая Трансформация Бизнеса: Зарубежный Опыт ; Digital Transformation of Business: International Experience.
  • Управление изменениями, пер. с англ., 2-е изд., 224 с., , 2017
  • Финансовые рынки: цифровая трансформация : монография / К. В. Криничанский, Б. Б. Рубцов, С. Д. Агеева [и др.] ; под ред. К. В. Криничанского, Б. Б. Рубцова. — Москва : Русайнс, 2021. — 182 с. — ISBN 978-5-4365-6754-9. — URL: https://book.ru/book/940239 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Цифровая трансформация бизнеса : изменение бизнес-модели для организации нового поколения, Вайл, П., 2019
  • Цифровая трансформация малого и среднего предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы : монография / Ю. С. Лебединская, Р. С. Близкий, Г. В. Петрук [и др.] ; под общ. ред. Ю. С. Лебединской. — Москва : Русайнс, 2022. — 143 с. — ISBN 978-5-466-02383-1. — URL: https://book.ru/book/947602 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Цифровизация : практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Simon Hall. (2020). B2B Digital Marketing Strategy : How to Use New Frameworks and Models to Achieve Growth. Kogan Page.
  • Разработка программного обеспечения: управление изменениями, Белладжио, Д., 2009
  • Стратегическое планирование : учебно-методическое пособие, , 2019

Авторы

  • Аленина Карина Анатольевна