• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Методы исследований в бизнесе и экономике"

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов компетенций в области проектирования и проведения научных исследований в сфере менеджмента и экономики, а также на подготовку студентов к написанию курсовой работы. Основные задачи научно-исследовательского семинара: 1. Ознакомить студентов с ключевыми этапами процесса исследования: от формулировки гипотез и целей до интерпретации результатов. 2. Научить применять качественные и количественные методы с учетом специфики экономических и управленческих исследований. 3. Развить навыки критической оценки научных публикаций, работы с базами данных (Scopus, Web of Science) и использования специализированного ПО (SPSS, R, Excel). 4. Выработать опыт презентации результатов исследований в форматах отчетов и устных выступлений, соблюдая принципы академической этики. По завершении курса студенты смогут: - Самостоятельно разрабатывать программу исследования под конкретные бизнес-задачи. - Анализировать данные с применением современных качественных и количественных инструментов. - Интерпретировать результаты в контексте теоретических моделей и практических реалий. - Эффективно презентовать выводы для академической и профессиональной аудитории. Дисциплина служит основой для написания курсовых работ на 3 курсе, участия в научных конференциях и дальнейшей исследовательской деятельности в бакалавриате по бизнесу и экономике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование и развитие научно-исследовательских компетенций студентов, которые позволят студентам проводить качественные и количественные исследования, использовать стратегию кейс стади для решения прикладных и теоретико-прикладных задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет обосновать актуальность исследовательского вопроса, знает структуру эмпирического исследования
  • Знает основные общедоступные источники, умеет работать с базами данных.
  • Анализирует основные проблемы исследований в сфере управления и бизнеса на разных этапах развития данной научной области.
  • Применяет качественные методы для решения прикладных и теоретических исследовательских проблем в сфере экономики и менеджмента.
  • Интерпретирует понятие научности.
  • Применяет концепции и методы вертикального и горизонтального теоретического анализа.
  • Применяет стандарты и правила оформления научных работ.
  • Владеет рядом продвинутых методов исследования для анализа причинно-следственных связей и может обосновать выбор метода.
  • Способен самостоятельно проводить эмпирические исследования в области экономики и менеджмента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Качественные методы исследований
  • Количественные методы исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу по разделу "качественные методы"
    Оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее значение оценок за 3 микроконтроля, оценки за упражнение "Волшебный сундучок", оценки за упражнение «Правила оформления» и оценки за свою игру. Оценка за каждый из микроконтролей обязательна и выставляется всем студентам. Каждый микроконтроль включает 10 заданий. Оценка за микроконтроль пропорциональна количеству правильных ответов. Оценка за упражнения «волшебный сундучок» и правила оформления вставляется первым трём группам выполнившим задание. Остальные студенты не получают ничего Оценка за свою игру. За 1 место в игре студенты получают 10 баллов, за втрое 9, за 3 – 8. Студенты, не занявшие призовые места не получают ничего. В их случае данная оценка не учитывается при расчёте оценки за аудиторную работу.
  • неблокирующий Оценка за калифорнийский семинар
    Оценка за калифорнийский семинар= 0,5*оценка за тест по материалам семинара + 0,5*оценка групп за доклад. Итогом калифорнийского семинара является тест на 10 вопросов, оценка за него пропорциональна числу правильных ответов. Оценка групп выставятся как средний показатель взаимооценивания докладов после проведения основного теста.
  • неблокирующий Контрольная работа по качественным методам
    20 вопросов открытого и закрытого характера.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу по разделу "количественные методы"
    Оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее значение оценок за два групповых задания. Задания выполняются в командах (по 3-4 человека). Результаты работы презентуются группами на семинарах. Каждый студент из команды получает одинаковую оценку. Задание 1. Подготовьте презентацию с описанием структуры предложенной статьи. Насколько она соответствует разобранной на занятиях структуре? Выделите основные элементы введения и обзора литературы. Выделите основные элементы методологии, описания данных, описания результатов и заключения. Задание 2. Подготовьте проект исследования (research proposal). Тема исследования должна быть связана с экономикой или менеджментом и сфокусирована на России. Исследование должно быть реализуемым. Необходимо подготовить текст (не менее 5 страниц) и презентацию (предполагаемый объем презентации 12 слайдов + слайды для ответа на вопросы (если необходимо), время презентации 10-12 минут.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.21 * Контрольная работа по качественным методам + 0.145 * Оценка за аудиторную работу по разделу "качественные методы" + 0.15 * Оценка за аудиторную работу по разделу "количественные методы" + 0.145 * Оценка за калифорнийский семинар + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Banister, P. (2011). Qualitative Methods in Psychology : A Research Guide (Vol. 2nd ed). Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=450618
  • Longhofer, J. L., Hoy, J., & Floersch, J. (2013). Qualitative Methods for Practice Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=460672
  • Patrick Sevestre, & Laszlo Matyas. (2008). The Econometrics of Panel Data. Post-Print. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hal.journl.halshs.00279977
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564915 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Бусыгина, Н. П.  Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / Н. П. Бусыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03063-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560225 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS
  • Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. - Концептуально-теоретический анализ: история, подходы, методики - 978-5-16-019326-7 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2108589 - 2108589 - ZNANIUM
  • Мокий, М. С.  Методология научных исследований : учебник для вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под редакцией М. С. Мокия. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18527-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560221 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Носс, И. Н.  Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / И. Н. Носс. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3997-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534019 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Certo, S. T., & Semadeni, M. (2006). Strategy Research and Panel Data: Evidence and Implications. Journal of Management, 32(3), 449–471. https://doi.org/10.1177/0149206305283320
  • Javalgi, R. (Raj) G., Granot, E., & Brashear Alejandro, T. G. (2011). Qualitative Methods in International Sales Research: Cross-Cultural Considerations. Journal of Personal Selling & Sales Management, 31(2), 157–170. https://doi.org/10.2753/PSS0885-3134310204
  • Кощеев Д.А., Исопескуль О.Ю. - Проектирование туристских кластеров: системно-агломерационный подход - 978-5-16-015195-3 - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.ru/catalog/product/1842508 - 1842508 - ZNANIUM
  • Самуэльсон П.А. - О чем думают экономисты: Беседы с нобелевскими лауреатами - 978-5-9614-5604-2 - Альпина Паблишер - 2016 - https://znanium.ru/catalog/product/1002811 - 1002811 - ZNANIUM

Авторы

  • Кощеев Дмитрий Александрович
  • Артемьев Дмитрий Геннадьевич
  • Балезина Екатерина Андреевна
  • Кирпищиков Дмитрий Андреевич