Паспорт образовательной программы
46.03.01 История
Нет
История (2018): 4 года
История (2019): 5 лет
История (2021): 5 лет
Очная форма обучения, 4 года обучения - 240 зачетных единиц; 5 лет обучения - 300 зачетных единиц
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2023/2024 учебный год
Всемирная история
Историческая ориенталистика
2022/2023 учебный год
Культурное наследие и историческая память
Цифровая история
Целью программы является подготовка бакалавров, сочетающих владение историческим материалом с практическими навыками использования цифровых технологий в решении профессиональных задач. Выпускники программы получат классическое историческое образование, будут знать и активно применять цифровые технологии и методы цифровых гуманитарных наук (digital humanities) и публичной истории (public history).
Миссия программы заключается в подготовке современного историка, который не только понимает сущность исторических и современных процессов, но и, наряду с традиционными методами исторических исследований, владеет цифровыми технологиями, количественными методами обработки данных, инструментами Data Science для анализа, организации и визуализации экономической, политической, культурной, социальной и других видов исторической информации и исторических источников. В условиях повышения общественного интереса к истории и «цифрового поворота» в жизни значимым навыком наших выпускников станет умение представлять результаты исследований и исторические данные в виде цифровых продуктов, в том числе для широкой аудитории.
Программа реализуется в рамках направления подготовки 46.03.01 История, задачей которого является подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (НИД); педагогическая (ПеД); аналитическая (АД), культурно-просветительская (КПрД).
Согласно стандарту, область профессиональной деятельности выпускников охватывает широкий спектр исторического знания, в том числе всемирную историю (включая историю России) в ее экономических, политических, культурных, социальных и других измерениях; историю отдельных регионов; археологию и культурную антропологию; источниковедение и методы исторического исследования, социально-экономическую и политическую историю, историю идей и культуры.
Помимо традиционных для историка сфер деятельности – научным организациям, архивам, библиотекам, музеям, образовательным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, СМИ, историко-культурному и познавательному туризму, аналитической и экспертной деятельности – выпускники программы «История» будут востребованы при:
- разработке и внедрении концепций информатизации, работы в отделах информатизации указанных организаций,
- разработке цифровых продуктов на основе историко-культурного наследия и других видов исторических источников,
- оцифровке и долговременном хранении, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальных сетях с помощью различных технологий (мультимедиа, 3D, VR/AR, ГИСы и др.),
- выполнении междисциплинарных исследований,
- для обеспечения менеджмента исторических и социально-гуманитарных данных и проектов.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются исторические источники различных типов и видов, позволяющие получать ретроспективную информацию об экономических, политических и социокультурных явлениях и процессах.
Востребованность и сфера работы выпускников
Наука и образование
Научные сотрудники-историки востребованы в высших учебных заведениях, академических институтах, а также в музеях и архивах. Эксперты говорят, что в скором времени вся гуманитарная наука станет digital, т.е. будет невозможна без знаний и владения методами Data Science, количественными методами, технологиями организации, визуализации и анализа данных. Мы готовим специалистов с учетом этих вызовов и изменений в науке.
Такие специалисты востребованы в Пермском крае, на Урале, в Приволжье и других регионах России.
Так, например, Пермский край является одним из научных центров России, здесь ведутся исследования по истории культуры, истории повседневности, экономический, политической истории Урала, России, Всемирной истории. В крае действует более 30 высших учебных заведений и их филиалов.
Историко-культурное наследие
Культурные учреждения нуждаются в молодых специалистах, активных, владеющих информационными технологиями и иностранными языками. Растет потребность в специалистах, знающих одинаково хорошо историко-культурную составляющую и владеющих возможностями ИТ в ее сохранении и изучении.
Программа имеет практическую направленность и является привлекательной в контексте активного сотрудничества с крупнейшими культурными и научными учреждениями Перми, Пермского края и Урала в целом. В Перми находятся 13 музеев, 2 государственных архива, несколько библиотек. Партнерами проекта выступают: Пермский краеведческий музей, включая все его филиалы, в т.ч. архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Пермская художественная галерея, Театр оперы и балета им. Чайковского, Государственный архив Пермского края, Музей современного искусства PERMM и другие организации.
Широкая аудитория и общество
Цифровой поворот жизни означает, что все должно быть оцифровано и представлено в сети. Исторические памятники переходят в цифровое пространство, а те, которые остаются в музеях, требуют дополнения в виде продуктов дополненной и виртуальной реальности. Разработка таких продуктов востребована как в Перми, так и других регионах России и за рубежом. Спрос на специалистов, владеющих одновременно историческими знаниями и понимающих возможности ИТ для визуализации и распространения историко-культурного наследия, способных спроектировать и даже разработать цифровой продукт, растет.
Одновременно необходимы специалисты по «переводу» с научного на обыденный язык, в обществе явно наблюдается интерес к научно-популярным форматам. Такого рода проекты вполне могут быть коммерчески успешными, требуют грамотного маркетинга и менеджмента, к чему также готовятся наши бакалавры по программе «История».
Профессиональные компетенции выпускника
Выпускники образовательной программы «История» могут заниматься профессиональной деятельностью в таких областях профессиональной деятельности, как:
- академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
- средние и специальные учебные заведения в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
- издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
- музейная отрасль – в деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.
- архивная отрасль – в деятельности по комплектованию, учету и хранению архивных материалов государственных и муниципальных архивов, а также и использованию архивного фонда Российской федерации в научных и научно-популярных целях.
Выпускник, освоивший программу 4 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Для ОП История, 4 года
ПК 1 Способен создавать научные тексты на государственном и иностранном языках
ПК2 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках
ПК 3 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке
ПК 4 Способен работать в малых творческих коллективах
ПК 5 Способен использовать в своей деятельности нормативные правовые документы
ПК 6 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках
ПК 7 Способен самостоятельно выявлять источники информации, необходимые для решения профессиональных задач
ПК 8 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональными задачами
ПК 9 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания
ПК 10 Способен соблюдать основные требования информационной безопасности, опираясь на понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, осознавая опасности и угрозы, возникающие в этом процессе
ПК 11 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
ПК 12 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов
ПК 13 Способен разрабатывать учебные планы и структуру учебных занятий в рамках общего и профессионального образования, направленные на преподавание исторических знаний в хронологической последовательности и структурной взаимосвязи
ПК 14 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)
ПК 15 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике
ПК 16 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернет пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)
ПК 17 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
ПК 18 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
ПК 19 Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
ПК 20 Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов
ПК 21 Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности
ПК 22 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
ПК 23 Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности
ПК 24 Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности
ПК 25 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
Выпускник, освоивший программу 5 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Для ОП История, 5 лет
ПК-1 Способен осуществлять поиск и анализ исторических 14 источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке
ПК-2 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках
ПК-3 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания
ПК-4 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
ПК-5 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов
ПК-6 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)
ПК-7 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике.
ПК-8 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)
ПК-9 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
ПК-10 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
ПК-11 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
Структура образовательной программы отражена в соответствующем образовательном стандарте и состоит из нескольких блоков (модулей): дисциплины общего цикла, профессиональный цикл (Major) дисциплин с базовой и вариативной частями, дополнительный профиль (Minor), практика, проектная и исследовательская работа.
Блок дисциплин общего цикла ориентирован на развитие общей культуры студентов, способствует ознакомлению студентов с методами и инструментарием других областей научного знания, которые могут быть актуальны для современного гуманитария.
Профессиональный цикл (Major) – это совокупность дисциплин, направленных на формирование знаний и компетенций по основному направлению подготовки образовательной программы. Major состоит из Базовой и Вариативной частей. Базовая часть профессионального цикла призвана способствовать тому, чтобы студенты могли получать общегуманитарное образование и осваивать базовые навыки и компетенции профессии историка, методы работы с ретроспективной информацией. Вариативная часть профессионального цикла позволяет студенту свободно формировать индивидуальную траекторию обучения и предполагает широкий спектр дисциплин по выбору.
Дополнительный профиль (Minor, майнор) – это дополнительная образовательная траектория для обучающихся вне подготовки к основному образовательному направлению. В рамках образовательной программы можно выбрать один из майноров. Каждый майнор включает 4 связанных тематически дисциплины.
На протяжении всех лет обучения проводится научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы, знакомятся и применяют различные методы исторического исследования, работают с источниками разного типа, учатся писать научные тексты.
Реализация и наполнение блоков несколько различается в образовательных программах 4 и 5 лет обучения.
Для ОП История, 4 года
Б.О. – Общий цикл – включает дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Риторика: практика устной и письменной коммуникации, Экономика, Социология, Физическая культура.
Б.ПЦ. – Профессиональный цикл (Major) – состоит из Базовой и Вариативной частей.
Базовая часть включает дисциплины: Внутренний экзамен по английскому языку, Независимый экзамен по английскому языку, Введение в историю человечества, Философия, Латинский язык, Историческая география, Археология, История искусства и литературы, История политических, правовых и социальных учений, Источниковедение и информационные ресурсы истории, Иностранный язык (1 из 2 - Французский язык или Немецкий язык).
Вариативная часть включает дисциплины: Россия XVIII-XX вв., Социальная история Нового и Новейшего времени, Экономическая история Нового и Новейшего времени, История исторического знания, Методика преподавания истории, Общая социология, История и теория медиа, Memory studies, Цифровые проекты для социальных и культурных институций, Экологическая история, Основы музейного дела: теория и практика, История и философия науки. В этой части также представлен ряд блоков с дисциплинами по выбору:
- Блок 1 (2 из 3): Русь IX-XVII вв. , Европа IV-XV вв., Древний Египет
- Блок 2 (4 из 5): Микроистория и история повседневности, Философия истории, Сравнительная история империй Нового и Новейшего времени, Современный мир, часть первая: Всемирная история с 1760 до 1910 года, История и культура Урала
- Блок 3 (2 из 3): Математические методы в исторических исследованиях, Цифровая история, Python для извлечения и обработки данных
- Блок 4 (2 из 3): Культура России Нового времени, Государство и церковь в России, Нации и национализм
- Блок 5 (1 из 2): Латинский язык - 2-й уровень, Церковнославянский язык.
Блок Б.ПД. «Практика, проектная и исследовательская работа» включает Научно-исследовательский семинар, Курсовые работы, Практику, Подготовку выпускной квалификационной работы, Проектную работу, Защиту концепции выпускной квалификационной работы (на английском языке).
Студенты проходят одну из трех Учебных практик в течение 3 лет: Археологическая практика, Музейная практика, Архивная практика,
Блок факультативов (Б.Ф.) представлен Английским языком и Академическим письмом на английском языке.
Государственная итоговая аттестация включает Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и Защиту выпускной квалификационной работы.
Для ОП История, 5 лет
Блок 1. Дисциплины (модули) включает Общий и Профессиональный цикл (Major).
Общий цикл включает дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Социология, Экономика, Цифровая грамотность.
Профессиональный цикл (Major) – представлен Базовой, Базовой профильной, Вариативной профильной частями, Дисциплинами по выбору, Дополнительным профилем (Minor), Факультативами.
Базовая часть включает дисциплины: Археология, Всемирная история, Историческая география, Введение в историю искусства, Древние языки, Источниковедение, Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс), Иностранный язык (Немецкий язык или Французский язык), Независимый экзамен по английскому языку
Базовая профильная часть включает дисциплины: Введение в Digital Humanities, Экономическая история, История исторического знания, Риторика, История политических и правовых учений
Вариативная профильная часть включает дисциплины: История России, Философия.
Дисциплины по выбору представлены несколькими блоками, в каждом из которых можно выбрать одну или более дисциплин в соответствии с собственными интересами или задачами:
- Блок 1 (2 из 3): Европа IV-XV вв., Специальные исторические дисциплины, Английский для специальных целей
- Блок 2 (1 из 2): Латинский язык - 2-й уровень, Церковнославянский язык
- Блок 3 (1 из 2): Старый и Новый свет XVI-XX вв., Новая и Новейшая история стран Европы и Америки
- Блок 4 (2 из 3): История, технологии и безопасность Интернета; Python для извлечения и обработки данных; Введение в корпусную лингвистику
- Блок 5 (3 из 4): Цифровые технологии в сохранении историко-культурного наследия, Математические методы в исторических исследованиях, Основы музейного дела: теория и практика, Основы архивного дела
- Блок 6 (1 из 2): Методика преподавания истории, Педагогика гуманитарных дисциплин
- Блок 7 (1 из 2): Древний Египет, История Византии
- Блок 8 (3 из 4): Нации и национализм, История Азии и Африки, Колониализм и постколониальный мир, История Латинской Америки
- Блок 9 (3 из 4): Государственная политика в зарубежных странах, История международных отношений, Государство и церковь в России, Политические проекты ХХ века
- Блок 10 (3 из 4): История экономических учений, Микроистория и история повседневности, Экологическая история, Социальная история Нового и Новейшего времени
- Блок 11 (3 из 4): Цифровые медиа, Публичная история, Memory studies, Современные аудиовизуальные коммуникации
- Блок 12 (2 из 3): Сетевое моделирование исторических данных, Исторические информационные системы и базы данных, Цифровые проекты для социальных и культурных институций
- Блок 13 (2 из 3): Философия истории, Историческая демография, История и философия науки
- Блок 14 (1 из 2): Большая история: соединяя знания, Современный мир, часть первая: Всемирная история с 1760 до 1910 года
Блок факультативов представлен Английским языком и Академическим письмом на английском языке.
Блок 2. Практика(и), проектная и научно-исследовательская работа формируется из Научно-исследовательского семинара, Курсовых работ, Проектов, Практик, Подготовки ВКР, Защиты концепции выпускной квалификационной работы (на английском языке).
Студентам предлагается 5 видов практик: Музейная, Архивная, Археологическая, Педагогическая, Преддипломная.
Блок 3. Государственная итоговая аттестация включает Защиту ВКР.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин