• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.03.01 История

Утверждение программы
Приказ НИУ ВШЭ - Пермь № 8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Дата обновления паспорта
Протокол Академического совета образовательной программы «История» направления подготовки 46.03.01 История № 8.2.2.1-16.3/03 от 28.08.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 5 лет обучения - 300 зачетных единиц

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Специализации

2022/2023 учебный год

Культурное наследие и историческая память

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Цифровая история

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Конкурентные преимущества программы

Целью программы является подготовка бакалавров, сочетающих владение историческим материалом с практическими навыками использования цифровых технологий в решении профессиональных задач. Выпускники программы получат классическое историческое образование, будут знать и активно применять цифровые технологии и методы цифровых гуманитарных наук (digital humanities) и публичной истории (public history).

Миссия программы заключается в подготовке современного историка, который не только понимает сущность исторических и современных процессов, но и, наряду с традиционными методами исторических исследований, владеет цифровыми технологиями, количественными методами обработки данных, инструментами Data Science для анализа, организации и визуализации экономической, политической, культурной, социальной и других видов исторической информации и исторических источников. В условиях повышения общественного интереса к истории и «цифрового поворота» в жизни значимым навыком наших выпускников станет умение представлять результаты исследований и исторические данные в виде цифровых продуктов, в том числе для широкой аудитории.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Программа реализуется в рамках направления подготовки 46.03.01 История, задачей которого является подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (НИД); педагогическая (ПеД); аналитическая (АД), культурно-просветительская (КПрД). 

Согласно стандарту, область профессиональной деятельности выпускников охватывает широкий спектр исторического знания, в том числе всемирную историю (включая историю России) в ее экономических, политических, культурных, социальных и других измерениях; историю отдельных регионов; археологию и культурную антропологию; источниковедение и методы исторического исследования, социально-экономическую и политическую историю, историю идей и культуры.

Помимо традиционных для историка сфер деятельности – научным организациям, архивам, библиотекам, музеям, образовательным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, СМИ, историко-культурному и познавательному туризму, аналитической и экспертной деятельности – выпускники программы «История» будут востребованы при:

  • разработке и внедрении концепций информатизации, работы в отделах информатизации указанных организаций,
  • разработке цифровых продуктов на основе историко-культурного наследия и других видов исторических источников,
  • оцифровке и долговременном хранении, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальных сетях с помощью различных технологий (мультимедиа, 3D, VR/AR, ГИСы и др.),
  • выполнении междисциплинарных исследований,
  • для обеспечения менеджмента исторических и социально-гуманитарных данных и проектов.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются исторические источники различных типов и видов, позволяющие получать ретроспективную информацию об экономических, политических и социокультурных явлениях и процессах.

Востребованность и сфера работы выпускников

Наука и образование

Научные сотрудники-историки востребованы в высших учебных заведениях, академических институтах, а также в музеях и архивах. Эксперты говорят, что в скором времени вся гуманитарная наука станет digital, т.е. будет невозможна без знаний и владения методами Data Science, количественными методами, технологиями организации, визуализации и анализа данных. Мы готовим специалистов с учетом этих вызовов и изменений в науке.

Такие специалисты востребованы в Пермском крае, на Урале, в Приволжье и других регионах России.

Так, например, Пермский край является одним из научных центров России, здесь ведутся исследования по истории культуры, истории повседневности, экономический, политической истории Урала, России, Всемирной истории. В крае действует более 30 высших учебных заведений и их филиалов.

Историко-культурное наследие

Культурные учреждения нуждаются в молодых специалистах, активных, владеющих информационными технологиями и иностранными языками. Растет потребность в специалистах, знающих одинаково хорошо историко-культурную составляющую и владеющих возможностями ИТ в ее сохранении и изучении.

Программа имеет практическую направленность и является привлекательной в контексте активного сотрудничества с крупнейшими культурными и научными учреждениями Перми, Пермского края и Урала в целом. В Перми находятся 13 музеев, 2 государственных архива, несколько библиотек. Партнерами проекта выступают: Пермский краеведческий музей, включая все его филиалы, в т.ч. архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Пермская художественная галерея, Театр оперы и балета им. Чайковского, Государственный архив Пермского края, Музей современного искусства PERMM и другие организации.

Широкая аудитория и общество

Цифровой поворот жизни означает, что все должно быть оцифровано и представлено в сети. Исторические памятники переходят в цифровое пространство, а те, которые остаются в музеях, требуют дополнения в виде продуктов дополненной и виртуальной реальности. Разработка таких продуктов востребована как в Перми, так и других регионах России и за рубежом. Спрос на специалистов, владеющих одновременно историческими знаниями и понимающих возможности ИТ для визуализации и распространения историко-культурного наследия, способных спроектировать и даже разработать цифровой продукт, растет.

Одновременно необходимы специалисты по «переводу» с научного на обыденный язык, в обществе явно наблюдается интерес к научно-популярным форматам. Такого рода проекты вполне могут быть коммерчески успешными, требуют грамотного маркетинга и менеджмента, к чему также готовятся наши бакалавры по программе «История».

Профессиональные компетенции выпускника

Выпускники образовательной программы «История» могут заниматься профессиональной деятельностью в таких областях профессиональной деятельности, как:

  • академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
  • средние и специальные учебные заведения в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
  • издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
  • музейная отрасль – в деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.
  • архивная отрасль – в деятельности по комплектованию, учету и хранению архивных материалов государственных и муниципальных архивов, а также и использованию архивного фонда Российской федерации в научных и научно-популярных целях.

Выпускник, освоивший программу 5 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Для ОП История, 5 лет

ПК-1 Способен осуществлять поиск и анализ исторических 14 источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке

ПК-2 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках

ПК-3 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания

ПК-4 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей

ПК-5 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов

ПК-6 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)

ПК-7 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике.

ПК-8 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)

ПК-9 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

ПК-10 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК-11 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «История»

Перейти к содержанию программы