Паспорт образовательной программы
46.03.01 История
Нет
5 лет
Очная форма обучения, 5 лет обучения - 300 зачетных единиц
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
2022/2023 учебный год
Культурное наследие и историческая память
Цифровая история
Целью программы является подготовка бакалавров, сочетающих владение историческим материалом с практическими навыками использования цифровых технологий в решении профессиональных задач. Выпускники программы получат классическое историческое образование, будут знать и активно применять цифровые технологии и методы цифровых гуманитарных наук (digital humanities) и публичной истории (public history).
Миссия программы заключается в подготовке современного историка, который не только понимает сущность исторических и современных процессов, но и, наряду с традиционными методами исторических исследований, владеет цифровыми технологиями, количественными методами обработки данных, инструментами Data Science для анализа, организации и визуализации экономической, политической, культурной, социальной и других видов исторической информации и исторических источников. В условиях повышения общественного интереса к истории и «цифрового поворота» в жизни значимым навыком наших выпускников станет умение представлять результаты исследований и исторические данные в виде цифровых продуктов, в том числе для широкой аудитории.
Программа реализуется в рамках направления подготовки 46.03.01 История, задачей которого является подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (НИД); педагогическая (ПеД); аналитическая (АД), культурно-просветительская (КПрД).
Согласно стандарту, область профессиональной деятельности выпускников охватывает широкий спектр исторического знания, в том числе всемирную историю (включая историю России) в ее экономических, политических, культурных, социальных и других измерениях; историю отдельных регионов; археологию и культурную антропологию; источниковедение и методы исторического исследования, социально-экономическую и политическую историю, историю идей и культуры.
Помимо традиционных для историка сфер деятельности – научным организациям, архивам, библиотекам, музеям, образовательным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, СМИ, историко-культурному и познавательному туризму, аналитической и экспертной деятельности – выпускники программы «История» будут востребованы при:
- разработке и внедрении концепций информатизации, работы в отделах информатизации указанных организаций,
- разработке цифровых продуктов на основе историко-культурного наследия и других видов исторических источников,
- оцифровке и долговременном хранении, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальных сетях с помощью различных технологий (мультимедиа, 3D, VR/AR, ГИСы и др.),
- выполнении междисциплинарных исследований,
- для обеспечения менеджмента исторических и социально-гуманитарных данных и проектов.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются исторические источники различных типов и видов, позволяющие получать ретроспективную информацию об экономических, политических и социокультурных явлениях и процессах.
Востребованность и сфера работы выпускников
Наука и образование
Научные сотрудники-историки востребованы в высших учебных заведениях, академических институтах, а также в музеях и архивах. Эксперты говорят, что в скором времени вся гуманитарная наука станет digital, т.е. будет невозможна без знаний и владения методами Data Science, количественными методами, технологиями организации, визуализации и анализа данных. Мы готовим специалистов с учетом этих вызовов и изменений в науке.
Такие специалисты востребованы в Пермском крае, на Урале, в Приволжье и других регионах России.
Так, например, Пермский край является одним из научных центров России, здесь ведутся исследования по истории культуры, истории повседневности, экономический, политической истории Урала, России, Всемирной истории. В крае действует более 30 высших учебных заведений и их филиалов.
Историко-культурное наследие
Культурные учреждения нуждаются в молодых специалистах, активных, владеющих информационными технологиями и иностранными языками. Растет потребность в специалистах, знающих одинаково хорошо историко-культурную составляющую и владеющих возможностями ИТ в ее сохранении и изучении.
Программа имеет практическую направленность и является привлекательной в контексте активного сотрудничества с крупнейшими культурными и научными учреждениями Перми, Пермского края и Урала в целом. В Перми находятся 13 музеев, 2 государственных архива, несколько библиотек. Партнерами проекта выступают: Пермский краеведческий музей, включая все его филиалы, в т.ч. архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Пермская художественная галерея, Театр оперы и балета им. Чайковского, Государственный архив Пермского края, Музей современного искусства PERMM и другие организации.
Широкая аудитория и общество
Цифровой поворот жизни означает, что все должно быть оцифровано и представлено в сети. Исторические памятники переходят в цифровое пространство, а те, которые остаются в музеях, требуют дополнения в виде продуктов дополненной и виртуальной реальности. Разработка таких продуктов востребована как в Перми, так и других регионах России и за рубежом. Спрос на специалистов, владеющих одновременно историческими знаниями и понимающих возможности ИТ для визуализации и распространения историко-культурного наследия, способных спроектировать и даже разработать цифровой продукт, растет.
Одновременно необходимы специалисты по «переводу» с научного на обыденный язык, в обществе явно наблюдается интерес к научно-популярным форматам. Такого рода проекты вполне могут быть коммерчески успешными, требуют грамотного маркетинга и менеджмента, к чему также готовятся наши бакалавры по программе «История».
Профессиональные компетенции выпускника
Выпускники образовательной программы «История» могут заниматься профессиональной деятельностью в таких областях профессиональной деятельности, как:
- академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
- средние и специальные учебные заведения в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
- издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
- музейная отрасль – в деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.
- архивная отрасль – в деятельности по комплектованию, учету и хранению архивных материалов государственных и муниципальных архивов, а также и использованию архивного фонда Российской федерации в научных и научно-популярных целях.
Выпускник, освоивший программу 5 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Для ОП История, 5 лет
ПК-1 Способен осуществлять поиск и анализ исторических 14 источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке
ПК-2 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках
ПК-3 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания
ПК-4 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
ПК-5 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов
ПК-6 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)
ПК-7 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике.
ПК-8 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)
ПК-9 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
ПК-10 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
ПК-11 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин