• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

46.03.01 History

Approved by
Приказ НИУ ВШЭ - Пермь № 8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Last Update
Протокол Учёного совета образовательной программы «История» направления подготовки 46.03.01 История № 8.2.1.7.-10/6 от 28.08.2020
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 4 года обучения - 240 зачетных единиц; 5 лет обучения - 300 зачетных единиц

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

Целью программы является подготовка бакалавров, сочетающих владение историческим материалом с практическими навыками использования цифровых технологий в решении профессиональных задач. Выпускники программы получат классическое историческое образование, будут знать и активно применять цифровые технологии и методы цифровых гуманитарных наук (digital humanities) и публичной истории (public history).

Миссия программы заключается в подготовке современного историка, который не только понимает сущность исторических и современных процессов, но и, наряду с традиционными методами исторических исследований, владеет цифровыми технологиями, количественными методами обработки данных, инструментами Data Science для анализа, организации и визуализации экономической, политической, культурной, социальной и других видов исторической информации и исторических источников. В условиях повышения общественного интереса к истории и «цифрового поворота» в жизни значимым навыком наших выпускников станет умение представлять результаты исследований и исторические данные в виде цифровых продуктов, в том числе для широкой аудитории.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Программа реализуется в рамках направления подготовки 46.03.01 История, задачей которого является подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (НИД); педагогическая (ПеД); аналитическая (АД), культурно-просветительская (КПрД). 

Согласно стандарту, область профессиональной деятельности выпускников охватывает широкий спектр исторического знания, в том числе всемирную историю (включая историю России) в ее экономических, политических, культурных, социальных и других измерениях; историю отдельных регионов; археологию и культурную антропологию; источниковедение и методы исторического исследования, социально-экономическую и политическую историю, историю идей и культуры.

Помимо традиционных для историка сфер деятельности – научным организациям, архивам, библиотекам, музеям, образовательным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, СМИ, историко-культурному и познавательному туризму, аналитической и экспертной деятельности – выпускники программы «История» будут востребованы при:

  • разработке и внедрении концепций информатизации, работы в отделах информатизации указанных организаций,
  • разработке цифровых продуктов на основе историко-культурного наследия и других видов исторических источников,
  • оцифровке и долговременном хранении, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальных сетях с помощью различных технологий (мультимедиа, 3D, VR/AR, ГИСы и др.),
  • выполнении междисциплинарных исследований,
  • для обеспечения менеджмента исторических и социально-гуманитарных данных и проектов.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются исторические источники различных типов и видов, позволяющие получать ретроспективную информацию об экономических, политических и социокультурных явлениях и процессах.

Востребованность и сфера работы выпускников

Наука и образование

Научные сотрудники-историки востребованы в высших учебных заведениях, академических институтах, а также в музеях и архивах. Эксперты говорят, что в скором времени вся гуманитарная наука станет digital, т.е. будет невозможна без знаний и владения методами Data Science, количественными методами, технологиями организации, визуализации и анализа данных. Мы готовим специалистов с учетом этих вызовов и изменений в науке.

Такие специалисты востребованы в Пермском крае, на Урале, в Приволжье и других регионах России.

Так, например, Пермский край является одним из научных центров России, здесь ведутся исследования по истории культуры, истории повседневности, экономический, политической истории Урала, России, Всемирной истории. В крае действует более 30 высших учебных заведений и их филиалов.

Историко-культурное наследие

Культурные учреждения нуждаются в молодых специалистах, активных, владеющих информационными технологиями и иностранными языками. Растет потребность в специалистах, знающих одинаково хорошо историко-культурную составляющую и владеющих возможностями ИТ в ее сохранении и изучении.

Программа имеет практическую направленность и является привлекательной в контексте активного сотрудничества с крупнейшими культурными и научными учреждениями Перми, Пермского края и Урала в целом. В Перми находятся 13 музеев, 2 государственных архива, несколько библиотек. Партнерами проекта выступают: Пермский краеведческий музей, включая все его филиалы, в т.ч. архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Пермская художественная галерея, Театр оперы и балета им. Чайковского, Государственный архив Пермского края, Музей современного искусства PERMM и другие организации.

Широкая аудитория и общество

Цифровой поворот жизни означает, что все должно быть оцифровано и представлено в сети. Исторические памятники переходят в цифровое пространство, а те, которые остаются в музеях, требуют дополнения в виде продуктов дополненной и виртуальной реальности. Разработка таких продуктов востребована как в Перми, так и других регионах России и за рубежом. Спрос на специалистов, владеющих одновременно историческими знаниями и понимающих возможности ИТ для визуализации и распространения историко-культурного наследия, способных спроектировать и даже разработать цифровой продукт, растет.

Одновременно необходимы специалисты по «переводу» с научного на обыденный язык, в обществе явно наблюдается интерес к научно-популярным форматам. Такого рода проекты вполне могут быть коммерчески успешными, требуют грамотного маркетинга и менеджмента, к чему также готовятся наши бакалавры по программе «История».

Профессиональные компетенции выпускника

Выпускники образовательной программы «История» могут заниматься профессиональной деятельностью в таких областях профессиональной деятельности, как:

  • академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
  • средние и специальные учебные заведения в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
  • издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
  • музейная отрасль – в деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.
  • архивная отрасль – в деятельности по комплектованию, учету и хранению архивных материалов государственных и муниципальных архивов, а также и использованию архивного фонда Российской федерации в научных и научно-популярных целях.

Выпускник, освоивший программу 4 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Для ОП История, 4 года

ПК 1 Способен создавать научные тексты на государственном и иностранном языках

ПК2 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках

ПК 3 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке

ПК 4 Способен работать в малых творческих коллективах

ПК 5 Способен использовать в своей деятельности нормативные правовые документы

ПК 6 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках

ПК 7 Способен самостоятельно выявлять источники информации, необходимые для решения профессиональных задач

ПК 8 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональными задачами

ПК 9 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания

ПК 10 Способен соблюдать основные требования информационной безопасности, опираясь на понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, осознавая опасности и угрозы, возникающие в этом процессе

ПК 11 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей

ПК 12 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов

ПК 13 Способен разрабатывать учебные планы и структуру учебных занятий в рамках общего и профессионального образования, направленные на преподавание исторических знаний в хронологической последовательности и структурной взаимосвязи

ПК 14 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)

ПК 15 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике

ПК 16 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернет пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)

ПК 17 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

ПК 18 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК 19 Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

ПК 20 Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов

ПК 21 Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности

ПК 22 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

ПК 23 Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности

ПК 24 Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности

ПК 25 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

 

Выпускник, освоивший программу 5 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Для ОП История, 5 лет

ПК-1 Способен осуществлять поиск и анализ исторических 14 источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке

ПК-2 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках

ПК-3 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания

ПК-4 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей

ПК-5 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов

ПК-6 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)

ПК-7 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике.

ПК-8 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)

ПК-9 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

ПК-10 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК-11 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

 

Programme Modules

Структура образовательной программы отражена в соответствующем образовательном стандарте и состоит из нескольких блоков (модулей): дисциплины общего цикла, профессиональный цикл (Major) дисциплин с базовой и вариативной частями, дополнительный профиль (Minor), практика, проектная и исследовательская работа.

Блок дисциплин общего цикла ориентирован на развитие общей культуры студентов, способствует ознакомлению студентов с методами и инструментарием других областей научного знания, которые могут быть актуальны для современного гуманитария.

Профессиональный цикл (Major) – это совокупность дисциплин, направленных на формирование знаний и компетенций по основному направлению подготовки образовательной программы. Major состоит из Базовой и Вариативной частей. Базовая часть профессионального цикла призвана способствовать тому, чтобы студенты могли получать общегуманитарное образование и осваивать базовые навыки и компетенции профессии историка, методы работы с ретроспективной информацией. Вариативная часть профессионального цикла позволяет студенту свободно формировать индивидуальную траекторию обучения и предполагает широкий спектр дисциплин по выбору.

Дополнительный профиль (Minor, майнор) – это дополнительная образовательная траектория для обучающихся вне подготовки к основному образовательному направлению. В рамках образовательной программы можно выбрать один из майноров. Каждый майнор включает 4 связанных тематически дисциплины.

На протяжении всех лет обучения проводится научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы, знакомятся и применяют различные методы исторического исследования, работают с источниками разного типа, учатся писать научные тексты.

Реализация и наполнение блоков несколько различается в образовательных программах 4 и 5 лет обучения.

Для ОП История, 4 года

Б.О. – Общий цикл – включает дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Риторика: практика устной и письменной коммуникации, Экономика, Социология, Физическая культура.

Б.ПЦ. – Профессиональный цикл (Major) – состоит из Базовой и Вариативной частей.

Базовая часть включает дисциплины: Внутренний экзамен по английскому языку, Независимый экзамен по английскому языку, Введение в историю человечества, Философия, Латинский язык, Историческая география, Археология, История искусства и литературы, История политических, правовых и социальных учений, Источниковедение и информационные ресурсы истории, Иностранный язык (1 из 2 - Французский язык или Немецкий язык).

Вариативная часть включает дисциплины: Россия XVIII-XX вв., Социальная история Нового и Новейшего времени, Экономическая история Нового и Новейшего времени, История исторического знания, Методика преподавания истории, Общая социология, История и теория медиа, Memory studies, Цифровые проекты для социальных и культурных институций, Экологическая история, Основы музейного дела: теория и практика, История и философия науки. В этой части также представлен ряд блоков с дисциплинами по выбору:

  • Блок 1 (2 из 3): Русь IX-XVII вв. , Европа IV-XV вв., Древний Египет
  • Блок 2 (4 из 5): Микроистория и история повседневности, Философия истории, Сравнительная история империй Нового и Новейшего времени, Современный мир, часть первая: Всемирная история с 1760 до 1910 года, История и культура Урала
  • Блок 3 (2 из 3): Математические методы в исторических исследованиях, Цифровая история, Python для извлечения и обработки данных
  • Блок 4 (2 из 3): Культура России Нового времени, Государство и церковь в России, Нации и национализм
  • Блок 5 (1 из 2): Латинский язык - 2-й уровень, Церковнославянский язык.

Блок Б.ПД. «Практика, проектная и исследовательская работа» включает Научно-исследовательский семинар, Курсовые работы, Практику, Подготовку выпускной квалификационной работы, Проектную работу, Защиту концепции выпускной квалификационной работы (на английском языке). 

Студенты проходят одну из трех Учебных практик в течение 3 лет: Археологическая практика, Музейная практика, Архивная практика,

Блок факультативов (Б.Ф.) представлен Английским языком и Академическим письмом на английском языке.

Государственная итоговая аттестация включает Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и Защиту выпускной квалификационной работы.

Для ОП История, 5 лет

Блок 1. Дисциплины (модули) включает Общий и Профессиональный цикл (Major).

Общий цикл включает дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Социология, Экономика, Цифровая грамотность.

Профессиональный цикл (Major) – представлен Базовой, Базовой профильной, Вариативной профильной частями, Дисциплинами по выбору, Дополнительным профилем (Minor), Факультативами.

Базовая часть включает дисциплины: Археология, Всемирная история, Историческая география, Введение в историю искусства, Древние языки, Источниковедение, Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс), Иностранный язык (Немецкий язык или Французский язык), Независимый экзамен по английскому языку

Базовая профильная часть включает дисциплины: Введение в Digital Humanities, Экономическая история, История исторического знания, Риторика, История политических и правовых учений

Вариативная профильная часть включает дисциплины: История России, Философия.

Дисциплины по выбору представлены несколькими блоками, в каждом из которых можно выбрать одну или более дисциплин в соответствии с собственными интересами или задачами:

  • Блок 1 (2 из 3): Европа IV-XV вв., Специальные исторические дисциплины, Английский для специальных целей
  • Блок 2 (1 из 2): Латинский язык - 2-й уровень, Церковнославянский язык
  • Блок 3 (1 из 2): Старый и Новый свет XVI-XX вв., Новая и Новейшая история стран Европы и Америки
  • Блок 4 (2 из 3): История, технологии и безопасность Интернета; Python для извлечения и обработки данных; Введение в корпусную лингвистику
  • Блок 5 (3 из 4): Цифровые технологии в сохранении историко-культурного наследия, Математические методы в исторических исследованиях, Основы музейного дела: теория и практика, Основы архивного дела
  • Блок 6 (1 из 2): Методика преподавания истории, Педагогика гуманитарных дисциплин
  • Блок 7 (1 из 2): Древний Египет, История Византии
  • Блок 8 (3 из 4): Нации и национализм, История Азии и Африки, Колониализм и постколониальный мир, История Латинской Америки
  • Блок 9 (3 из 4): Государственная политика в зарубежных странах, История международных отношений, Государство и церковь в России, Политические проекты ХХ века
  • Блок 10 (3 из 4): История экономических учений, Микроистория и история повседневности, Экологическая история, Социальная история Нового и Новейшего времени
  • Блок 11 (3 из 4): Цифровые медиа, Публичная история, Memory studies, Современные аудиовизуальные коммуникации
  • Блок 12 (2 из 3): Сетевое моделирование исторических данных, Исторические информационные системы и базы данных, Цифровые проекты для социальных и культурных институций
  • Блок 13 (2 из 3): Философия истории, Историческая демография, История и философия науки
  • Блок 14 (1 из 2): Большая история: соединяя знания, Современный мир, часть первая: Всемирная история с 1760 до 1910 года

Блок факультативов представлен Английским языком и Академическим письмом на английском языке.

Блок 2. Практика(и), проектная и научно-исследовательская работа формируется из Научно-исследовательского семинара, Курсовых работ, Проектов, Практик, Подготовки ВКР, Защиты концепции выпускной квалификационной работы (на английском языке).

Студентам предлагается 5 видов практик: Музейная, Архивная, Археологическая, Педагогическая, Преддипломная.

Блок 3. Государственная итоговая аттестация включает Защиту ВКР.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'History'

Go to Programme Contents and Structure