• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

46.03.01 History

Approved by
Приказ НИУ ВШЭ - Пермь № 8.2.6.2-04/171 от 09.10.2014
Last Update
Протокол Академического совета образовательной программы «История» направления подготовки 46.03.01 История № 8.2.2.1-16.3/03 от 28.08.2023
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 5 лет обучения - 300 зачетных единиц

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2023/2024 Academic year

World History

Track Supervisor: Vasilenko, Yuri V.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Oriental Studies

Track Supervisor: Mingalev, Vitaliy V.
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

2022/2023 Academic year

Heritage Studies and Memory Studies

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Digital History

Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Competitive Advantages

Целью программы является подготовка бакалавров, сочетающих владение историческим материалом с практическими навыками использования цифровых технологий в решении профессиональных задач. Выпускники программы получат классическое историческое образование, будут знать и активно применять цифровые технологии и методы цифровых гуманитарных наук (digital humanities) и публичной истории (public history).

Миссия программы заключается в подготовке современного историка, который не только понимает сущность исторических и современных процессов, но и, наряду с традиционными методами исторических исследований, владеет цифровыми технологиями, количественными методами обработки данных, инструментами Data Science для анализа, организации и визуализации экономической, политической, культурной, социальной и других видов исторической информации и исторических источников. В условиях повышения общественного интереса к истории и «цифрового поворота» в жизни значимым навыком наших выпускников станет умение представлять результаты исследований и исторические данные в виде цифровых продуктов, в том числе для широкой аудитории.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Программа реализуется в рамках направления подготовки 46.03.01 История, задачей которого является подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (НИД); педагогическая (ПеД); аналитическая (АД), культурно-просветительская (КПрД). 

Согласно стандарту, область профессиональной деятельности выпускников охватывает широкий спектр исторического знания, в том числе всемирную историю (включая историю России) в ее экономических, политических, культурных, социальных и других измерениях; историю отдельных регионов; археологию и культурную антропологию; источниковедение и методы исторического исследования, социально-экономическую и политическую историю, историю идей и культуры.

Помимо традиционных для историка сфер деятельности – научным организациям, архивам, библиотекам, музеям, образовательным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, СМИ, историко-культурному и познавательному туризму, аналитической и экспертной деятельности – выпускники программы «История» будут востребованы при:

  • разработке и внедрении концепций информатизации, работы в отделах информатизации указанных организаций,
  • разработке цифровых продуктов на основе историко-культурного наследия и других видов исторических источников,
  • оцифровке и долговременном хранении, визуализации исторической информации и ее представлении в Интернете, социальных сетях с помощью различных технологий (мультимедиа, 3D, VR/AR, ГИСы и др.),
  • выполнении междисциплинарных исследований,
  • для обеспечения менеджмента исторических и социально-гуманитарных данных и проектов.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются исторические источники различных типов и видов, позволяющие получать ретроспективную информацию об экономических, политических и социокультурных явлениях и процессах.

Востребованность и сфера работы выпускников

Наука и образование

Научные сотрудники-историки востребованы в высших учебных заведениях, академических институтах, а также в музеях и архивах. Эксперты говорят, что в скором времени вся гуманитарная наука станет digital, т.е. будет невозможна без знаний и владения методами Data Science, количественными методами, технологиями организации, визуализации и анализа данных. Мы готовим специалистов с учетом этих вызовов и изменений в науке.

Такие специалисты востребованы в Пермском крае, на Урале, в Приволжье и других регионах России.

Так, например, Пермский край является одним из научных центров России, здесь ведутся исследования по истории культуры, истории повседневности, экономический, политической истории Урала, России, Всемирной истории. В крае действует более 30 высших учебных заведений и их филиалов.

Историко-культурное наследие

Культурные учреждения нуждаются в молодых специалистах, активных, владеющих информационными технологиями и иностранными языками. Растет потребность в специалистах, знающих одинаково хорошо историко-культурную составляющую и владеющих возможностями ИТ в ее сохранении и изучении.

Программа имеет практическую направленность и является привлекательной в контексте активного сотрудничества с крупнейшими культурными и научными учреждениями Перми, Пермского края и Урала в целом. В Перми находятся 13 музеев, 2 государственных архива, несколько библиотек. Партнерами проекта выступают: Пермский краеведческий музей, включая все его филиалы, в т.ч. архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Пермская художественная галерея, Театр оперы и балета им. Чайковского, Государственный архив Пермского края, Музей современного искусства PERMM и другие организации.

Широкая аудитория и общество

Цифровой поворот жизни означает, что все должно быть оцифровано и представлено в сети. Исторические памятники переходят в цифровое пространство, а те, которые остаются в музеях, требуют дополнения в виде продуктов дополненной и виртуальной реальности. Разработка таких продуктов востребована как в Перми, так и других регионах России и за рубежом. Спрос на специалистов, владеющих одновременно историческими знаниями и понимающих возможности ИТ для визуализации и распространения историко-культурного наследия, способных спроектировать и даже разработать цифровой продукт, растет.

Одновременно необходимы специалисты по «переводу» с научного на обыденный язык, в обществе явно наблюдается интерес к научно-популярным форматам. Такого рода проекты вполне могут быть коммерчески успешными, требуют грамотного маркетинга и менеджмента, к чему также готовятся наши бакалавры по программе «История».

Профессиональные компетенции выпускника

Выпускники образовательной программы «История» могут заниматься профессиональной деятельностью в таких областях профессиональной деятельности, как:

  • академические и научно-исследовательские организации, связанные с исторической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;
  • средние и специальные учебные заведения в качестве преподавателей всего спектра исторических и общественных дисциплин;
  • издательства, редакции средств массовой информации, с целью осуществления консультативной, экспертной и журналистской работы в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.
  • музейная отрасль – в деятельности по учету и хранению музейных коллекций, организации музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения; в сфере популяризации музейных собраний и культурного наследия.
  • архивная отрасль – в деятельности по комплектованию, учету и хранению архивных материалов государственных и муниципальных архивов, а также и использованию архивного фонда Российской федерации в научных и научно-популярных целях.

Выпускник, освоивший программу 5 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Для ОП История, 5 лет

ПК-1 Способен осуществлять поиск и анализ исторических 14 источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке

ПК-2 Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках

ПК-3 Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания

ПК-4 Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей

ПК-5 Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов

ПК-6 Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования)

ПК-7 Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике.

ПК-8 Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)

ПК-9 Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

ПК-10 Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК-11 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'History'

Go to Programme Contents and Structure