«Историк-ученый, прежде всего, должен быть источниковедом и историографом»
В начале ноября отмечает юбилей профессор кафедры гуманитарных дисциплин, руководитель научно-учебной группы «Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)» Сергей Иванович Корниенко. Мы поговорили с Сергеем Ивановичем о его профессиональном пути, исторической информатике, планах и проектах, а также о том, какими качествами должен обладать историк.
– Сергей Иванович, расскажите, как вы пришли в историю и в науку?
– Мое увлечение историей началось еще со школы: в старших классах я достаточно четко осознал, что отдаю предпочтение гуманитарным наукам. При этом не чувствовал, что у меня есть литературные способности, и история как предмет меня больше интересовала. Я выбрал для поступления Ростовский государственный университет, и уже во время обучения определился со сферой профессионального развития – это общественно-политические партии и течения в дореволюционной России. Так сложилось, что с самого начала я занимался именно историей российской социал-демократии. Уже моя дипломная работа была связана с разногласиями внутри социал-демократической партии, позже все мои научные исследования были отражением этой проблематики, а затем тема была продолжена в докторской диссертации.
Надо сказать, что я был одним из первых докторантов Российского государственного гуманитарного университета в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Тогда произошла смена научной парадигмы, и это дало возможность в диссертации о становлении социал-демократической историографии выйти за рамки традиционных воззрений. И важным фактором здесь как раз было наставничество – моим научным руководителем выступал Александр Израилевич Зевелёв, известный историк и историограф, уникальный человек.
Ранее еще одним из моих наставников был известный профессор-историк Пермского государственного университета – Яков Рувимович Волин. С ним я случайно встретился в министерстве, когда оформлял распределение. Он поинтересовался, куда меня направляют. И когда узнал, что я историк и еду в Пермь, а наши научные интересы совпадают, пригласил к себе на кафедру аспирантом. Однако прежде чем поступить в аспирантуру, пришлось 4 года проработать ассистентом. Благодаря приобретенному опыту уже в аспирантуре я по совместительству преподавал, а после защиты через два года перешел на работу в Пермский государственный университет, где впоследствии получил звание доцента, начал работу над докторской диссертацией. Однако через определенное время мне пришлось перейти на должность проректора в Пермский институт искусства и культуры. Но там я проработал недолго. Вскоре получил предложение поступить в докторантуру в Российский государственный гуманитарный университет. Профессор Александр Израилевич Зевелев на одной из научных конференций предложил мне это. Три года я жил в Москве, занимался научной работой, писал докторскую диссертацию, которую представил к окончанию докторантуры. Но из-за событий 1991 года и некоторых других обстоятельств я защитил ее на 2 года позже, в 1993 году, вернулся на работу в Пермский институт искусства и культуры, и в 1995 году получил звание профессора кафедры истории и социально-политических наук.
– Вы были одним из первых, кто начал заниматься в Перми развитием исторической информатикой – как вы поняли, что цифровые методы важны и для историков?
– В Советском Союзе в 1980-х годах был период «массовой информатизации». Именно в это время гуманитарии получили возможность практически узнать, что такое электронная вычислительная машина и как с ней можно работать. У нас были занятия в вычислительном центре, он занимал целое крыло во втором корпусе Пермского государственного университета. На занятиях мы решали различного рода математические школьные задачки. И уже тогда логично передо мной стал возникать вопрос – а можно ли использовать данные методы в исторических исследованиях. В то время мы подходили к пониманию необходимости, допустим, применения математических методов в исторических исследованиях. Этому в определенной мере способствовало появление массовых исторических источников, которые в большом объеме стали доступны историкам после открытия архивов в 1950-60-х годах.
Когда я после защиты докторской вернулся проректором в Пермский институт искусства и культуры, то начал сам заниматься информационными технологиями в исторической науке – исторической информатикой. Тогда мы и создали объединение, которое впоследствии стало Пермским региональным отделением Ассоциации «История и компьютер» (АИК).
Позже в Пермском государственном университете я читал курсы лекций, связанные с применением цифровых технологий в исторических исследованиях и образовании, начал развивать научные исследования в данной области. Вскоре появились первые проекты, основная часть которых была выполнена под моим руководством, например, земские проекты, а исследования по истории парламентаризма под руководство Игоря Константиновича Кирьянова. За все время было реализовано около 20 проектов, поддержанных грантами российских научных фондов – РФФИ, РГНФ. Для реализации научных проектов и образовательной деятельности на историко-политологическом факультете Пермского государственного университета под моим руководством была создана первая и единственная в Перми Лаборатория исторической и политической информатики, а затем и Центр цифровой гуманитаристики. Надо сказать, что подобных научных центров в российских университетах и до сих пор пока немного.
В Перми мы одними из первых стали проводить крупные, в том числе и международные, конференции по цифровым гуманитарным наукам. В 2000-м году я стал членом Российской Ассоциации «История и компьютер», а в 2002 году был избран в Совет АИК, где состою до сих пор.
Существенную роль в моей успешной научной и организаторской работе в области исторической информатики сыграла поддержка Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, И.М. Гарсковой, ректора Пермского госуниверситета В.В. Маланина, проректора по НИР, завкафедрой информатики Е.К. Хеннера, АИК, кафедры исторической информатики истфака МГУ, пермских специалистов в области компьютерных технологий, особенно А.В. Кубышкина, Н.Н. Масленникова и, конечно, моих талантливых учеников, успешно защитивших не только дипломы, но и кандидатские диссертации, выполненные с применением компьютерных технологий.
– Какие возможности развития в сфере науки вас привлекли в Вышке? Какие направления и проекты сейчас разрабатываются под вашим руководством?
– О научной деятельности Вышки я узнал от своего сына, который определенное время работал здесь по совместительству. Кроме того, я регулярно участвовал в образовательных форумах EdCrunch, международных конференциях, где выступали спикеры из НИУ ВШЭ. Так у меня возникло представление о Вышке и ее возможностях. Я увидел перспективы, увидел новые возможности в научной и образовательной деятельности. Кроме того, мне было интересно принять участие в создании еще одного университетского научно-образовательного центра и научного направления в области цифровых гуманитарных наук в Перми.
Скажу так, до Вышки я не предполагал, что смогу финансово поддерживать студентов за их научные исследования. Речь идет о тех возможностях, которые открываются благодаря таким исследовательским программам, как научно-учебные группы (НУГ), «Зеркальные лаборатории» и др. В этом Вышка явно отличается от других вузов. Здесь не только говорят о том, что преподаватель должен заниматься научной работой, инновациями в обучении, но и помогают в развитии, в том числе и финансово.
Заслуживает быть отмеченным и информационное обеспечение научной и образовательной деятельности, например, доступ к весьма важным массивам научных публикаций, обеспечиваемый через электронную библиотеку НИУ ВШЭ.
Что касается планов, то мы подали заявку на конкурс научных мероприятий НИУ ВШЭ и краевой конкурс. Если все получится, проведем серьезную международную конференцию по истории самоуправления в России в год 160-летия создания системы земского самоуправления в стране, опыт которой становится востребованным и в наши дни. Для этого мы объединили усилия с кафедрой гражданского и предпринимательского права, магистратурой по государственному и муниципальному управлению.
Кроме того, ряд научных работ сейчас находится на согласовании и готовится к публикации. Мы планируем продолжать проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР», который ранее выполняли с Балтийским федеральным университетом. Это был первый конкурс «Зеркальных лабораторий», и мы были в числе тех немногих, кто выиграл этот новый конкурс, были первопроходцами. Поэтому главное, что мы получили, – это опыт. И я считаю, мы отличо справились. За время работы «Зеркальной лаборатории» подняли определенный пласт источников, получили опыт исследований в области миграционных процессов. Недавно мы начали сотрудничество в данном направлении с Тувинским университетом, идет подготовка для подачи заявки на грант РНФ.
Мы также развиваем деятельность научно-учебной группы «Земское самоуправление в России как фактор социокультурной трансформации (II половина XIX – начало XX веков)». Я занимаюсь земской проблематикой активно с начала 1990-х годов, проводил одним из первых в регионе конференции по этой проблематике, в том числе и международные. Под моим руководством на кафедре гуманитарных дисциплин выполняются две кандидатские диссертации по истории земства.
Я считаю, что земства интересны не только тем, что это определенный институт в рамках системы государственного управления, но и тем, что они занимались всеми основными ключевыми проблемами в жизни общества. Это и экономика, и финансы, и инфраструктура, и агрономия, и научно-технический прогресс, кустарная промышленность, то, что мы сейчас называем малый и средний бизнес, и культура, и наука. Фактически это все основные сферы жизни человека. Земства – это и формирование человеческого капитала, это новый общественный человек, это новая региональная элита. Прежде всего, конечно, это были земские гласные. Но если, по крайней мере, фамилии депутатов всех Государственных Дум нам известны, то по некоторым гласным очень мало каких-то сведений.
А ведь еще была огромная армия земских служащих, они своей работой двигали как раз те области, в рамках которых земство осуществляло свою деятельность. Эта когорта еще в меньшей мере известна и учтена, и вот сейчас мы как раз занимаемся изучением этого корпуса земских служащих – так называемого «третьего элемента».
Современные информационные технологии дают нам возможность более глубокого анализа и с точки зрения получения социокультурных портретов этих людей, и с точки зрения извлечения и обработки данных, связанных с их деятельностью, и с точки зрения конкретных количественных результатов, сравнивая которые можно увидеть определенные характеристики и получить новые представления и о масштабах этой когорты, о ее размерах, о ее вкладе в трансформацию регионов, которая в то время происходила.
Один из наших последних проектов по гранту РФФИ был связан именно со сравнительным анализом представительных учреждений на уровне земского самоуправления и на уровне высших государственных органов – «Земское самоуправление и парламентское представительство как ключевые явления социокультурной и политической трансформации России во второй половине XIX - начале XX в.». Мы исследовали значение, роль, которую сыграли выходцы из земства в формировании российского депутатского корпуса. И действительно увидели «земский след», сколько, в каком созыве Государственной Думы было депутатов – выходцев из земств, из каких территорий, какого социального происхождения. Проект был интересен еще и тем, что в его реализации принимали участие школьники десятого класса наряду с нашими студентами и молодыми преподавателями.
В целом, рассчитываем на то, что и с точки зрения земской проблематики, и с точки зрения дальнейшего изучения проблемы миграций, продолжим работу. Уже есть серьезные наработки, поднят интересный источниковедческий материал, в том числе и статистические источники. Мы оцифровали целый ряд материалов, создали цифровые информационные системы. Сейчас, например, заканчиваем проектирование базы данных и информационной системы по земским служащим в масштабе всей России.
– Сергей Иванович, на ваш взгляд, какими навыками и качествами должен обладать современный историк?
– Он прежде всего должен оставаться ученым. А это означает, что его исследования должны быть основаны на данных, которые извлекаются из исторических источников. Историк-ученый, прежде всего, должен быть источниковедом и историографом, опираться на все богатство источников и историографии.
Биография Сергея Ивановича Корниенко
1971 г. – Ростовский государственный университет, специальность «история», квалификация «историк, преподаватель истории и обществоведения»; старший лаборант лаборатории социологии в Пермском политехническом институте.
1971–1975 гг. – ассистент кафедры истории и политэкономии в Пермском фармацевтическом институте,
1975–1978 гг. – аспирант в Пермском госуниверситете, кандидатская диссертация, 1978–1986 гг. – старший преподаватель, затем доцент университетской кафедры истории КПСС, заместитель заведующего этой кафедры по научной работе,
1986–1988 гг. – проректор в Пермском институте искусства и культуры,
1988–1991 гг. – докторант в Московском историко-архивном институте (ныне Российский государственный гуманитарный университет),
1991–2000 гг. – доцент, профессор кафедры истории, проректор по научной работе, заведующий кафедрой истории и социально-политических наук в Пермском институте искусства и культуры.
В 1993 г. Сергей Иванович успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Социал-демократическая историография истории идейной полемики в РСДРП (1898–1912 гг.) в Московском государственном педагогическом университете.
2001-2019 гг. – профессор кафедры общей отечественной истории, позже кафедры новейшей истории России Пермского государственного университета, руководитель лаборатории исторической и политической информатики; руководитель центра цифровой гуманитаристики; заместитель декана историко-политологического факультета по научной работе.
С 2019 года по настоящее время – профессор кафедры гуманитарных дисциплин Высшей школы экономики в Перми.
Руководство и участие в более 20 научных проектах, поддержанных грантами РФФИ и РГНФ, организация и проведение международных и российских конференций, школ, семинаров, в том числе, за пределами России. Автор более 20 научных статей в сборниках и журналах и монографий. Один из авторов книги «Исторические информационные системы: теория и практика», вышедшей в Издательском доме НИУ ВШЭ в 2021 году.