• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виталий Мингалёв: «Изучение языка будет растворено в освоении истории и культуры восточноазиатского региона»

Виталий Мингалёв: «Изучение языка будет растворено в освоении истории и культуры восточноазиатского региона»

© Высшая школа экономики в Перми/Матвей Ефименко

На образовательной программе «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ в следующем учебном году появится новый профиль – «Историческая ориенталистика». Студенты будут изучать восточные языки, смогут углубиться в историю и культуру восточноазиатских регионов. Мы поговорили об изменениях на программе с академическим руководителем Виталием Мингалёвым.

  • На программе «История» сейчас происходят серьезные содержательные изменения. Расскажите, пожалуйста, что такое ориенталистика и с чем связан «восточный» уклон?

 

Прямой перевод слова «ориенталистика» – это востоковедение. В профессиональной среде термин используется в двух плоскостях: первая – мировая экономика и международные отношения, вторая – лингвистика. Мы же условно назвали наше направление «Историческая ориенталистика», тем самым подчеркивая, что это востоковедение с историческим уклоном. Идея о создании в рамках бакалавриата «История» профиля, ориентированного на восточную культуру и историю, существует уже давно.

Огромное количество абитуриентов и студентов-историков интересуется Востоком, и уже несколько лет они задают нам вопросы о том, какие есть предметы по истории Востока и возможности изучения восточных языков в Вышке. Всё это привело к мысли о создании нового направления, которое будет ориентировано на востоковедение.

 

  • Ориенталистика станет единственным направлением (профилем) в рамках истории?

 

Конечно же, нет. На программе «История» с 2023 года будет реализовываться два профиля: первый – «Историческая ориенталистика», а второй традиционный – «Всемирная история». При этом мы сохраним большое ядро курсов по отечественной истории и истории Европы. Но даже для студентов, выбравших профиль «Всемирная история», будет увеличено количество курсов по Востоку, поскольку НИУ ВШЭ – Пермь дает полное историческое академическое образование.

 

  • Возвращаясь к востоковедению. В чем будет отличие вашей программы от востоковедения на лингвистических направлениях, которое реализуется в нескольких вузах города?

 

Когда мы только планировали данный профиль, задавали себе этот вопрос. На филологических направлениях, ориентированных прежде всего на глубокую лингвистическую подготовку, нет возможности глубоко изучить культуру и историю страны. В результате мы получаем – «любовь к китайскому языку без китайцев», то есть студент изучает язык, но не погружается в культуру и даже может скептически относиться к стране.

С моей точки зрения, это совершенно неправильно. Язык, особенно восточный, очень сильно связан с культурой общения, традициями и историей региона. У нас реализуется комплексный подход: изучение языка будет растворено в освоении истории и культуры восточноазиатского региона. Позвольте мне, подобно восточным философам, выразить свою мысль иносказательно:

В здании нашего профиля «Историческая ориенталистика» кирпичи – это история, перекрытия – это особенности коммуникации и культуры, а цемент – язык.

 

  • Как изменятся предметы для поступления на программу?

У нас все также будет история, русский язык, а вот третий предмет выбирает сам абитуриент – иностранный язык или обществознание.

 

  • В пермском кампусе не так много преподавателей занимаются ориенталистикой. Будут ли привлечены дополнительно новые?

Да, конечно. У нас сейчас преподает Михаил Сергеевич Каменских, председатель Пермского общества дружбы с Китаем, кандидат исторических наук, преподаватель китайского языка. Он достаточно известен в регионе как китаевед и специалист по международным отношениям.

Со следующего года у нас начинает работать Владимир Владимирович Напольский, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, известный этнограф и лингвист. Он будет вести достаточно большой блок по китайской иероглифике в рамках дисциплины «История письма».

Высшая школа экономики – это распределенный вуз. В московском и питерском кампусах достаточно сильная ориенталистика, и мы через систему межкампусных дисциплин можем предоставить нашим студентам возможность заниматься у лучших востоковедов университета. В планах у нас также приглашение специалистов по ориенталистике из зарубежных стран.

 

  • Ориенталистика предполагает изучение восточных языков, но обычно на исторических направлениях второй язык является ознакомительным. Какие будут изменения в этом плане?

 

Долгие годы мы говорили, что на программе «История» есть второй язык, но количество часов с точки зрения преподавателей иностранного языка было недостаточным. Сейчас, начиная со второго курса, студенты будут изучать китайский язык достаточно плотно – по две пары в неделю.

 

  • Ранее на программе активно развивалось направление Digital Humanities. Останется ли оно в учебном плане?

 

Digital Humanities является мейнстримом современной исторической науки, это новое и интересное направление, которое показывает хорошие результаты в исследовательской деятельности. Однако мы переформатировали Digital Humanities, переведя цифровые курсы с лекционно-семинарской системы на проектно-практическую. На самом деле, Digital Humanities, микроистория, статистика, история повседневности – это методы и методологии, которые могут применяться к любому материалу. Мы даем небольшой лекционный блок, а потом студенты отрабатывают изученные инструменты в рамках практической подготовки на основе «живого» исторического материала.

 

  • Чем обусловлен переход на 5-летний бакалавриат на программе «История»?

 

На пятилетний бакалавриат мы перешли ещё до поворота на Восток. Сейчас это стало, с моей точки зрения, еще более логичным. Китайский – сложный язык, и изучать его многие будут с нуля. Переход на 5-летний бакалавриат позволяет усилить лингвистический блок. Ввести в программу курсы, связанные с изучением Востока, также возможно только при пятилетнем бакалавриате, в противном случае – предметы общеисторического цикла займут всё время обучения. У нас остается всемирная европейская история, мы увеличиваем часы на отечественную историю. Неправильно изучать историю чужой страны, глубоко не зная своей истории.

Сейчас мы сейчас ведем переговоры о партнерстве с вузами Китая, надеюсь, у нас появится возможность обмена студентами в больших объемах, чем есть на текущий момент.

 

  • Кем станут выпускники программы и где смогут работать?

Основной вектор нашего исторического образования – академический. Я считаю, что студентам необходимо пройти весь образовательный цикл: бакалавриат и магистратура. После завершения нашего бакалавриата студенты смогут более точечно изучать Восток в магистратурах России, Китая, Кореи и Центральной Азии, потому что китайский язык – язык международного общения для Востока.

Если студент после окончания бакалавриата хочет начать работать, то ему открывается широкое поле возможностей от реализации себя как историка, переводчика или кросс-культурного медиатора (это, между прочим, профессия будущего).

Мы также готовим людей, которые могут работать в музеях и архивах. Некоторые студенты будут сами создавать рабочие места, проводить межкультурные мероприятия по взаимодействию со странами Востока, развивать ядро для привлечения восточных стран к нам и создавать медиацию с местными жителями. Нам не хватает точек объединения российского и китайского потенциала, а любое общение начинается с взаимопонимания и принятия культуры друг друга.

 

  • Ваши советы абитуриентам. Что нужно сделать, чтобы поступить на программу «История» в Вышке?

 

Как говорил классик: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Чем выше у вас балл ЕГЭ, тем больше вероятность поступить к нам. Мы – сильный вуз, следовательно, у нас высокие проходные баллы. Надо реализовывать себя на олимпиадах и конференциях, которые дают дополнительные баллы при поступлении. Я каждый год вижу студентов, которые смогли поступить на бюджет благодаря дополнительным баллам. В Вышке проходит Профильная олимпиада, олимпиада «Высшая проба», конкурс «Мудрый ворон» и т.д. Необходимо отслеживать информацию на сайте НИУ ВШЭ – Пермь. Если вы выбрали наш вуз, необходимо держать руку на пульсе и регулярно отслеживать, что происходит и чем живет программа.

Посещайте мероприятия, которые организует Вышка, например, профильную школу, дни открытых дверей, открытые лекции. Так вы знакомитесь с внутренней культурой Вышки и с преподавателями направления.

День историка НИУ ВШЭ – Пермь

19 марта в пермском кампусе пройдет День Историка. Расскажем о том, как содержательно изменится учебный план программы «История», что такое ориенталистика и почему поворот на Восток открывает новые возможности, как владение историческим материалом сочетается с практическими навыками использования современных цифровых технологий.

Вы узнаете, какие возможности открываются перед студентами в период обучения, какие карьерные треки есть у выпускников и сможете задать все интересующие вас вопросы о поступлении и обучении на программе и получить подробные ответы.

Подробнее