• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виртуальная реконструкция изразцовых печей: проект команды пермского кампуса НИУ ВШЭ стал победителем конкурса «Мастер проектного обучения»

Виртуальная реконструкция изразцовых печей: проект команды пермского кампуса НИУ ВШЭ стал победителем конкурса «Мастер проектного обучения»

Пермский краеведческий музей

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и сетевой проект УНИКО провели конкурс лучших практик реализации студенческих проектов с внешними по отношению к вузу заказчиками «Мастер проектного обучения». В треке «Проекты по социальным, экономическим и гуманитарным наукам» первое место заняла команда пермского кампуса НИУ ВШЭ – студенты образовательной программы «История» под руководством преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин Илианы Исмакаевой.

В открытом конкурсе принимали участие более 60 команд вузов со всей России. Победителей определяли по двум трекам: проекты по инженерным, естественным наукам и ИТ и проекты по социальным, экономическим и гуманитарным наукам.

Во втором треке лучшим признан проект «Виртуальная реконструкция изразцовой печи из г. Соликамска (первая половина XVIII в.)». Заказчиком выступил Пермский краеведческий музей, руководителем проекта со стороны НИУ ВШЭ – Пермь – преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева, состав команды – студенты 4 курса образовательной программы «История» Татьяна Ибрагимова, Екатерина Качмашева, Иван Криволевич.

В первой половине XVIII в. в Пермском Приуралье появились рельефно-расписные и многоцветные изразцы, дополненные примитивной росписью в виде стилизованного растения, а затем и расписные изразцы. Основное количество изразцовых печей было сконцентрировано в Соликамске – наиболее богатом и развитом городе. Фрагменты изразцов находятся в фондах местного музея, но целой печи не сохранилось.

Многоизразцовые клейма в соликамском музее и несколько фотографий печей дали возможность студентам с помощью 3D-реконструкции восполнить этот пробел и восстановить образ печи. Поскольку изразцы срединной части не сохранились, был использован подобной пример воссоздания изразцовой печи (но другого цвета) С.А. Маслиха. Результат 3D-реконструкции изразцовой печи можно посмотреть по ссылке. Реконструкция проводилась в лаборатории виртуального наследия в рамках проекта, поддержанного благотворительным фондом В. Потанина.

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Исмакаева Илиана Дамировна

Идея проекта возникла во время обсуждения совместной работы с Пермским краеведческим музеем. Несмотря на то, что изразцовые печи были широко распространены, сохранившихся печей очень мало, так, например, изразцовую печь можно увидеть в Доме Мешкова. А вот в фондах музея хранится большое количество изразцов, они все разные – представлены элементы печей из разных городов Пермского края – Кунгура, Орел-городка, Перми, Соликамска и других городов, даже периодов (XVII-XIX в). Технологии 3D-моделирования не только позволяют оцифровать имеющиеся в фондах музея изразцы, но и реконструировать недостающие элементы печного набора, что и было сделано в рамках проекта наших студентов. В дальнейшем мы планируем реконструировать другие изразцовые печи.

Отдельно необходимо отметить, что проект курировали специалисты из Пермского краеведческого музея – Наталья Соколова, к. ист. н., специалист по изразцовому производству и хранитель коллекции изразцов, и Анастасия Жеглова, художник-реставратор, которые непосредственно работают с изразцами. Они провели для нас серию лекций об истории изразцовых печей в Пермском крае и коллекции изразцов, а также консультировали во время реконструкции несохранившихся элементов изразцового набора и «сборки» печи. Выражаем кураторам огромную благодарность.

Студенты в рамках проекта продолжили знакомство с технологиями 3D-моделирования и познакомились с одним из вспомогательных технологий 3D-моделирования – лазерным сканированием, а также продолжили работу с разными типами исторических источников. В контексте вещественного поворота особо актуальным становится обращение к музейным предметам. Виртуальная реконструкция изразцовой печи и 3D-модели отдельных изразцов позволяют обеспечить открытый доступ к ним и ввести в более широкий научный оборот для дальнейших исследований по истории повседневности, культуры и т.д.

Татьяна Ибрагимова, студентка образовательной программы «История»

Татьяна Ибрагимова, студентка образовательной программы «История»

Участие в данном проекте дало мне многое: знакомство со специалистами узких направлений и с внутренней работой музейных фондов, новые навыки работы с 3D-моделями, возможность отточить навык 3D-сканирования и, на мой взгляд, самое главное – повод углубиться в такую, казалось бы, малоинформативную тему, как изразцовые печи. Работая в какой-то одной научной сфере, ты мало внимания уделяешь чему-то другому, а участвуя в подобных проектах, можешь попробовать что-то новое. Как мне кажется, это самое интересное в проектной деятельности.

Сложности, конечно, тоже были и всегда будут, но решение проблем заставляет тебя подумать, придумать выход, и, как итог, даёт тебе больше, чем ты ожидал получить, только начиная работать. В нашем случае сложности были с реконструкцией недостающих изразцов, но благодаря совместной и ответственной работе участников проекта, их удалось восстановить.

Иван Криволевич, студент образовательной программы «История»

Иван Криволевич, студент образовательной программы «История»

Когда я принимал решение об участии в проекте, я практически не обладал необходимыми навыками для работы с 3D-моделями, из-за чего всему учился уже в процессе. Это, пожалуй, и было самым интересным – осваивать что-то новое и сразу же применять, зная, что в итоге вы получите продукт, который будет «полезным», а не останется где-нибудь в папках на компьютере.

Подобные проекты дают важный опыт взаимодействия с различными организациями, в нашем случае – это музей. Как мне кажется, такой опыт необходим студенту – чем больше, тем лучше.

Екатерина Качмашева, студентка образовательной программы «История»

Екатерина Качмашева, студентка образовательной программы «История»

В рамках проекта мне интересно было познакомиться с новой технологией создания 3D-модели. До этого мы создавали ее с нуля, с помощью геометрических линий и фигур, а в этом году пробовали технологию 3D-сканирования. В итоге мы работали с уже готовой моделью и редактировали ее. Сложно было проводить много времени перед компьютером, потому что редактировать текстуру изразцов приходилось долго.

Мне кажется, для студентов такие проекты – шанс попробовать себя в современной и развивающейся области. Очень важно понимать, что будущая профессия может быть абсолютно любой и навыки, полученные в проектах, пригодятся всегда.