• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в Digital Humanities

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Digital Humanities – быстроразвивающееся направление, объединяющее применение информационных технологий и математических методов в различных гуманитарных науках. Это направление отображает цифровой поворот и запросы науки, образования и общества в современных условиях. Знание подходов и методов Digital Humanities важно с точки зрения понимания современных возможностей обработки и визуализации данных гуманитарных наук и историко-культурных источников, создания цифровых исторических ресурсов, виртуальных музеев и электронных каталогов. Дисциплина «Введение в Digital Humanities» посвящена рассмотрению существующих концепций Digital Humanities, подходов к определению предмета и методов цифровой гуманитаристики, теоретических и методологических основ использования информационных технологий в истории и других гуманитарных науках, рассмотрению соотношения методов исторической информатики, цифровой истории, цифровой гуманитаристики и традиционных описательных методов исторических исследований; обзору уже существующих направлений и проектов в данной области. Курс включает три основных вида учебной работы: лекции, семинарские занятия (практические), самостоятельная работа. Для самостоятельного изучения рекомендуется использовать материалы онлайн-курса «Цифровая история» на Национальной платформе «Открытое образование» (https://openedu.ru/course/hse/DIGHIST/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с методологическими подходами Digital Humanities, формирование знаний о предмете цифровой гуманитаристики, ее развитии, связи с другими междисциплинарными направлениями
  • формирование знаний, умений и навыков по отдельным направлениям цифровой гуманитаристики, освоение практических навыков работы с цифровыми инструментами и сервисами в гуманитарной сфере
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает и оценивает программные средства для решения конкретных учебных задач.
  • Знает основные исследовательские инфраструктуры в области Digital Humanities.
  • Использует для решения задач профессиональной сферы цифровые инструменты и методы Data Science.
  • Использует программные средства и инструменты для работы с исторической информацией, знает основные проекты в области digital humanities.
  • Читает и критически анализирует профессиональную литературу, знает ключевые термины и определения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Digital Humanities: предмет, направления, понятийный аппарат, история.
  • Раздел 2. Обзор основных программных средств, инструментов и сервисов.
  • Раздел 3. Инфраструктуры Digital Humanities. Менеджмент данных и проектов в Digital Humanities.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторная работа «Анализ текста»
    Цель – освоить инструменты работы с текстами. Задачи: 1. Подобрать текст (несколько текстов) на русском или английском языке общим объемом не менее 30 тыс. знаков по выбранной теме. Альтернативой тексту может быть выборка постов в социальных сетях. 2. Осуществление не менее трех видов анализа или визуализации выбранного текста. Это может быть любой вид text mining, облако тегов, кластеризация, реферирование, анализ настроения, стилометрия и др. 3. Описать результаты работы в виде текстового отчета, скриншотов, графиков и т.п. 4. Представление результатов на странице вашего проекта на общем сайте.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Временной и пространственный анализ»
    Цель - создать таймлайн или карту по выбранной теме адачи: 1. Выбрать тему / процесс, который будет изучаться и визуализироваться в рамках лабораторной работы. 2. Найти и отобрать не менее 20 событий по выбранной теме. 3. Выбрать сервис для создания карт / таймлайнов 4. Разработать схему описания событий с учетом возможностей сервиса и тематической специфики. 5. Подготовить необходимую графическую, статистическую или текстовую информацию в соответствие со схемой описания и возможностями сервиса. 6. Создать таймлайн / карту на основе выбранных событий и сервиса. 7. Если сервис имеет возможность встраивания на сторонние ресурсы, встроить созданный таймлайн на страницу вашего проекта на общем сайте. 8. Если сервис не имеет возможность встраивания на сторонние ресурсы, отобразить результаты на странице вашего проекта на общем сайте в виде скриншотов, ссылок и т.п.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Сетевое моделирование»
    Цель – создать проект в программе Gephi, отображающий объекты и связи между ними по выбранной теме.Задачи: 1. Выбрать тип(ы) объектов, связей между ними и тему, которые будут изучаться и визуализироваться в рамках лабораторной работы. 2. Найти и отобрать не менее 15 объектов по выбранной теме. 3. Завести объекты в программу Gephi. 4. Посмотреть несколько видов визуализации сетевой модели. 5. Встроить результаты на страницу вашего проекта на общем сайте.
  • неблокирующий Проект
    Цель – разработать тематический проект, включающий создание информационных моделей, анализ и визуализацию данных средствами Digital Humanities. Проект выполняется в течение всего периода обучения дисциплине и связан содержательно с лабораторными и самостоятельной работами, включает в себя их результаты. Задачи: 1. Объединиться в группы до 3 человек. 2. Выбрать и согласовать тематику проекта. Важно! Тема проекта должна соответствовать ОП История! Цель и задача должна относиться к предметной области цифровой истории. Необходимо также предусмотреть, чтобы по выбранной теме были текстовые ресурсы (источники, публикации, посты в соцсетях и т.п.), чтоб в рамках темы было актуально отображение каких-то объектов на карте, каких-то – в динамике, каких-то – в связях. 3. Создать страницу проекта на общем сайте. Указать авторов и другую необходимую информацию. 4. По ходу выполнения лабораторных работ заносить на страницу проекта их результаты, а также используемые источники, литературу и т.п. 5. Подготовить устную презентацию проекта на 5 минут перед аудиторией.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Цель - ведение дневника проекта. В дневнике отмечается собственная работа над проектом и предложения по обновлению сайта "Изучаем Digital Humanities"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Проект + 0.2 * Лабораторная работа «Анализ текста» + 0.2 * Лабораторная работа «Временной и пространственный анализ» + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.2 * Лабораторная работа «Сетевое моделирование»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Griffin, G., & Hayler, M. (2016). Research Methods for Reading Digital Data in the Digital Humanities. Edinburgh University Press.
  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
  • Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / Гвоздева В. А. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0572-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/504788
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Вестник Пермского Университета. Серия: История, (3 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15671143
  • Структуры и алгоритмы обработки данных: Учебное пособие / Колдаев В.Д. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01264-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418290

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Hai-Jew, S. (2017). Data Analytics in Digital Humanities. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1514614
  • Lev Manovich. (2016). The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. Journal of Cultural Analytics. https://doi.org/10.31235/osf.io/b2y79
  • Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773
  • Svensson, P., & University of Michigan. (2016). Big Digital Humanities : Imagining a Meeting Place for the Humanities and the Digital. Ann Arbor: U OF M DIGT CULT BOOKS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1527076
  • Travis, J., & DeSpain, J. (2018). Teaching with Digital Humanities : Tools and Methods for Nineteenth-Century American Literature. Urbana: University of Illinois Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875018
  • Wohlgenannt, G., Barinova, A., Ilvovsky, D., & Chernyak, E. (2019). Creation and Evaluation of Datasets for Distributional Semantics Tasks in the Digital Humanities Domain. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1903.02671
  • Методы и алгоритмы обработки данных : учеб. пособие / А.А. Григорьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22119. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/545998
  • Цифровые методы обработки информации/БорисоваИ.В. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 139 с.: ISBN 978-5-7782-2448-3