• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение философии в рамках исторического бакалавриата преследует две цели. Прежде всего, это развитие метакогнитивных способностей студентов — способностей к мышлению в предельных понятиях и к критической рефлексии по поводу мировоззренческих проблем и категорий (категорий бытия, познания, времени, смысла, развития, исторического процесса, памяти и забвения); важно подчеркнуть, что такая рефлексия в рамках курса осуществляется как в формах индивидуального «всматривания» в структуру проблемы с последующей феноменологической дескрипцией (результатом такой дескрипции могут становиться авторские философские тексты, эссе), так и в формах философского диалога. Вторая цель, преследуемая нашим курсом — освоение студентами истории философии как особой формы интеллектуальной культуры, — позволяет создать своего рода систему осмысляющих контекстов, в рамках которых становятся более понятны формы мышления (и соответствующие им ценности, мотивы поступков) людей конкретных исторических эпох, изучаемых нашими студентами в рамках конкренто-исторических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения;
  • рецепция идей и понятийного аппарата древневосточной, античной, средневековой, но¬воевропейской, русской и современной западной философии;
  • формирование у студентов герменевтических навыков на основе имманентного и интер¬текстуального анализа классических философских текстов;
  • создание условий для овладения навыками самостоятельной работы с первоисточниками;
  • формирование у студентов способности ориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания;
  • овладение навыками самостоятельного анализа различных дискуссий по философской проблематике;
  • формирование у студентов способности интерпретации различных явлений и процессов внешнего и внутреннего мира с точки зрения их философского смысла;
  • развитие критического мышления студентов на основе историко-философского и компаративистского анализа выдающихся философских систем и концепций;
  • формирование у студентов умения самостоятельно устанавливать связи между философской и социально-экономической проблематикой;
  • развитие способности видеть широкий исторический контекст, в котором возникают и эволюционируют философские системы и концепции;
  • расширение кругозора студентов и формирование системного мышления в области гуманитарных наук; углубление общегуманитарной подготовки студентов;
  • формирование у студентов коммуникативных способностей, а также навыков работы в группе (команде); способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и кооперации;
  • развитие способности ценить и бережно относиться к историческому, религиозному, интеллектуальному и художественному наследию и культурным традициям разных народов;
  • формирование гражданской ответственности, а также способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Вычленяет научную сущность в изучаемых проблемах
  • Сравнивает концепции античных и средневековых философов
  • Сравнивает концепции античных философов
  • Сравнивает концепции немецких философов
  • Сравнивает концепции русских и западных философов
  • Сравнивает концепции современных западных философов
  • Сравнивает концепции средневековых философов и философов эпохи Возрождения
  • Сравнивает концепции философов Нового времени и философов второй половины XIX в.
  • Сравнивает концепции философов эпохи Возрождения и философов Нового времени
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Философия как область знания
  • Раздел 2. Античная философия.
  • Раздел 3. Средневековая философия.
  • Раздел 4. Философия эпохи Возрождения
  • Раздел 5. Философия Нового времени
  • Раздел 6. Немецкая классическая философия
  • Раздел 7. Философия второй половины XIX в.
  • Раздел 8. Русская философия
  • Раздел 9. Западная философия ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по классической книге
    Студент выбирает классическую книгу по философии и пересказывает ее на минимум 5 страницах
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Студент готовит вопросы и выступает на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Студент письменно отвечает на два экзаменационных вопроса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе по классической книге
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин, А. А.  Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4016-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425236 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ретюнских, Л. Т.  Философия : учебник для академического бакалавриата / Л. Т. Ретюнских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 357 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9073-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433021 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кочеров, С. Н.  Философия : учебник для прикладного бакалавриата / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429051 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Оганян, К. М.  Философия человека : учебник для академического бакалавриата / К. М. Оганян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09621-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434399 (дата обращения: 28.08.2023).