• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Интеллектуальная история"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Каменских Алексей Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Наш научно-исследовательский семинар предлагает студентам, обучающимся по программе исторического бакалавриата, погрузиться в исследование истории интеллектуальной культуры как целостного пространства, в котором характерные и значимые для культур и эпох идеи, проблемы и стили мышления находили своё выражение в специфических формах и языках искусства, философии, технологий, науки и богословия. Интегральный подход, используемый создателями курса, позволяет проследить как процессы межкультурного диалога (скажем, оценить роль средневековых таджикских математиков в распространении индийской системы позиционного счисления в Западной Европе), так и миграцию значимых образов и идей на протяжении тысячелетий. Предметом нашего изучения будет как сам процесс порождения новых смыслов в каждую из культурных эпох, так и механизмы трансформации и передачи этих смыслов – словом, всё то, что позволяет человеческой культуре, непрерывно изменяясь, сохранять своё существенное единство.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на выработку компетенций, позволяющих профессиональному историку ориентироваться в истории интеллектуальной культуры как целостном пространстве, в котором характерные и значимые для культурных традиций идеи, проблемы и стили мышления находили своё выражение в специфических формах и языках искусства, философии, технологий, науки и богословия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о процессах генезиса форм интеллектуальной культуры в архаических обществах; владеет структуралистскими методиками описания мифологических моделей реальности по А. Крёберу и К. Леви-Строссу; понимает специфику положения интеллектуалов в цивилизациях древнего Востока; имеет представление о состоянии математических, астрономических и медицинских знаний в древнем Египте, Месопотамии и Китае
  • Студент ориентируется в пространстве текстов греческой и римской античности; имеет представление об эволюции ключевых философских, политических, этических и научных идей на протяжении тысячелетнего развития античной культуры.
  • Студент имеет комплексное представление о своеобразии развития интеллектуальной культуры каждой из основных цивилизаций Средневековья
  • Студент ориентируется в многообразии интеллектуальных движений Европы XIV-XVI вв.
  • Студент имеет представление о процессах генезиса форм интеллектуальной культуры в современном обществе
  • Студент ориентируется в «симфонизме» философских, политических, этических и научных идей и XIX вв.
  • Студент ориентируется в «симфонизме» философских, политических, этических и научных идей XX вв.
  • Студент имеет комплексное представление о развитии «Интеллектуальной истории» как научной дисциплины.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тематический блок 1. «Предыстория» интеллектуальной культуры: Интеллектуалы в архаических обществах и цивилизациях древнего Востока
    Шаманы и прото-жрецы в архаических обществах. Становление космологических представлений, первых систем записи информации. Протогорода (Гёбекли-Тепе, Чатал-Хююк) как культовые центры. Интеллектуалы-бюрократы в цивилизациях древнего Востока. Астрономия, математика и медицина в древнем Египте и Месопотамии. Шэньши в государствах древнего Китая, конфуцианский канон.
  • Тематический блок 2. Наука, искусство, философия и технология в античности
    1. Σχολή, θωρία и θέατρον, или О своеобразии античного «созерцания» - Σχολή как одно из условий возможности «греческого чуда». Иллюстрация: Фалес в Египте и первая из теорем геометрии. В целом – комплекс преданий о Фалесе. - Этико-политические функции античного театра; учение Аристотеля о катарсисе. - Космос как θέατρον, пифагорейская метафора о философах-созерцателях мирового агона. - Рождение философии и науки из духа σχολή. Пифагорейский фиас: монастырь, фитнес-клуб или академия наук? Пифагорейская четверица: доказательная геометрия, теория чисел, математическая теория музыки, первые космологические модели. Связь геометрии и философии: использование метода доказательства от противного у Парменида. Политико-социальные аспекты античной σχολή и «теории» или почему, по Аристотелю, греки должны управлять варварами. 2. Античный космос - Термины κόσμος, κοσμέω в дофилософском употреблении. Космизм античной философии и науки. Мифологические (Гесиод) и философские (Платон, «Тимей») космогонии. Космологические модели классической античности (гео-, гелио- и пиро-центризм), аристотелевско-птолемеевская Вселенная (+картография и небесная механика эллинизма), мир Нумения из Апамеи и неоплатоников. 3. Люди, боги и… Бог - миф об андрогинах (Аристофан Платоновского «Пира») - «философский монотеизм» античности 4. Образы судьбы и времени Антропология и иконография судьбы в античности: μοίραι, Τύχη (Fortuna), εἱμαρμένη (Fatum) Время в античной философии: Платон, Аристотель, неоплатоники. «Трактат о древней медицине», или Существовали ли в античности теории прогресса? 5. Как быть счастливым? – «Этика» Аристотеля как компендиум нравственных чувств; – кинический, скептический, стоический и эпикурейский пути к счастью. 6. Πόλις, она же civitas: политическая мысль в античности 7. Как организовать науку? - Формы организации научных сообществ в античности: пифгорейский фиас, платоновская гетерия (Академия), Ликей Аристотеля, Портик и Сад; медицинские школы классической античности. Александрийский Мусейон. Классификация наук по Аристотелю. Основные принципы, проблемы и достижения античной математики, физики и биологии. Женщины-интеллектуалки в античности: Диотима, Аспасия, Гипатия Александрийская Педагогические системы эллинизма и поздней античности. Семь свободных искусств. 8. Красота античных машин: от Ктесибия до Герона Александрийского - Был ли Архимед изобретателем лучевого оружия? - Почему, обладая паровым двигателем, древние греки не строили паровозов? - Почему римские дороги до сих пор не разваливаются? - Что такое «машина из Антикиферы», или Изобрели ли древние греки аналоговый компьютер?
  • Тематический блок 3. Интеллектуальная культура Средних веков
    Тема 9 (2 ч.). Филон Александрийский: зачем Авраам взял в жёны рабыню Агарь, или Нужны ли светские науки для спасения души? - Что делать христианам и мусульманам с философским и научным наследием античности? – От (очередного) сожжения Александрийской библиотеки к научным центрам Византии и арабского Востока. - Когда началось Средневековье? – Рождение национальных идей в христологических спорах и рождение истории из духа эсхатологии. Тема 10 (2 ч.). Интеллектуальное измерение Византийской цивилизации. - Pax Romana Orienta, или «Византийское содружество наций». - Восточная Римская империя: интеллектуальный депозитарий или жертва исторической несправедливости? Спор о византийской философии. Логический квадрат Михаила Пселла и современная параконсистентная логика. - Византийская иконография: богословие Образа и спор об обратной перспективе. - «Византия после Византии»? Тема 11 (2 ч.). Интеллектуальная культура мусульманского Востока - Переводческий проект Аббасидов и рецепция интеллектуального наследия античности - Поэзия, мистика, алгебра и (ал)химия: почему арабам удалось открыть новые горизонты науки? Путешествия позиционной системы счисления (от Индии до Испании) и «теории двух истин» (от Магриба до Оксфорда) - Ибн Халдун и рождение теории цивилизаций Тема 12 (4 ч.). Интеллектуальная культура европейского Средневековья - Математика готического собора - Исчисление истории: Иоахим Флорский - Прогулки с Данте - Спор об универсалиях и рождение эмпирической науки. Средневековая мистика цвета и света и рождение оптики. Роджер Бэкон и scientia как potentia. Как не пораниться бритвой Оккама? - Рождение университета.
  • Тематический блок 4 . Интеллектуальная культура XIV-XVI вв.: Европа
    - Проект «Ренессанс», или Кто изобрёл «Средневековье»? - Платоновская академия во Флоренции и скрипторий Марсилио Фичино - Прямая перспектива и антропологический сдвиг XV века - Есть ли у индейцев душа, или Теоретико-богословские основания раннего колониализма - Чистилище, индульгенции и «банк благодати» - Реформация. Читаем 95 тезисов Лютера. Sole fide, sole Scriptura и всеобщее священство. Анабаптизм как социальный эксперимент. Иоанн Кальвин, или Accusativus. Королевская Реформация, или как Томас Мор стал католическим святым. – А что там с Ренессансом? – Судьбы Михаила Сервета и Джордано Бруно. Прав ли был Макс Вебер, находя в протестантской этике «дух капитализма»?
  • Тематический блок 5 . Эпоха Просвещения XVII-XVIII вв.: рационализм и свободомыслие
    Тема 14 (2 ч.). Научная революция конца XVI-XVII вв.: Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон. Тема 15 (2 ч.). Место человека в мироздании. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм. Тема 16 (2 ч.). Английская литература XVII-XVIII вв. Дж. Мильтон, Дж. Свифт, Д. Дефо, Э. Гиббон. Тема 17 (2 ч.). На пути к Великой французской революции. Ш-Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А.Н. Кондорсе. Энциклопедизм и либерализм.
  • Тематический блок 6. «Долгий XIX век»: 1789-1914 гг.
    Тема 18 (2 ч.). «Не только Европа». Америка и Россия: становление сверхдержав. «Отцы-основатели» США. Х. Доносо Кортес о будущем России. Тема 19 (2 ч.). Промышленная революция и новые достижения в естествознании. Машинное производство и социальные трансформации. Великие теории в химии (Д.И. Менделеев) и биологии (Ч. Дарвин). Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) и художественный натурализм (Э. Золя, Г. де Мопассан, А. Доде). Тема 20 (2 ч.). Феномен Германии. Немецкая классическая философия, от «Бури и натиска» XVIII в. до немецкого романтизма XIX в. (И.В. фон Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне). О. фон Бисмарк и объединение Германии: Т. Моммзен, Г. фон Трейчке. Тема 21 (2 ч.). От романтизма до фашизма: Дж.Г. Байрон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Б. Муссолини и А. Гитлер. Тема 22 (2 ч.). От рационализма до коммунизма: британо-французские «утопические социалисты» (К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), К. Маркс и В.И. Ленин. Тема 23 (2 ч.). Утилитаризм. И. Бентам и Дж.С. Милль. От Австрийской экономической школы (В. Парето, Л. фон Мизес) до трансгуманизма XXI в. (Д. Пирс, «Гедонистический императив»). «Системный гедонизм» И.В. Волочкова. Тема 24 (2 ч.). Художественная литература XIX в. «Западный канон» Г. Блума. «Исторический роман» В. Скотта. Романтизм (В. Гюго, А. Дюма, Ф. Купер, Г. Мелвилл) vs реализм (О. де Бальзак, Ч. Диккенс, М. Твен, Дж. Лондон). Ф. Достоевский
  • Тематический блок 7. «Короткий ХХ век»: 1914-1991 гг.
    Тема 25 (2 ч.). От Первой мировой до Второй мировой. «Потерянное поколение». «Интеллектуальный исторический роман» Л. Фейхтвангера. «Истоки тоталитаризма» Х. Арендт. Политическая теология К. Шмитта. Тема 26 (2 ч.). Марксизм vs фрейдизм. Неомарксизм («Франкфуртская школа» и Ю. Хабермас). Психокультурный неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм). Тема 27 (2 ч.). Иррационализм ХХ века: О. Шпенглер и А. Бергсон. Интуитивизм и религиозная философия ХХ в. (Э. Жильсон и Ж. Маритен). Тема 28 (2 ч.). Космизм. «Русский космизм»: От К.Э. Циолковского до А.Р. Беляева. «Золотой век» научной фантастики. Тема 29 (2 ч.). Американский прагматизм. Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Тема 30 (2 ч.). Ориентализм. «Пробуждение Азии». Э.В. Саид и его предшественники (французы К. Фаррер и Р. Генон, англичане Р. Киплинг и Дж. Конрад). Тема 31 (2 ч.). Художественная литература ХХ в. Модернизм (Т.С. Элиот, Э. Хемингуэй, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т. Манн) и экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр, С. Де Бовуар).
  • Тематический блок 8. «Интеллектуальная история» в ХХ веке.
    Тема 32 (2 ч.). «Интеллектуальная история» в англо-саксонском мире. А.О. Лавджой, И. Берлин, К. Скиннер, Дж. Покок. Тема 33 (2 ч.). «Интеллектуальная история» в континентальной Европе. М. Фуко и Ж. Делёз. «Школа анналов» (Л. Февр, М. Блох, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе в третьем модуле
  • неблокирующий Эссе в четвертом модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах в третьем модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах в четвертом модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Работа на семинарах в третьем модуле + 0.25 * Работа на семинарах в четвертом модуле + 0.15 * Эссе в третьем модуле + 0.25 * Эссе в четвертом модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bod, R. 1965-author. (2014). A New History of the Humanities : The Search for Principles and Patterns From Antiquity to the Present. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683846
  • Lichtheim, M. (2006). Ancient Egyptian Literature, Volume II : The New Kingdom. Berkeley, CA: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=612797
  • Moyn, S., Sartori, A., & Sartori, A. (2013). Global Intellectual History. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=582581
  • Whatmore, R., & Young, B. W. (2016). A Companion to Intellectual History. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1089075
  • Орлов И.Б. - «Человек исторический» в системе гуманитарного знания - Издательский дом Высшей школы экономики - 2012 - 192с. - ISBN: 978-5-7598-0943-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66056
  • ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amina Elbendary. (2016). Crowds and Sultans : Urban Protest in Late Medieval Egypt and Syria. [N.p.]: The American University in Cairo Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1842480
  • Ana Paula Tavares Magalhães. (2015). The medieval university and the ethos of knowledge: Franciscan friars, patristic tradition, and scholastic ‘instruments.’ https://doi.org/10.4025/actascieduc.v37i3.24397
  • Berger, S. (2017). The Art of Philosophy : Visual Thinking in Europe From the Late Renaissance to the Early Enlightenment. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1431843
  • Black, R. (2001). Humanism and Education in Medieval and Renaissance Italy : Tradition and Innovation in Latin Schools From the Twelfth to the Fifteenth Century. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=74141
  • Boulter, S. (2014). John Marenbon, ed., “The Oxford Handbook of Medieval Philosophy.”
  • Brian W. Ogilvie. (2006). The Science of Describing : Natural History in Renaissance Europe. University of Chicago Press.
  • Carruthers, M., & Ziolkowski, J. M. (2004). The Medieval Craft of Memory : An Anthology of Texts and Pictures (Vol. First pbk. edition). Philadelphia, Pa: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1648751
  • Christopher Cairns. (2018). The Renaissance Theatre : Texts, Performance and Design. Routledge.
  • Clark, L. R. (2018). Collecting Art in the Italian Renaissance Court : Objects and Exchanges. Cambridge University Press.
  • Colish, M. L. (1997). Medieval Foundations of the Western Intellectual Tradition, 400-1400. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53116
  • Davide Cantoni. (2015). The Economic Effects Of The Protestant Reformation: Testing The Weber Hypothesis In The German Lands. Journal of the European Economic Association, (4), 561. https://doi.org/10.1111/jeea.12117
  • Dickey, E. (2007). Ancient Greek Scholarship : A Guide to Finding, Reading, and Understanding Scholia, Commentaries, Lexica, and Grammatiacl Treatises, From Their Beginnings to the Byzantine Period. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=205549
  • Eire, C. M. N. (2016). Reformations : The Early Modern World, 1450-1650. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1241129
  • Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
  • Foerster, T., & Burkhardt, S. (2013). Norman Tradition and Transcultural Heritage : Exchange of Cultures in the ‘Norman’ Peripheries of Medieval Europe. Farnham, Surrey, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=645088
  • Freudenthal, G. (2018). The brighter side of Medieval Christian-Jewish polemical encounters : transfer of medical knowledge in the midi (Twelfth-Fourteenth Centuries) legal regulations of interreligious debate and disputation in the Middle Ages. Medieval Encounters, 24, 29–61. https://doi.org/10.1163/15700674-12340016
  • Graham, T. F. (2020). Medieval Minds : Mental Health in the Middle Ages (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2141254
  • Gruen, E. S. (2011). Rethinking the Other in Antiquity. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350107
  • Herrin, J. (2007). Byzantium : The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490839
  • Kantorowicz, E. H. (2016). The King’s Two Bodies : A Study in Medieval Political Theology. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1090909
  • Larson-Miller, L. (2020). Medieval Liturgy : A Book of Essays (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2028731
  • Lichtheim, M. (2019). Ancient Egyptian Literature. Oakland, California: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2044946
  • Mihai Androne. (2020). Martin Luther : Father of the Reformation and Educational Reformer (Vol. 1st ed. 2020). Springer.
  • Milena Dobreva, & Serguey Ivanov. (n.d.). Medieval Slavic World: Byzantium and the Slavs in the 9th century AD’. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A96028A
  • Mordechai Feingold, & John Watts. (2019). History of Universities : Volume XXXII / 1-2: Renaissance College: Corpus Christi College, Oxford, in Context, 1450-1600. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2227469
  • Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.
  • Naoë Kukita Yoshikawa. (2015). Medicine, Religion and Gender in Medieval Culture. Boydell & Brewer.
  • Papaioannou, S. (2011). Michael Psellos on friendship and love: erotic discourse in eleventh-century Constantinople. Early Medieval Europe, 19(1), 43–61. https://doi.org/10.1111/j.1468-0254.2010.00311.x
  • POWELL, E. A. (2017). When the Ancient Greeks Began to Write. Archaeology, 70(3), 44.
  • Raymond Westbrook, Deborah Lyons, & Kurt Raaflaub. (2015). Ex Oriente Lex : Near Eastern Influences on Ancient Greek and Roman Law. Johns Hopkins University Press.
  • Rhodes, N., & Sawday, J. (2000). The Renaissance Computer : Knowledge Technology in the First Age of Print. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=77255
  • Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
  • The Image of a Sculptor in Medieval and Renaissance Art ; Образ скульптора в искусстве Средних веков и Возрождения. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B5F414
  • TKACHENKО, R. (2017). The Reformation and Early Modern Europe: A Guide to Research. Edited by David M. Whitford ; Реформация и Европа раннего модерна: руководство к исследованию.
  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Д.Харрис - Византия: История исчезнувшей империи - Альпина нон-фикшн - 2017 - ISBN: 9785961448382 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/13407
  • Медовичев А.Е. (n.d.). 2017. 02. 007. Шейдел У. Империи неравенства: древний Китай и рим. Scheidel W. empires of inequality: Ancient China and Rome // Ancient Greek and Roman history. - Aug.. 1, 2016. - p. 1-21. - [Электронный ресурс] mode of access: https://ssrn. Com/abstract=2817173. (accessed: 08. 01. 2017. ). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2f2017-02-007-sheydel-u-imperii-neravenstva-drevniy-kitay-i-rim-scheidel-w-empires-of-inequality-ancient-china-and-rome-ancient-greek-and-roman