• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исторические информационные ресурсы

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание дисциплины «Исторические информационные ресурсы» охватывает круг проблем, связанных с созданием, возможностями применения и анализом различного вида электронных ресурсов в исторической науке. Цель дисциплины – формирование умения анализировать, разрабатывать и использовать различные виды ресурсов для исторических исследований и образования, в том числе на основе исторических источников различных типов. Задачи курса – изучение историографии применения и создания исторических информационных ресурсов, возможностей и ограничений различного типа ресурсов (интернет-ресурсов, баз данных, электронных карт и др.), существующих подходов к их созданию и проведению научных исследований на их основе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Исторические информационные ресурсы» является знание теоретических и прикладных проблем создания, организации, сохранения и применения различные виды ресурсов для исторических исследований и образования, формирование умений и навыков их разработки, анализа, использования, в том числе на основе исторических источников различных типов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает состояние теоретических и прикладных проблем применения и создания исторических информационных ресурсов; их основные типы классификации, понимает возможности и ограничения использования различного типа ресурсов.
  • Владеет основными технологиями и инструментарием создания и использования исторических информационных ресурсов, их применения в исторических исследованиях, образовании, просвещении.
  • Умеет создавать основные виды исторические информационных ресурсов и использовать их в исторических исследованиях и образовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Инфосфера гуманитарных наук. Теоретические и прикладные проблемы исторических информационных ресурсов.
    Тема 1. Введение в курс исторические информационные ресурсы Курс «Исторические информационные ресурсы» как учебная и научная дисциплина. Цели, задачи, содержание и основные направления изучения курса. Связь курса с гуманитарными и математическими дисциплинами. Порядок и формы изучения. Источники и литература. Тема 2. Теоретические проблемы исторических информационных ресурсов Исторические информационные ресурсы как компонент инфосферы. Понятия «информационные ресурсы», «документы», «исторические информационные ресурсы» и «исторические информационные массивы», проблемы их идентификации. Тема 3. Методы описания и классификации исторических информационных ресурсов Подходы к описанию и классификации информационных ресурсов. Особенности описания и классификации исторических информационных ресурсов. Классификация исторических информационных ресурсов: соответственно структуре и содержанию предметной области; по типу, технологиям создания и обработки данных; по форме организации (списки, перечни, каталоги, коллекции, архивы, библиотеки, информационные системы и пр.); по форме собственности; назначению; способу распространения. Оценка исторических информационных ресурсов: подходы и методики. Тема 4. Основные типы исторических информационных ресурсов: общая характеристика и особенности. Научные, образовательные, просветительные исторические информационные ресурсы. Документальные исторические информационные ресурсы. Библиографические, справочно-энциклопедические, фактографические, картографические исторические ресурсы. Исторические и историографические источники. Материальные объекты и вещественные памятники как исторические информационные ресурсы. Изобразительные, художественные, видео, аудио исторические информационные ресурсы. Тема 5. Исторические информационные ресурсы библиотек, архивов, музеев. Особенности информатизации институтов национальной памяти. Организация, хранение и использование исторических информационных ресурсов в институтах национальной памяти. Тема 6. Исторические ресурсы научных, образовательных и других организаций и учреждений. Информационные ресурсы органов власти и управления, академических институтов, образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, сферы бизнеса, предпринимательства, общественной и политической деятельности.
  • Раздел 2. Исторические информационные ресурсы: проектирование, создание, использование
    Тема 7. Цифровые исторические информационные ресурсы. Исторические информационные ресурсы в Интернет. Международные, национальные, региональные, локальные, персональные исторические информационные ресурсы. Историко-ориентированные информационные системы и базы данных, мультимедиа продукты как исторические информационные ресурсы: типология и классификация. Информационно-коммуникационные системы и социальные сети как исторические информационные ресурсы. Научные и образовательные, программно-технологические сервисы, облачные хранилища, поисковые системы как исторические информационные ресурсы. Тема 8. Историческая Интернет-эвристика. Основные методы, технологии и инструментарий для поиска, организации, анализа цифровых исторических информационных ресурсов. Универсальные и специализированные поисковые системы. Оценка цифровых исторических информационных ресурсов: подходы и методы оценки. Тема 9. Основные методы и технологии проектной работы по созданию и организации исторических информационных ресурсов Разработка и реализация проектов по созданию исторических информационных ресурсов. Подходы и вопросы методики. Модели информационных объектов. Модели данных. Технологии и ресурсы электронного текста. Интернет-технологии и ресурсы. Технология баз данных. Информационные системы. Метаданные. Технические средства создания информационных ресурсов, основы веб-разработки, CMS. Тема 10. Правовые вопросы и информационные ресурсы Исторические информационные ресурсы как объекты интеллектуальной собственности. Правовые проблемы создания и использования исторических информационных ресурсов. Исторические информационные ресурсы в контексте информационной безопасности. Заключение. Итоги изучения курса «Исторические информационные ресурсы». Перспективы создания и использования исторических информационных ресурсов и развития инфосферы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Работы загружаются в LMS в соответствующий проект в разделе "Проекты".
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Практические работы загружаются в LMS в соответствующий проект в разделе "Проекты", выступления, обсуждения, доклады на семинарах в синхронном формате в Zoom.
  • неблокирующий Проект
    Работы предварительно загружаются в LMS в соответствующий проект в разделе "Проекты", презентация работ происходит в синхронном формате в Zoom.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Проект + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Филюшкина А.И. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-9916-1820-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шапцев В. А., Бидуля Ю. В. - ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-02989-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-informacii-teoreticheskie-osnovy-sozdaniya-informacionnogo-obschestva-434455