• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Социология" нацелена на приобретение знаний об основных особенностях развития социологии как науки, о задачах социологии в обществе. В рамках курса изучаются ключевые понятия социологии, социальные институты, основные объяснения социализации и ее ключевых агентов, причины и формы социального неравенства и социальных изменений, некоторые классические и современные социологические теории и школы, некоторые закономерности социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей. В ходе освоения дисциплины студенты учатся видеть институты и процессы с разных точек зрения, формулировать критическую позицию по проблеме, сопоставляя и сравнивая некоторые теоретические перспективы, представлять результаты аналитической работы в устой и письменной формах, в том числе с использованием визуальных средств презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В области обучения: получение выпускником высшего профессионально-профилированного образования (на уровне бакалавра истории), основанного на умениях и компетенциях, связанных с поиском и использованием информации; фундаментальной подготовки в области гуманитарных наук, освоение основ социально-экономических знаний, обеспечивающих приобщение к культурным ценностям современного общества, позволяющих успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общими и специальными компетенциями, способствующими социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
  • В области воспитания личности: приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию необходимых экономисту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в специфике социогуманитарного знания
  • Различает современные концепции социологии.
  • Имеет представления о методах исследования и владеет первичными исследовательскими навыками.
  • Понимает категориальный аппарат. Демонстрирует навыки научной рефлексии и анализа.
  • Имеет навыки работы с научными текстами. Освоил социологическое понятие «социальный институт».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология: предмет, метод и функции
    Причины и условия интереса к изучению общества и истории; историчность социологии, социальные изменения 19 века, свобода выражать мысли. Типы знаний об обществе историческая реконструкция, историческая память. Социология и идеология. Нормальная наука, научная теория, методы. Особенности социальных и гуманитарных наук (отличия от естественных в понятийном аппарате, методах, итогах, выводах). Общественная роль социологии. Структура социологического знания (теория, методы и исследования, позитивизм, антипозитивизм, теоретическая и прикладная)
  • Современное состояние социологической теории
    Новые социологические идеи начала ХХ века (М. Вебер и понимающая социология, Чикагская школа, символический интеракционизм, этнометодология). Актуальные социологические теории: структуралистская, конфликтологическая, функциональная, интерпретативная, интегративная. Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Элиас.
  • Качественные и количественные методы социологического исследования
    Проблемы научного изучения общества (влияние исследователя, изучение Другого, выборка – проблемы конструирования, смещение, репрезентативность, случайная, квотная, перевод теоретических понятий на эмпирический язык). Количественные методы социологических исследований (массовый опрос: опрос общественного мнения, проблемное исследование, контент-анализ). Качественные методы социологических исследований (анализ личных документов – Ф. Знанецкий и У. Томас, фокусированное интервью, включенное наблюдение, визуальная социология).
  • Общество и культура как объекты исследования
    Общество как система. Различные подходы к пониманию общества. Исторические типы обществ. Культура как социальная технология. Строение культуры (ценности, нормы: традиции, канон; санкции, символы, артефакты, стили). Функции культуры в обществе (сохранение и воспроизводство образца, осмысление, преемственность, интеграция). Специфика современной культуры. Субкультуры и контркультуры (стиль, социокультурная группа, субкультура среднего класса). Массовая культура (народная культура, локальная культура, стандартизация и элитарность в культуре). Мода как социальное явление (Г. Зиммель и Г. Блумер).
  • Повседневность как объект социологического анализа
    Повседневность в социологическом знании. Понимающая социология М.Вебера. Социальная феноменология (А.Щюц, П.Бергер и Т.Лукман). Драматургический подход И.Гофмана. Повседневность и исторические исследования. Советская и постсоветская повседневность. Публичность и приватность.
  • Социальные институты
    Определение социального института, его функции и структура (вид социальной организации; явные и латентные функции; нормативная система, роли, иерархия, границы, инструменты). Традиционная и новая теории институтов: институт как объективная и субъективная реальности (неизменные или рамки взаимодействия, создаваемые людьми).
  • Образование как социальный институт современного общества
    Становление образования, его институциональные функции (постоянный состав участников, выравнивание по возрасту, стандартизация школьных программ, определенные требования к обучающим; образование выполняет функцию фильтра, достижения статуса, рост критичности). Школа и политика. Контроль учебного плана государством. И. Иллич «Deschooling society». Школа и экономика. Р. Колинз.
  • Социальные общности, социальные группы и организации
    Понятия группы (статистическая, социологическая, социальная: лояльность и групповая идентичность, типы групп: первичные, вторичные, малые, большие, формальные, неформальные). Организация (регулярность, контроль, иерархия, цель, бюрократия). Городское сообщество (урбанизация – рурализация, анонимность, функциональность контактов, презентация, разделение публичной и частной жизни, мобильность).
  • Социология экономической и политической жизни
    Производственные институты. Труд и занятость, безработица, профессии, отчуждение. Финансовые институты. Экономика дара - потлач, неизмеряемая экономика. Реципрокность. Деньги как социальное явление. Неформальная экономика. Предпринимательство (М. Вебер: протестантизм и дух капитализма, аскетизм; В. Зомбарт: жажда наживы, «военный поход»). Власть: личная и институциональная (М. Вебер: осуществление воли, Т. Парсонс: контроль за другими, власть авторитета, власть физической силы, легитимность: легальность, традиция, харизма). Государство как социальный институт (централизация, контроль над территорией, национальное государство – суверенитет, гражданский статус: гражданские права, политические и социальные права). Демократические институты (гражданство, выборы, участие/абсентеизм, политические партии, пресса). Идеология.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Социальная структура и социальное неравенство (дифференциация, социальный статус, подходы к измерению: объективные показатели, репутационный, самооценок; социальная мобильность). Классы как элемент социальной структуры: теория Дарендорфа (доход, образование, власть, три класса, средний класс). Класс и гендер.
  • Социальная и культурная динамика
    Теория социального прогресса (социальные изменения, социальные процессы; линейные и циклические; социальный прогресс – регресс, теория модернизации, социальная утопия). Концепция социальной травмы П. Штомпки (условия травмы, жизнь в травме, дезориентация, социальная ностальгия). Социальный конфликт: теории, формы. Коллективные действия и общественные движения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Историческая социология : учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 181 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772507
  • Кремлев Н. Т. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-05549-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-v-3-ch-chast-1-pervobytnoe-obschestvo-441539
  • Кремлев Н. Т. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-534-05551-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-v-3-ch-chast-2-agrarnoe-obschestvo-441567
  • Кремлев Н. Т. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 127с. - ISBN: 978-5-534-05552-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-v-3-ch-chast-3-industrialnoe-i-postindustrialnoe-obschestvo-441568
  • Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Ж.Т. Тощенко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 607 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 'Всего еси исполнена земля русская...': Личности и ментальность русского средневековья: Очерки / А.А. Горский. - М.: Языки слав. культур, 2001. - 176 с. - (Studia historoca. Малая серия). (e-book) ISBN 5-94457-006-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/331979
  • Kopylov, V. (2017). Интеллигенция в системе гегемонии Антонио Грамши. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F10250F3
  • Бенсаид, Д. Спектакль как высшая стадия товарного фетишизма. Маркс, Маркузе, Дебор, Лефевр, Бодрийяр и т. д. [Электронный ресурс] / Д. Бенсаид, С. Денисов. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 130 с. - ISBN 978-5-94193-813-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018061
  • Валлерстайн, И. (2006). «В Терминах Традиционной Социальной Науки Я — Еретик» (Интервью). Вопросы Образования, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688054
  • Гараджа, В.И. Социология религии : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И.Гараджа. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2015. — 304 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-003765-3. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/486511
  • Гончаренко Илья Георгиевич. (2006). Автор, Сказ И Диалог В Трактовке В. В. Виноградова И М. М. Бахтина. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91C9462C
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). The dualism of human nature and its social conditions ; Дуализм человеческой природы и его социальные условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7CD953A
  • Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма. — М., 2002. — 164 с. ISBN 5–201–02093–3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345824
  • Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001
  • Карпова, А., & Мещерякова, Н. (2015). Интеллигенция И Власть (Современное Прочтение А. Грамши). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.21ABC183
  • Кильдюшов, О. (2014). Мишель Фуко Как Исследователь «Полицейского Государства»: Программа, Эвристические Проблемы, Перспективы Изучения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41C5C51B
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-08317-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-2-437722
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624
  • Фуко Мишель. (n.d.). Мысль извне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmysl-izvne