• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом: овладение навыками исследовательской работы; овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов; овладение навыками работы с исследовательской литературой; овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы; знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет применять общенаучные методы анализа эмпирических данных.
  • Владеет категориями институционального анализа. Умеет анализировать институты в историческом контексте.
  • Знает различия основных историко-социологических подходов.
  • Умеет применять экономическую теорию к анализу исторических явлений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общенаучные методы исследования
    Тема 1. Логические процедуры в историческом исследовании. Причинно-следственные связи. Дедуктивное и индуктивное умозаключение. Аргументация и доказательная база. Возможность фальсификации выводов. Практикум по выявлению проблем в логике и аргументации исследователей. Тема 2. Системный и структурно-функциональный анализ. Признаки системы: элементы и связи, наличие цели/функции существования, потребление ресурсов, механизм сохранения целостности, вложенные системы. Изменение систем. Абстрактность системного подхода в исследовательской практике. Структурно-функциональный анализ как формализованная версия системного подхода. Практикум по структурно-функциональному анализу явлений. Тема 3. Сравнительный анализ. Задачи компаративистики в историческом исследовании. Формулировка цели. Принципы выбора объектов сравнения. Выбор критериев сравнения. Выбор шкалы сравнения. Результат сравнения: общее и особенное. Проблема сравнения разновременных явлений или объектов. Тема 4. Типология и классификация. Цель типологии и классификации в историческом исследовании. Классификация как строгая процедура разделения объектов на группы. Типология как отражение сущностных различий объектов.
  • Институциональный подход в историческом исследовании
    Тема 5. Основные категории институционального анализа. Понятие института в разных теориях. Роль социального института. Агенты. Нормы и санкции. Транзакции. Формальные и неформальные институты. Институциональная среда, институциональное соглашение, институциональная практика. Процесс институционализации. Тема 6. Неоинституциональные теории. Базовые посылки нового институционализма. Нормативный институционализм. Институционализм рационального выбора. Эволюционный институционализм. Конструктивистский институционализм. Тема 7. Институты и культура. Подход Д. Норта к объяснению природы институтов и их эволюции. Культура как основание институциональных норм. Достоинства и критика данного подхода. Тема 8. Практикум по применению институционального анализа в историческом исследовании. Анализ применения термина «институт» в работах современных отечественных и зарубежных историков. Выполнение заданий по описанию и анализу институтов в историческом контексте.
  • Социологические подходы в историческом исследовании
    Тема 9. Конструктивизм. Основы конструктивистского подхода к изучению общественных явлений. Различия теорий. Известные теории: теория Н. Лукмана и П. Бергера, «воображаемые сообщества» Б. Андерсона, «изобретение традиции» Э. Хобсбаума, историософия М. Фуко. Достоинства и ограничения подхода. Практикум по деконструкции явлений. Тема 10. Структурализм. Основы структуралистского подхода к изучению общественных явлений. Обзор теорий: культурный капитал, драматическая теория Гоффмана, теория фреймов, гендерное программирование, теория структурного насилия Гальтунга. Перформативный одход. Попытка примирения конструктивизма и структурализма в теории габитуса П. Бурдье. Практикум по структуралистскому анализу исторических явлений. Тема 11. Антропология. Антропология и социология: общность и различия. Антропология глазами биолога и историка. Фуцнкциональный подход (Б. Малиновский и др.). Структуралистский подход (К. Леви-Стросс и др.). Интерпретативный подход (К. Гирц и др.). Синтетические теории современной культурной антропологии. Основные категории антропологии. Практикум по антропологическому анализу исторических явлений. Тема 12. Теории социального взаимодействия. Теория символического интеракционизма. Теория социального обмена. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Тема 13. Сетевой подход. Генезис и основные принципы сетевого подхода. Идея «укоренённости» явлений в социальных отношениях. Сила слабых связей М. Грановеттера. Идентичность из сетей Х. Уайта. Сети и институты: проблема сочетания подходов. Практикум по моделированию сетей.
  • Экономические подходы в историческом исследовании
    Тема 14. Homo economicus Абстракция рационального человека в исследовательской практике: достоинства и ограничения. Ассимиляция модели в работах историков разных методологических направлений. Тема 15. Экономический рост. Модели экономического роста. Богатство нации и благосостояние человека: взгляд историков и экономистов. Типичные ошибки историков в исчислении благосостояния и оценке экономической динамики. Тема 16. Социальное как экономическое. Экономические теории, объясняющие социальные отношения. Теория коллективного действия как способ интерпретации групповой активности. Теория общественного выбора как способ интерпретации политического поведения. Экономические интерпретации культурных процессов. Практикум по применению подходов. Тема 17. Экономическое как социальное. Отказ от абстракции рационального человека в поведенческой экономике. Эвристики, когнитивные искажения и дефекты воли. Основные теории экономической социологии (экологический, социоэкономика и др.). Социальные факторы в экономическом поведении человека.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная письменная работа во время семинара
  • неблокирующий Домашнее задание «экспертиза методологического подхода историка»
  • неблокирующий Домашнее задание «применение экономической теории для изучения исторической проблемы»
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится онлайн по утверждённому расписанию. Платформа проведения – Zoom, конференция создаётся преподавателем дисциплины, ссылка на конференцию передаётся студентам через LMS (раздел «Материалы»). Экзаменационное задание, в соответствии с ПУД, представляет собой индивидуальный устный доклад с мультимедийной презентацией. Временное ограничение доклада – 4 минуты. Структура доклада отражена в ПУД (см. критерии оценивания). Оценки за экзамен доводятся до студентов в течение того же календарного дня. В случае технических неполадок предлагается оперативно связаться с преподавателем для решения проблемы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание «применение экономической теории для изучения исторической проблемы» + 0.2 * Домашнее задание «экспертиза методологического подхода историка» + 0.2 * Работа на семинаре + 0.1 * Самостоятельная письменная работа во время семинара + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лавриненко В. Н., Путилова Л. М.-ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-251-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-3369-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/issledovanie-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-426173
  • Под ред. Филюшкина А.И.-ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-323-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-1820-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Головин Н. А.-СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-461-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07033-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Коршунов В. В.-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ДЛЯ НЕ-ЭКОНОМИСТОВ) 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-237-Университеты России-978-5-534-11331-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ekonomicheskaya-teoriya-dlya-ne-ekonomistov-444998