• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс позволяет овладеть навыками исследовательской работы, в том числе с применением современных информационных технологий и инструментария, получить навыки аналитической работы с историческими источниками разных видов, навыки работы с исследовательской литературой, навыки реферирования и рецензирования научной литературы, познакомит со структурой и правилами оформления научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы: В области обучения – приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы: 1) овладение навыками исследовательской работы, в том числе с применением современных информационных технологий и инструментария; 2) овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов; 3) овладение навыками работы с исследовательской литературой; 3) овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы; 4) знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет писать введение к исследовательской работе
  • Может применить методы анализа для разных типов источников, умеет анализировать исследовательскую литературу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Особенности научного текста
    Тема 1. Исследовательская работа в вузе Положение о курсовой работе и правила ее написания. Основные этапы работы над курсовой. Правила оформления текста, сносок и списка литературы и источников. ГОСТы. Работа с антиплагиатом. Тема 2 Научный текст. Признаки научного текста. Научный и художественный текст. Публицистика. Эмоции в научном тексте. Типология научных текстов. Тема 3. Структура научного текста. Статья и монография. Постановка проблемы, обзор историографии, тезисы, аргументы, выводы. Особенности научной рецензии на статьи и монографии. Тема 4. Научная дискуссия: научные журналы. Научная жизнь: обзоры научных дискуссий (по материалам журналов «Вестник МГУ» (https://proxylibrary.hse.ru:2226/browse/udb/890), «Вопросы истории» (https://proxylibrary.hse.ru:2226/browse/publication/688) и др.). Тема 5. Научная дискуссия: конференция. Типология конференций, тематика, тренды. Подборка конференций для студентов. Структура научного доклада. Тема 6. Презентации научного исследования. Технология и особенности выступления на научной конференции. Визуальные и вербальные способы представления результатов исследования. Представление собственных исследовательских проектов. Тема 7. Проблема ангажированности научных исследований. Фальсификации в науке и производство научных мифов. Примеры фальсификации и мифов. Тема 8. Ценности и оценочные суждения в исторических исследованиях. Реконструкция исторического прошлого как научная проблема. Ценности в гуманитарном познании. Объективность, беспристрастность и свобода от оценочных суждений. М.Вебер о «свободе от оценки» в социологической и экономической науке. Влияния моральных и этических регуляторов, социальных стереотипов на выбор темы исследования и донаучное (обыденное) представление о ней. Тема 9. Историографический обзор литературы. Историография и обоснование заявленной темы. Принципы и практики составления историографического обзора. Проблема адекватности и соразмерности историографии и заявленной темы. Масштабы исторических открытий. Формируем «научный багаж» исследования: «карточка» цитат, «карточка» ссылок. Конспекты и выписки в научной работе. Тема 10. Способы и приемы отбора и поиска научной литературы. Библиотека как информационный ресурс. Алфавитный и систематический каталоги, реферативные сборники, библиографические справочники, историографические обзоры. Поиск научной литературы в Интернете. Периодические научные издания. Тема 11. Работа с научной литературой. Рецензирование и реферирование. Как читать монографию. Приемы чтения и анализа научной литературы. Работа с монографией, необходимой в собственной исследовательской работе. Реферирование научных статей и монографий. Рецензирование научных статей и монографий. Принципы и практики научной критики и научной дискуссии.
  • Раздел 2. Введение в исследовательской работе
    Тема 12. Структура введения и постановка проблемы исследования. Структурные элементы введения. Технология постановки проблемы исследования в соответствии с тематикой работы. Тема 13. Актуальность и новизна исследования. Понятие актуальности и новизны исследования. Содержание, объем, оригинальность, четкость, аргументированность, согласованность актуальности. Тема 14. Цель и задачи исследования. Правила постановки цели. Особенности постановки задач исследования. Тема 15. Предмет и объект исследования. Что такое предмет исследования. Что такое объект исследования. Особенности обозначения предмета и объекта исследования. Тема 16. Методологические основания исследования. Что такое методология. Рамки исследования. Эмпирическая и теоретическая компоненты научного исследования. Объект и предмет исследования. Принципы выбора методологии. Проблема корректности и адекватности методологии и заявленной темы. Тема 17. Пишем текст: представления результатов исследования. Адресат научного текста. Правила академического письма. Библиография научного исследования. Правила оформления научного текста. Сноски и ссылки. Форматирование. Структура. Проблема плагиата и научной этики. Тема 18. Публичное представление результатов исследования. Особенности устного выступления. Технические средства и правила их использования. Презентация, доклад и ответ на вопросы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме защиты результатов своего исследования в zoom. 7-10 на выступление с презентацией. Затем ответы на вопросы. В случае, если обучающийся защищает курсовую, оценка комиссии является оценкой за экзамен по НИС.
  • неблокирующий Домашнее задание: Проспект исследовательской работы
  • неблокирующий Домашнее задание: оригинальная статья
  • неблокирующий Самостоятельная работа: рецензия
  • неблокирующий Семинарские занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание: оригинальная статья + 0.1 * Домашнее задание: Проспект исследовательской работы + 0.1 * Самостоятельная работа: рецензия + 0.3 * Семинарские занятия + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лаппо-Данилевский А. С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-239-Антология мысли-978-5-534-07070-5, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Антология мысли-978-5-534-07072-9, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Под ред. Сиренова А.В.-ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-396-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03318-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istochnikovedenie-432089
  • Русина Ю. А.-ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-234-Университеты России-978-5-534-00431-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Русина Ю. А.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-203-Университеты России-978-5-9916-9805-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гребенюк А. В., Колосова И. В.-ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОГРАФИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-266-Авторский учебник-978-5-534-08011-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-civilizaciografiya-424100
  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Соколова М. В.-ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-113-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10089-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272