• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русь IX-XVII вв.

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Русь IX-XVII вв.» – сформировать у студентов представление о развитии государства и общества в период Средневековья и раннего Нового времени. Курс направлен на знакомство с основными фактами и явлениями, характеризующими особенности развития страны в IX-XVII вв., на изучение основных интерпретаций исторических процессов, существующих в историографии. В ходе занятий студенты будут осваивать умения и навыки работы с научной литературой и историческими источниками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления об истории Руси IX-XVII вв.
  • Приобретение знаний об основных направлениях и методах исследований по истории России до конца XVII в.
  • Приобретение знаний о важнейших источниках по истории России до конца XVII в.
  • Овладение навыками работы с научной литературой и историческими источниками.
  • Воспитать уважительное отношение к историческому прошлому.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о генезисе Древнерусского государства и общества, знает основные этапы становления государственности.
  • Владеет научной информацией о причинах и ходе политической раздробленности. Может сравнить разные модели государственности, существовавшие в русских землях в XII-XIII вв.
  • Знает об особенностях взаимоотношений древнерусских земель с Монгольской империей/Золотой Ордой и Ливонским Орденом. Знаком с ролью Великого княжества Литовского в истории Восточной Европы.
  • Владеет знаниями о генезисе русского централизованного государства. Знает исторические факты, относящиеся к росту, политической и социальной трансформации Московского государства.
  • Понимает значение Смутного времени для хода отечественной истории. Владеет знаниями событийной стороне Смуты.
  • Имеет представление об исторических процессах, разворачивающихся в XVII в. Способен критически рассматривать концепт «допетровская эпоха». Видит альтернативы развития России.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Древнерусское государство IX-XI вв.
    Тема 1. Генезис древнерусской государственности и общества в IX-XI вв. Политогенез у восточных славян в отражении исторических источников. Славянские «племена». «Славинии». Генезис государственности у восточных славян с точки зрения политической антропологии. Вождество. Роль русов в формировании Древнерусского государства. Князь Рюрик. Дискуссии вокруг «норманнской теории». Марксистская историография о феодальной природе Древнерусского государства (Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин). Полюдье. Этапы формирования государственности. Крещение Руси. Точки зрения историков на процесс завершения истории Древнерусского государства. Древнерусское общество.
  • Раздел 2. Русские земли и княжества в кон. XI в. - первой половине XIII в. Политическая раздробленность
    Тема 2. Древнерусские земли в период политической раздробленности XI-XII вв. Хронологические рамки периода раздробленности. Научные термины, используемые для характеристики периода. «Княжение», «волость», «земля». Статус Киева. Мономаховичи и Ольговичи. Причины политической раздробленности. Концепция «феодальной раздробленности» в советской историографии. Исторические взгляды И. Фроянова. Частное и монастырское землевладение в древнерусских землях. Модели государственности в период раздробленности. Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля, Новгородская боярская республика.
  • Раздел 3. Русские земли с сер. XIII – первой трети XV вв.
    <div>Тема 3. Вторжение монголов и установление зависимости русских земель от Орды.</div> <div>Кочевое государство монголов. Чингисхан. Завоевания монголов. Первое столкновение русских князей с монголами. Битва на Калке. Нашествие на древнерусские земли и его последствия. Вопрос о численности монгольского войска. Установление зависимости от Монгольской империи. Улус Джучи. Традиционный взгляд на &laquo;иго&raquo; в отечественной историографии и особая позиция историков-&laquo;евразийцев&raquo;. Борьба за ярлык на великое княжение между русскими князьями. Московские князья и Орда. Деятельность великого князя Дмитрия Ивановича. &laquo;Великая замятня&raquo;. Куликовская битва. Разорение Москвы Тохтамышем. Отношение Москвы и Сарая после смерти Дмитрия Донского. Начало распада Золотой Орды.</div> <div>Тема 4. Великое княжество Литовское и древнерусские земли в XIII &ndash; XV вв.</div> <div>Взаимоотношения балтских племен и Руси до XIII в. Деятельность Миндовга. Возникновение Великого княжества Литовского. Борьба балтских племен с военно-монашескими орденами. Вхождение древнерусских земель в состав ВКЛ при великих князьях Гедимине и Ольгерде. Конфликт с Ордой. Битва на Синих Водах. Социальное и политическое устройство ВКЛ. Религиозный вопрос в Литве и пути его решения. Литовско-московские конфликты. Несостоявшийся политический союз Дмитрия Донского и великого князя Ягайло. Кревская уния. Грюнвальдская битва. Московское княжество и ВКЛ в период правления великого князя Витовта.</div>
  • Раздел 4. Русские земли XV-XVI вв. Формирование русского централизованного государства.
    Тема 5. Трансформация российской государственности в XV-XVI вв. Территориальный рост Московского государства в XV-XVI вв. Войны с ВКЛ и ханствами, возникшими после распада Золотой Орды. Стояние на Угре и обретение независимости. Покорение Москвой Новгородской республики, Тверского княжества и других древнерусских земель. Внутренняя территориальная и правовая неоднородность государства: уделы, Касимовское княжество, земли служилых князей. Феодальная война. Изменение статуса московского государя в течение XV-XVI вв. Титул «царь». Формирование институтов централизованного государства. Государев двор. Боярская Дума. Местничество. Дворец и Казна. Реформы Ивана IV. «Избранная рада». Земский собор. Приказы. Судебники Ивана III и Ивана IV. Местное управление в XV-XVI вв. Вооруженные силы Российского государства в XV-XVI вв. Опричнина. Россия в правление Федора Ивановича и Бориса Годунова. Становление поместной системы. Установление крепостного права.
  • Раздел 5. Смутное время в России кон. XVI-нач. XVII вв.
    Тема 6. Гражданская война в России в нач. XVII в. Причины Смутного времени. Социальная напряженность в российском обществе на рубеже XVI-XVII вв. Закрепощение крестьян. Имущественная дифференциация в дворянской среде. Династический кризис. Правления Федора I. Правление Бориса и Федора Годуновых. Точки зрения на Смуту в отечественной историографии. Гражданская война начала XVII в.: основные этапы. Политические центры Смуты. Правление Лжедмитрия I. Правления избранного царя Василия Шуйского. Крестоцеловальная запись: юридическое значение и форма. Восстание Болотникова: источники, ход, сущность и точки зрения историков. Шведская и польская интервенция: особенности и характер. Бунты в России в период смуты. Деятельность патриарха Гермогена. Первое народное ополчение (1611 г.). Второе народное ополчение (1611-1612 гг.). Зарубежные и российские претенденты на престол. Земский собор 1613 г.: состав, значение и организация. Михаил Романов. Завершение Смуты. Война с Речью Посполитой и Швецией. Борьба с казаками. Последствия Смутного времени.
  • Раздел 6. Внутренняя и внешняя политика Московского государства в XVII в.
    <div>Тема 7. Российское государство и общество после Смутного времени.</div> <div>Правление первых Романовых. Патриарх Филарет, его роль в управлении государством. Дискуссии о российском абсолютизме в советской историографии. Земские соборы. Боярская Дума. Эволюция приказной системы. Служилая бюрократия в XVII в. Судебник 1649 г. Местное управление. Особенности воеводского управления. Реформы Федора Алексеевича. Социальные конфликты после Смутного времени. Положение тяглого населения. Городские восстания. Восстание С. Разина.</div> <div>Тема 8. Внешняя политика России в XVII в.</div> <div>Смоленская война. Переяславская рада, ее оценки в историографии. Русско-польская война (1654-1667). Андрусовское перемирие.&nbsp; Русско-шведская война 1656-1661 гг. Кардисский мир. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты. Деятельность А.Л. Ордина-Нащекина. &laquo;Вечный мир&raquo; с Речью Посполитой. Россия в составе Священной Лиги. Крымские походы В.В. Голицына. Развитие отношений со странами Востока. Освоение Сибири. Конфликты с империей Цин. Нерчинский трактат. Выход к Тихому океану. Итоги и задачи внешней политики России к концу XVII в.</div> <div>Тема 9. Церковь и государство в древнерусском обществе.</div> <div>Роль церкви в жизни древнерусского общества после Крещения. Становление церковной земельной собственности. Православная церковь в условиях зависимости о Орды. Переезд митрополита Киевского в северо-Восточную Русь. Флоренитийская уния и начало автокефалии русской церкви. Православие в ВКЛ. Спор &laquo;нестяжателей&raquo; и &laquo;осифлян&raquo;. Введение патриаршества. Церковь и государство в XV-XVI вв. Сакрализация монарха. Кружок &laquo;ревнителей древлего благочестия&raquo;. Деятельность патриарха Никона. Церковный раскол 50-60-х гг. XVII в.&nbsp; Зарождение старообрядчества. Протопоп Аввакум. Последствия церковного раскола. Конфликт царя и патриарха. Церковный собор 1666 г. Усиление государственной власти над церковью.</div>
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен с прокторингом. Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к %20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Порядок действий в ситуациях возникновения у студентов кратковременных или долговременных технических проблем. Если во время экзамена у студента произошло кратковременное (не более 5 минут) нарушение связи и студент смог восстановить связь в течение этого времени, студенту рекомендуется зафиксировать время разрыва связи (сделать скриншот, фотографию всего экрана, чтобы было видно время и окно приложения/сайта) и отправить преподавателю, как только связь восстановится, на корпоративную электронную почту. Если во время проведения экзамена у студента возникли технические неполадки, по не зависящим от студента причинам, которые не удалось устранить в течение 5 минут, и студент не смог вернуться к выполнению задания, студенту рекомендуется сообщить об этом в учебный офис незамедлительно с помощью любых каналов связи. В учебный офис не позднее, чем через 3 дня, необходимо предоставить максимальное количество подтверждающих документов (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Письменный экзамен + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кириллов В. В. - ИСТОРИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ДО ХХ ВЕКА 8-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 352с. - ISBN: 978-5-534-08563-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-v-2-ch-chast-1-do-hh-veka-437467
  • Ключевский В. О. - ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 210с. - ISBN: 978-5-534-02170-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-russkoy-istorii-v-3-ch-chast-1-vstupitelnye-besedy-istoriya-drevney-rusi-437330
  • Ключевский В. О. - ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-02202-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-russkoy-istorii-v-3-ch-chast-2-obrazovanie-moskovskogo-gosudarstva-437503
  • Петрухин В. Я., Раевский Д. С. - ИСТОРИЯ НАРОДОВ РОССИИ В ДРЕВНОСТИ И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-06936-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-narodov-rossii-v-drevnosti-i-rannem-srednevekove-438863
  • Платонов С. Ф. - ИВАН ГРОЗНЫЙ. БОРИС ГОДУНОВ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-06685-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ivan-groznyy-boris-godunov-smutnoe-vremya-442110
  • Пресняков А. Е. - ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 253с. - ISBN: 978-5-534-08956-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-russkoy-istorii-kievskaya-rus-426797
  • Пресняков А. Е. - ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 435с. - ISBN: 978-5-534-06633-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovanie-velikorusskogo-gosudarstva-441975