• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Математические методы в исторических исследованиях

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса "Математические методы в исторических исследованиях": изучение фундаментальных основ математики, а также разделов математики, которые нашли применение в исторических исследованиях (математическая статистика, методы математического моделирования и др.); изучение способов измерения исторических и социально-гуманитарных явлений; изучение целей, возможностей и ограничений применения количественных методов в различных типах исторических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний математических методов и навыков их применения в исторических исследованиях.
  • Изучение фундаментальных основ математики, а также разделов математики, которые нашли применение в исторических исследованиях (математическая статистика, методы математического моделирования и др.).
  • Изучение способов измерения исторических и социально-гуманитарных явлений; изучение целей, возможностей и ограничений применения количественных методов в различных типах исторических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен применять математические методы для изучения отдельных исторических объектов
  • Использует сведения из литературы и цифровых ресурсов для выполнения учебных заданий.
  • Знает математические модели, используемые в исторических исследованиях, способен применять математический аппарат для анализа исторических источников
  • Способен анализировать исторические источники с помощью статистических методов и соответствующих программных средств
  • Понимает возможности различных математических методов, способен выбирать методы для анализа исторических данных в соответствие с поставленными задачами
  • Способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение. Математизация гуманитарного знания
    Математизация научного знания. Понятийный аппарат. Математические методы в истории и политологии: цели, задачи, возможности, ограничения. Направления и формы математизации. Количественные vs описательные методы в исторических исследованиях.
  • Раздел 2. Измерения и шкалы
    Понятие числа. Шкалы, проблемы шкалирования в истории. Методы измерения. Понятие множества.
  • Раздел 3. Математическое моделирование в истории
    Моделирование в истории: типы объектов, обзор методов. Моделирование источников различного типа. Математическое моделирование исторических явлений и процессов. Клиодинамика. Типы моделей: отражательно-измерительные, имитационно-прогностические, контрфактические.
  • Раздел 4. Статистический подход и статистические методы в исторических исследованиях
    Выборка, выборочный метод. Основы теории вероятностей. Основы статистики. Дескриптивная статистика. Корреляционный анализ. Ошибки выборки. Доверительный интервал. Проверка гипотез. Статистические распределения. Нормальное распределение.
  • Раздел 5. Обзор других математических методов в исторических исследованиях
    Рассмотрение методов, нашедших применение в исторических исследованиях, но не рассмотренных в предыдущих разделах. Раздел во многом связан с устными защитами рецензий и рассмотрением соответствующих исследований и методов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Рецензия
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Рецензия + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семакин И.Г., Русакова О.Л., Тарунин Е.Л. и др. - Программирование, численные методы и математическое моделирование. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 298с. - ISBN: 978-5-406-07601-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932970

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гринева Н.В., Абдикеев Н.М., Пащенко Ф.Ф., Гусев В.Б., Иванюк В.А., Кузнецов Н.В. - Моделирование долгосрочного социально-экономического развития России - Русайнс - 2017 - 216с. - ISBN: 978-5-4365-2226-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927985
  • Дорофеева А. В. - ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ. СБОРНИК ЗАДАЧ 2-е изд. Учебно-практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-9916-2682-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vysshaya-matematika-dlya-gumanitarnyh-napravleniy-sbornik-zadach-425571
  • Древс Ю. Г., Золотарёв В. В. - ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-534-11951-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/imitacionnoe-modelirovanie-446488
  • Рейзлин В. И. - МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-08475-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/matematicheskoe-modelirovanie-434020
  • Статистические методы анализа данных : учебник / Л.И. Ниворожкина, С.В. Арженовский, А.А. Рудяга [и др.] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л.И. Ниворожкиной. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2016. — 333 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21064. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556760