• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Источниковедение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Работа историка с источниками в современном мире – это не просто поиск, пересказ или интерпретация информации. Важную роль играет методология, которую использует историк для раскрытия социальных смыслов в культурном наследии прошлого (источнике). Курс позволяет студенту разобраться с теоретико- методологическими основаниями исторических исследований, понять, как грамотно использовать источники в научных исследованиях, освоить практику дискуссий по источниковедческим вопросам. Курс построен на современной методологической базе, ориентированной на генерирование знания о человеке, человеческом прошлом в мире насыщенном информационными обменами и коммуникативными взаимодействиями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале, формирование умений, связанных с поиском, отбором и использованием в историческом исследовании разных видов источников.
  • приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию уважительного отношения к архивным и музейным коллекциям как ценному культурному наследию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития источниковедения как научной отрасли.
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XI-XVII вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Знает проблемы современного исторического источниковедения и дисциплин источниковедческого цикла, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История становления и развитие источниковедения в России и Западной Европе.
    Тема 1. Предмет, метод и функции источниковедения. Классификации исторических источников. Типы и виды. Тема 2. Предпосылки становления и развитие источниковедения в Западной Европе. Появление письменных источников. Зарождение навыков работы с текстами. Скриптории. Инкунабулы и история книгопечатания. Тема 3. Эволюция источниковедения в Западной Европе в XVIII в. Зарождение научных методов работы с источниками Тема 4. Книжная традиция в Древней Руси. Начало книгопечатания в России. Работа с источниками отечественных историков XVIII в. Тема 5. Зарождение научных методов работы с источниками в XIX в. Развитие отечественного источниковедения в XX в. Тема 6. Проблема сохранности исторических источников. Соотношение понятий подлинности и достоверности источников. Тема 7. Источниковедение и специальные исторические дисциплины.
  • Раздел 3. Письменные источники по отечественной истории XI-XVII вв.
    Тема 8. Опыт изучения русских летописей: проблемы интерпретации. Тема 9. Агиография. Жития святых как исторический источник. Тема 10. Законодательные источники XI-XVII вв. в контексте источниковедения: проблемы изучения и интерпретации. Тема 11. Литературные произведения Древней Руси как источник ретроспективной информации. Тема 12. Берестяные грамоты XI-XV вв. как исторический источник.
  • Раздел 4. Письменные источники по отечественной истории XVIII- начала XX вв.
    Тема 13. Законодательные источники XVIII-начала XX вв. в контексте источниковедения. Тема 14. Массовые источники XVIII-начала XX вв. в контексте источниковедения. Тема 15. Делопроизводственные материалы XVIII-начала XX вв. как исторический источник. Тема 16. Статистика XVIII-начала XX вв. как отдельный вид источника. Тема 17. Источники генеалогической информации XVIII – начала XX вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим техническим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, вставать с места, пользоваться любыми сторонними материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю. А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Ключевский В. О. - ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-09853-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnerusskie-zhitiya-svyatyh-kak-istoricheskiy-istochnik-428780
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Присёлков М. Д. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ XI—XV ВЕКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-06444-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-letopisaniya-xi-xv-vv-411763
  • Русина Ю. А. - ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00431-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Теория и методология истории: Учебное пособие / Потемкина М.Н., - 2-е изд. - М.:РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01351-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460120
  • Цеменкова С. И. ; под науч. ред. Мазур Л.Н. - АРХИВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-10241-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhivovedenie-istoriya-arhivov-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nachala-hh-veka-442483