• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Источниковедение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Работа историка с источниками в современном мире – это не просто поиск, пересказ или интерпретация информации. Важную роль играет методология, которую использует историк для раскрытия социальных смыслов в культурном наследии прошлого (источнике). Курс позволяет студенту разобраться с теоретико- методологическими основаниями исторических исследований, понять, как грамотно использовать источники в научных исследованиях, освоить практику дискуссий по источниковедческим вопросам. Курс построен на современной методологической базе, ориентированной на генерирование знания о человеке, человеческом прошлом в мире насыщенном информационными обменами и коммуникативными взаимодействиями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение знаний о развитии источниковедения как специальной отрасли исторической науки, комплексе исторических источников по отечественной истории, об их информационном потенциале, формирование умений, связанных с поиском, отбором и использованием в историческом исследовании разных видов источников.
  • приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию уважительного отношения к архивным и музейным коллекциям как ценному культурному наследию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития источниковедения как научной отрасли.
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XI-XVII вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их.
  • Знает особенности и основные источниковедческие приемы работы с письменными источниками российской истории XVIII- начала XX вв., уметь атрибутировать, датировать, анализировать и интерпретировать их
  • Знает проблемы современного исторического источниковедения и дисциплин источниковедческого цикла, типологию и этапы эволюции корпуса исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История становления и развитие источниковедения
    Предпосылки становления и развитие источниковедения в Западной Европе (XVIII-XXI вв.). Предпосылки становления и развитие источниковедения в России (XVIII-XXI вв.). Проблема сохранности исторических источников. Подлинность и достоверность.
  • Раздел 2. Предмет, метод и функции источниковедения
    Классификация исторических источников. От критики к интерпретации: источниковедческий метод. Современные подходы к анализу исторических источников. Источниковедение и специальные исторические дисциплины.
  • Раздел 3. Письменные источники российской истории XI-XVII вв.
    Летописи, хроники, анналы: проблемы и метод изучения. Опыт изучения русских летописей. Древнерусские источники канонического права. Законодательные источники XI-XVII вв. Агиография. Жития святых как исторический источник. Литературные произведения XI-XVII вв. как источник ретроспективной информации. Воинские повести. Берестяные грамоты XI-XV вв. как исторический источник.
  • Раздел 4. Письменные источники российской истории XVIII- начала XX вв.
    Законодательные источники XVIII-начала XX вв. Актовые источники XVIII-начала XX вв. Массовые источники XVIII-начала XX вв. Делопроизводственные материалы XVIII-начала XX вв. как исторический источник. Статистические данные XVIII-начала XX вв. как исторический источник. Генеалогические источники XVIII – начала XX вв.
  • Раздел 5. Источники истории России XX в.
    Общая характеристика источников Новейшего времени. Законодательство советского периода. Делопроизводственные материалы и статистика советского периода. Публицистика и художественная литература советского периода как исторический источник.
  • Раздел 6. Периодическая печать как исторический источник.
    Зарождение периодической печати. XVIII-XIX вв. Периодическая печать в конце XIX – начале XX вв. Периодическая печать советского периода. Периодическая печать постсоветского периода.
  • Раздел 7. Источники личного происхождения
    Общие проблемы использования эго-документов в исторических исследованиях. Источники личного происхождения XVIII-начала XX века. Дневники и мемуары. Письма. Трансформация источников личного происхождения в XX веке. Письма, дневники и мемуары советского периода. Электронные ресурсы источников личного происхождения. Проблемы и перспективы использования в исторических исследованиях.
  • Раздел 8. Визуальные источники.
    Изображение как «визуальный текст». Общие проблемы и перспективы использования визуальных источников в исторических исследованиях. Фотография как исторический источник. Художественные изображения как исторический источник.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Дистанционные испытания НИУ ВШЭ, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим техническим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан поставить на аватар фотографию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, вставать с места, пользоваться любыми сторонними материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Сиренова А.В.-ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-396-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03318-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istochnikovedenie-432089
  • Русина Ю. А.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-203-Университеты России-978-5-9916-9805-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-438076

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/237540
  • Ключевский В. О.-ДРЕВНЕРУССКИЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК-М.:Издательство Юрайт,2019-256-Антология мысли-978-5-534-09853-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/drevnerusskie-zhitiya-svyatyh-kak-istoricheskiy-istochnik-428780
  • Лаппо-Данилевский А.С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Антология мысли-978-5-534-07072-9, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Присёлков М. Д.-ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ XI—XV ВЕКОВ-М.:Издательство Юрайт,2019-260-Антология мысли-978-5-534-06444-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-russkogo-letopisaniya-xi-xv-vv-411763
  • Русина Ю. А.-ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-234-Университеты России-978-5-534-00431-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istochnikovedenie-noveyshey-istorii-rossii-438077
  • Теория и методология истории: Учебное пособие / Потемкина М.Н., - 2-е изд. - М.:РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01351-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460120
  • Цеменкова С. И. ; под науч. ред. Мазур Л.Н.-АРХИВОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-153-Профессиональное образование-978-5-534-10241-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/arhivovedenie-istoriya-arhivov-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nachala-hh-veka-442483