• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая история

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Цифровая история» является формирование знаний и навыков в области использования цифровых медиа и технологий, количественных методов и методов data science для анализа, организации и визуализации исторической информации и исторических источников. В курсе будут рассмотрены становление и тренды развития цифровой истории, ее связь с другими междисциплинарными направлениями, такими как digital humanities и public history. Подробнее мы остановимся на отдельных направлениях цифровой истории – анализе текстов и изображений, сетевом и пространственном анализе, трехмерном моделировании историко-культурного наследия, виртуальных музеях и цифровых коллекциях, цифровых изданиях исторических источников. Будут рассмотрены возможности и ограничения цифровых технологий в перечисленных областях, сервисы и инструменты, разобраны российские и зарубежные кейсы. Изучение дисциплины реализуется с использованием онлайн-курса «Цифровая история» на национальной платформе «Открытое образование» (https://openedu.ru/course/hse/DIGHIST/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование знаний о предмете цифровой истории, ее развитии, связи с другими междисциплинарными направлениями, такими как историческая информатика и digital humanities;
  • формирование знаний, умений и навыков по отдельным направлениям цифровой истории, в том числе умений и навыков анализа текстов и изображений, сетевого и пространственного анализа, знаний о трехмерном моделировании историко-культурного наследия, виртуальных музеях и цифровых коллекциях, цифровых изданиях исторических источников.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Читает и критически анализирует профессиональную литературу, знает ключевые термины и определения.
  • Знает уровни информационной поддержки исторических исследований; выбирает и оценивает программные средства для решения конкретных учебных задач; использует программные средства и инструменты для работы с исторической информацией, знает основные проекты в области цифровой истории.
  • Демонстрирует понимание влияния цифровых технологий на историческое образование и просветительскую деятельность, знает основные цифровые проекты в области публичной истории.
  • Способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение. Что такое цифровая история. Историческая информация и информационные ресурсы по истории.
    Тема 1. Что такое цифровая история? История в цифровую эпоху. Понятие и содержание "цифровая история". Направления цифровой истории. Квантитативная история, клиометрия, History and Computing, historical information science, историческая информатика. Развитие исторической информатики и цифровой истории. Предпосылки и этапы. Первые проекты и коллективы. Историческая информатика и цифровые гуманитарные науки. Тема 2. Историческая информация и информационные ресурсы. Исторические данные, информация и знания. Born digital исторические источники. Данные и метаданные. Тема 3. Кодирование и моделирование исторической информации. Объекты, связи, типы моделей. Основы теории графов. Виды графов. Структуры данных и их применение в истории. Связанные данные. Инфраструктуры исторических данных.
  • Раздел 2. Информационная поддержка исторических исследований. Основные программные средства, сервисы и инструментарий для обработки научной исторической информации.
    Тема 4. Уровни информационной поддержки исторических исследований. Организационно-поисковый и аналитический уровни. Уровень визуализации данных, результатов исследований. Комплексный уровень. Содержание и особенности информационно-аналитической поддержки научных исторических исследований на различных уровнях. Тема 5. Исторические информационные системы и базы данных. Введение в исторические информационные системы и базы данных: определения и историческая справка. Классификация исторических информационных систем по различным основаниям. Поисковые сервисы и системы. Справочно-энциклопедические, библиографические сервисы и ресурсы. Цифровые коллекции, архивы и библиотеки. Аналитические, репрезентационные, универсальные и тематические исторические ресурсы. Проектирование информационных систем на основе реляционных баз данных. Подходы к созданию исторических информационных систем: источнико- и проблемно-ориентированный, смешанный. Тема 6. Цифровые издания и анализ исторических текстов. Модели электронных текстов. Эволюция форм представления текста. Полнотекстовые машиночитаемые информационные системы. Методы и технологии структурирования текста. Система "Клио" М. Таллера. Технологии глубокой разметки текста. Параллельные корпуса текстов. Корпусные методы в историческом источниковедении. Дальнее чтение и корпусные технологии. Стилеметрическая атрибуция исторических источников. Контент-анализ и другие методы анализа исторических текстов. Цифровая эпиграфика. Онлайн-сервисы для работы с текстом. Тема 7. Сетевое моделирование исторических данных. Сетевой анализ в исторических исследованиях, специфика и обзор проектов. Метрики сегментаций. Метрики центральности. Программные средства для составления и анализа сетей. Сетевой анализ историографии. Сетевые сообщества. Выявление и анализ сообществ. Тема 8. Пространственные визуализация и анализ исторических данных. Пространственная визуализация исторических данных. Цифровые карты. Картографические сервисы, геоинформационные системы (ГИС). Историческая геоинформатика. Старые и современные карты. От текста к карте. Разметка текстов, карт, изображений (сервис Recogito). Тема 9. Математические методы в исторических исследованиях. Математизация истории. Измерение в истории. Количественные и описательные методы в истории. Статистический подход в истории. Математическое моделирование в исторических исследованиях. Big Data в исторических исследованиях. Тема 10. Цифровые методы работы с аудиовизуальными источниками и материальными объектами. Аудиовизуальные исторические источники как данные. Разметка и анализ аудиовизуальных исторических источников. Машинное обучение и интеллектуальный анализ изображений. Мультиспектральная и макросъемка изображений. Трехмерное научное моделирование историко-культурного наследия.
  • Раздел 3. Историческая информация, сервисы, цифровые технологии и инструментарий для исторического образования.
    Тема 11. (Цифровая) история за пределами академии. Публичная история. Публичное цифровое пространство. Краудсорсинг в создании исторических ресурсов. Музеи и библиотеки в цифровую эпоху. Расширение доступа к историческому и культурному наследию. Историческое образование в цифровом мире. Электронное обучение: методы, формы, технологии, инструменты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Анализ текста»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Таймлайны»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Карты»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Лабораторная работа «Сетевое моделирование»
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
  • неблокирующий Проект
    Экзамен ПУД не предусмотрен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Лабораторная работа «Анализ текста» + 0.15 * Лабораторная работа «Карты» + 0.15 * Лабораторная работа «Сетевое моделирование» + 0.15 * Лабораторная работа «Таймлайны» + 0.2 * Проект + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / Гвоздева В. А. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0572-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/504788
  • Структуры и алгоритмы обработки данных: Учебное пособие / Колдаев В.Д. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01264-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418290

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методы и алгоритмы обработки данных : учеб. пособие / А.А. Григорьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22119. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/545998
  • Цифровые методы обработки информации/БорисоваИ.В. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 139 с.: ISBN 978-5-7782-2448-3