• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и теория медиа

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "История и теория медиа"изучается с использованием онлайн-курса «История и теория медиа», размещенном на платформе «Открытое образование» https://openedu.ru/course/hse/MEDIA. В ходе изучения дисциплины студент приобретет знания об историческом контексте становления и развития института медиа; научится проводить качественные и количественные исследования в медиадискурсе, используя для этого методологический инструментарий исторической и политической науки. В результате обучающийся получит представление об общем и особенном в закономерностях развития медиа-пространства в различных политических традициях и экономических моделях, обобщая накопленный опыт конкретными кейсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний теоретического наследия в области медиа, подходов к теоретическому анализу медиа, логики развития медиасистем в современных обществах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности разных этапов эволюции медиа, понимает принципы взаимодействия общества и медиа.
  • Знает содержание разных теорий медиа. Умеет проводить собственный анализ в рамках этих теорий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Общество и эволюция медиа.
    Тема 1.Сферы медиа: медиа, коммуникация, информация, масс-медиа, СМИ и СМК Представляются основные понятия сферы медиа: медиа, коммуникация, информация, масс-медиа, СМИ и СМК. Тема 2.Развитие общества через изменения коммуникативных систем, медианосителей, методов контроля медиа. Представлена основная логика развития обществ через изменения коммуникативных систем, медианосителей, методов контроля медиа. Тема 3.Механизмы контроля и регулирования содержания массовых коммуникаций. Исторический экскурс в механизмы контроля и регулирования содержания массовых коммуникаций, начиная от средневековых цензурных уставов и статутов и заканчивая преиму-щественно конституционными принципами, регулирующими свободу слова. Тема 4.Социальная история основных медианосителей и средств коммуникации. Изучение социальной истории основных медианосителей и средств коммуникации. Мы рассмотрим различные системы письменности, материальные формы книги, электрические системы передачи информации (телеграф и телефон) и то, как это повлияло на социальные практики.
  • Раздел 2. Спектр теорий медиа.
    Тема 5. Классификация теорий медиа и обзор предметов исследования в различных теориях. Классификация теорий медиа и обзор предметов исследования в различных теориях. После этого мы начнем разбирать три самых ранних группы теорий. Начнем с эмпирико-функционалистской группы теорий, которая занималась изучением эффектов и функций медиа в общественной жизни. Тема 6. «Критическая теория», рассматривающая медиа как институты, воспроизводящие капитализм и социальную иерархию. Второй основополагающей группой теорий была «Критическая теория», рассматривающая медиа как институты, воспроизводящие капитализм и социальную иерархию. Тема 7. Лингвистическая группа теорий, рассматривающая медиа через призму сообщений и текстов, которые они продуцируют Третьей основополагающей группой теорий является лингвистическая группа теорий, рассматривающая медиа через призму сообщений и текстов, которые они продуцируют. Тема 8.Теория информационного и сетевого общества. На этой неделе мы начнем рассматривать современные социальные теории медиа. И начнем с теории информационного и сетевого общества, а также идей медиадетерминизма-Маклюэна и Инниса. Тема 9. Социальные теории, рассматривающие как медиапроцесс распространение и внедрение инноваций Здесь мы рассмотрим социальные теории, рассматривающие как медиапроцесс распространение и внедрение инноваций Тема 10.Микросоциальные теории, связанные с коммуникациями: этнометодология медиа, символический интеракционизм и т. д. В этой части курса будут рассмотрены микросоциальные теории, связанные с коммуникациями. Сюда относится этнометодология медиа, символический интеракционизм и т. д. Тема 11. Социальные теории медиапотребления и CulturalStudies. Здесь мы разберем социальные теории медиапотребления и CulturalStudies. Тема 12. Проблема медиакапитала. В данном компоненте курса мы рассмотрим политэкономические современные медиате-ории. В первую очередь проблему медиакапитала. Затем мы коснемся темы культурных и креативных индустрий с позиций представителей политической экономии массовых коммуникаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа (онлайн-курс)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Самостоятельная работа (онлайн-курс) + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / А.Г. Киселёв. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 431 с. - ISBN 978-5-238-01742-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028771
  • Коммуникативная философия знания: от теории коммуникативных медиа к социальной философии науки / Антоновский А.Ю. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 168 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105607-3 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/761422
  • Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. - СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-mediatekst-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-445761
  • Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи : монография / И. В. Жилавская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : МПГУ, 2018. - 214 с. - ISBN 978-5-4263-0611-0 . - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021235 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021235
  • Коммуникология: теория и практика массовой информации: Учебник / Шарков Ф.И., Силкин В.В. - Москва :Дашков и К, 2017. - 160 с. ISBN 978-5-394-02671-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/937258
  • Куличкина Г. В. - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МАСС-МЕДИА 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 197с. - ISBN: 978-5-534-07954-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnologicheskie-osnovy-socialno-kulturnoy-deyatelnosti-mass-media-442249
  • Лики медиакультуры и маски политики : монография / П.Н. Киричёк. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 59 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1011058
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиакомуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 233с. - ISBN: 978-5-4365-2691-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931926
  • Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие / В.А. Евдокимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006932-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415337
  • Массмедиа как сфера применения политических технологий : учеб. пособие / В.А. Евдокимов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 230 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59d230b58e4868.44153905. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/899759
  • Нигматуллина Т. А., Терновая Л. О. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 327с. - ISBN: 978-5-534-05665-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-mediaciya-438923
  • Пономарев Н.Ф. - Теории и стратегии медиатизации публичных коммуникаций. Монография - Русайнс - 2018 - 222с. - ISBN: 978-5-4365-3003-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931281